Загадочные "эксперименты ВОЗ" в Казани потеснили Кыштымскую трагедию

Антиядерное общество Татарстана присоединилось к общественникам, пытающимся взять под свой контроль учения ВОЗ в Казани. 13 октября на пикете в Соцгороде традиционные темы, которые общество раскручивает уже много лет (Кыштымская катастрофа, захоронения "Радона" близ Казанки и Голубых озёр), были вытеснены на периферии повестки. Главными оказались претензии к Всемирной организации здравоохранения.

Читайте также: Жизнь в радиоактивной зоне. 60 лет после Кыштымской катастрофы

Даже совсем свежая информация об отправках в Россию из Франции очередной партии урановых отходов не вызвала, судя по плакатам в руках протестующих, такого взрыва возмущения, как продолжающиеся в Казани учения ВОЗ. Как уже рассказывало наше издание, они стартовали в столице Татарстана, 11 октября и ещё до начала породили массу легенд.

ВОЗ, Радура, МСЗ и Голубые озёра: Антиядерное общество РТ вышло на пикет в Казани

Так, участники пикета у станции метро "Проспект Победы" рассказывали корреспонденту "Idel.Реалии" о неких загадочных экспериментах, которые ВОЗ собирается проводить в Казани (источник информации об этих самых опытах так и остался невыясненным) и жаловались на молчание СМИ и официальных структур по поводу учений (что тоже, мягко говоря, не вполне соответствует действительности, поскольку первые публикации об этих учениях стали выходить еще в августе). Саму организацию обвиняли в сотрудничестве с Биллом Гейтсом и кланом Рокфеллеров, а также в вакцинации народов разных стран препаратами, вызывающими бесплодие и всевозможные болезни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Гейтсово поле экспериментов". На волне учений ВОЗ в Казани случился всплеск конспирологии

Между тем, к протестующим против учений ВОЗ присоединился экоактивист Антон Бортяков, сам неоднократно жаловавшийся, что ему приходится тратить большие усилия на опровержение очевидных фейков. Периодически, например, в чаты татарстанских общественников кто-то вбрасывает информацию про химтрейлы (одна из популярных теорий заговора, гласящая, что с самолётов распыляются вредоносные химические вещества), которую и приходилось разоблачать экоактивисту.

"РАБОТАЕТ НАСТОРАЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР"

На пикете в Соцгороде корреспондент "Idel.Реалии" попытался выяснить у Бортякова, что лично его подтолкнуло к участию в пикетах против учений ВОЗ:

— Сегодня на этом пикете, я смотрю, довольно разнообразная повестка. Тут и радиоактивные отходы, и ВОЗ…

— Изначально пикет задумывался в память о годовщине Кыштымской трагедии, когда мощная утечка радиоактивных веществ произошла во внешнюю среду в советское время, и данные об этом долгое время не доносились до населения — и вдруг буквально несколько недель возникла вот эта повестка по поводу проведения учений с участием ВОЗ и многочисленных иностранных граждан, которые по линии ВОЗ приехали к нам со своим каким-то оборудованием. И здесь, мне показалось, это очень перекликается с Кыштымской трагедией именно за счёт того информационного вакуума, который был связан именно с проведением данных учений. Было непонятно, не было развернуто информации в СМИ о том, какими силами и средствами проводится данное учение, с какими целями проводится данное учение, какие приборы привозят данные специалисты, с какими материалами будут работать и, главное, будет ли задействовано население в ходе данных учений. Потому что мы все привыкли, ещё с советских времён, что учения, например, по гражданской обороне проводятся с участием населения… В данном случае происходит замалчивание всего, что связано с проведением учений, и простым гражданам неясно, для чего они вообще проводятся.

— Антон, ну я вот буквально на днях гуглил. Нашёл ряд заметок об этих учениях, датированных ещё августом. В том числе одна публикация содержала ответ Роспотребнадзора, где и оборудование перечислялось, и указывалось, что гражданское население в учениях ВОЗ участвовать не будет.

— Данная информация тоже настораживает людей. А для чего тогда они проводятся?

— Ну на самом деле очень много учений проводится в России — по борьбе с теми же ЧС — и я не помню, чтобы кто-то требовал обязательного общественного контроля или просто участия общественности.

— В данном случае работает настораживающий фактор — коронавирусная инфекция. Все мы понимаем, что борьба с этим новым возбудителем заболеваний важна — и важно также распространение реальной информации, каких масштабов достигло это заболевание у нас в стране. И когда в город к нам приезжает международная организация здравоохранения, и в стороне от людей (в данном случае — на территории экспоцентра) проводятся какие-то действия с неозвученными целями, это вызывает настороженность у граждан. Странно выглядит привлечение представителей стран НАТО к нам в страну, которая испытывает санкции со стороны данных стран, и когда им открывают карт-бланш на любые действия в одном из крупнейших городов нашей страны, не озвучивая при этом населению, что они будут делать…

— Эти действия, я так понимаю, ограничены территорией выставочного центра у аэропорта.

— Нам об этом ничего не известно.

— Говорили же. В ответах, в том числе.

— Этот ответ не был доведён до широких слоёв населения.

— А как надо было довести?

— Например, через телевидение.

— Многие люди сейчас не смотрят ТВ, а сидят в Интернете. Поделюсь своим ощущением: на пикетах почему-то очень много откровенного негатива в адрес ВОЗ и распространяется, так скажем, непроверенная, фейковая информация — о десятках тысяч и даже миллионах людей, которые стали бесплодными, заболели после прививок ВОЗ и т.д.

— Все эти фейки конечно же в народе накапливаются без надлежащей критической оценки. И всё это создает нервозную и нетерпимую обстановку в том числе и по вопросу этих учений. В том числе развенчание подобных фейков и должно быть главной задачей СМИ, именно государственных СМИ. Однако мы видим, что там обсуждаются любые проблемы, начиная от любовных треугольников различных лиц и заканчивая планами наших ближайших соседей по переносу рек и в каких-то внутриполитических конфликтах. А вопросы, которые затрагивают всё население, почему-то замалчиваются.

— Собственно, к этому я и подвожу. Как можно требовать контроля над действиями международной организации, когда де-факто в России общество не контролирует ни Роспотребнадзор, ни прочие госорганы?

— На взгляд меня и других экологических активистов, такими акциями как сегодня мы должны привлекать внимание обычных граждан, которые с работы приходят сразу домой, и те вопросы, которые мы ставим на этих акциях должны доводиться до населения. Потому что если эти вопросы не ставить, информация будет замалчиваться и простые жители не смогут её правильно оценивать. И будут вестись на эти фейки многочисленные, распространяемые в сети, и всем будет от этого только хуже.

"ВОДА УНОСИТ РАДИАЦИЮ В ГОЛУБЫЕ ОЗЁРА"

Основная масса тем и плакатов, как заметил корреспондент "Idel.Реалии", перекочевала в Соцгород с пикетов у станции метро "Проспект Победы". Главные обвинения на них были адресованы ВОЗ, на одном из плакатов по касательной доставалось и Роспотребнадзору. Но были затронуты и другие темы.

Надпись на одном из транспарантов гласила "Долой МСЗ!", "Радуру на облученные продукты!", требовал другой плакат (Радура — интернациональный символ маркировки облученных продуктов питания). Ещё один альтернативный плакат — "Могильник уничтожает голубые озёра" — держал в руках Владимир Демидов, руководитель общественной ассамблеи "Наследие Татарстана", член Президиума Всероссийского общества охраны природы в РТ.

— На этом пикете я выражал обеспокоенность состоянием Голубых озёр, не согласен с тем, что пролонгация произошла радоновых захоронений (небольшой могильник радиоактивных отходов, ФГУП спецкомбинат "Радон", расположен под Казанью, в Высокгороском районе РТ — "Idel.Реалии") на очередной период. И это не в интересах населения. Радоновые захоронения находятся в карстующих слоях, водоносных — и тот саркофаг, который находится на глубине около 20 метров, даёт трещины, и вода уносит радиацию в близлежащие водоёмы. А это прежде всего — Голубые озёра, Казанка… Не согласен с тем, что радоновый могильник находится в центре заказника ООПТ.

— Вам не кажется, что ваш сегодняшний голос потонул, так скажем, в антивозовской риторике? Ведь большинство участников, как я заметил, вышли сюда с негативным настроем именно к ВОЗ.

— Мы с этой темой на каждом пикете. Мы — представители Антиядерного общества, и всё, что связано с подобными движениями, мы постоянно поднимаем. Эта тема не нова, она присутствует на каждом пикете, и проблема эта всегда высвечивается. Потонула-не потонула — мне всё равно. Я пришёл и заявил об этом. Кому надо, это воспринимает.

— Но, может, более эффективной была бы и ваша борьба, если бы только этой теме вы посвятили бы какой-нибудь групповой пикет?

— В этом нет необходимости. Это было уже, и было не раз, на этой же площадке… Одной теме посвящать пикет нецелесообразно. Мы собираем эти темы — и по МСЗ, и по радоновым отложениям… Это всё безопасность нашего населения. Выделять, вычленять нет смысла.

— Но учитывая, как часть того же населения воспринимает сейчас ВОЗ, можно поспорить, что это вопрос безопасности. Это какой-то ксенофобии, скорее. Вам не кажется, что тут разные повестки путаются?

— А кого это беспокоит? Зачем выделять? Мы обеспокоены безопасностью жителей, несправедливым отношением к жителям — и мы всегда эти темы вместе выдвигаем. Это в какой-то степени затрагивает одно понятие. Геноцид против народа, не более того.

— Но есть риски, что человек, который ознакомится с фейками про ВОЗ, в которые верят другие пикетчики, и вашу тему воспримет, скажем так, с насмешечкой. Вам не кажется, что это ведёт к маргинализации протеста?

— Меня вообще не беспокоит, кто как подумает и кто что сделает... Тут и провокации были сегодня. Женщина подошла и начала шуметь, привлекать на себя внимание: "Да вы тут ерундой занимаетесь!.." Наше дело просто заявить об этом искренне, а кто как воспринимает — это уже дело десятое.

"ОНИ — ЛЮДИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ"

Председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов имеет к ВОЗ свой собственный счёт. И этого ему, судя по всему, достаточно:

— Мы в своё время выступали против радиационного облучения продуктов питания, и сейчас выступаем. В конце девяностых годов они [ВОЗ] приняли решение, чтобы на облученных продуктах метка Радура не была обязательной. Почему принял такое решение ВОЗ? А потому что этого добивались транснациональные компании. Потому что покупатели брали в основном те продукты, которые не подвергались облучению. То есть ВОЗ работает явно в интересах транснациональных компаний. Поэтому объективной информации от них не приходится ждать. Они — люди заинтересованные.

— Но ведь Россия по идее может свою такую метку ввести?

— Есть международная метка — Радуро. Это стандарт принятый, он даже у нас использовался до конца девяностых годов. После того, как ВОЗ принял такое решение, метка исчезла со всех продуктов. Хотя в США, в Германии такая метка существует. Они, несмотря на рекомендации ВОЗ, всё-таки приняли свои законы, в которых метка обязательна.

— Да, но ведь люди распространяют не эту информацию о ВОЗ, а фейки. Про тысячи бесплодных…

— Я уверен в том, что ВОЗ, будучи зависимой от взносов транснациональных компаний, не может быть объективной по своей сути. Пример с Радурой ярко об этом говорит. Поэтому мы требуем, чтобы учения ВОЗ шли под общественным контролем, а не так скрытно. Информации об этом нигде нет. Ни цели, ни задачи, ни методы не известны. Всё делается под большим секретом. Значит, им есть что скрывать от народа.

Но ведь, наверное, требовать-то надо от российских властей, а не от ВОЗа. А вот как раз к российским властям претензий как раз нет.

— Как нет, как нет? Пикет-то как раз обращение не к ВОЗу — они-то, может, и не знают про наш пикет! — а к местным властям. Мы требуем, чтобы общественность участвовала, контролировала эти учения. А второе требование — чтобы Россия ушла из этой транснациональной организации...

Участники антивозовского протеста в Казани заявляют, что их акции будут продолжаться включительно до 15 октября — дня окончания учений ВОЗ в Казани.

Редакция запросила более подробную информацию по проходящим в Казани учениям, направив официальные письма в Управление Роспотребнадзора по РТ и Европейское региональное бюро ВОЗ с представительством в Москве. Руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина попросила направить запрос в федеральный Роспотребнадзор, так как "у республиканской нет на это компетенции". Пресс-служба федерального Роспотребнадзора ограничилась официальной информацией о датах и месте проведения учений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.