Настоящую информационную войну против депутата из Зеленодольска Евгения Ефремова развернули в интернете провластные ресурсы. В публикациях утверждается: арсеналом из подвала Ефремова можно вооружить целый отряд. А в одной из статей описывают даже якобы пронацистский уклон депутатской коллекции: мол, на стенах висят портреты Гитлера, а сам Ефремов с особой любовью коллекционирует именно оружие Третьего рейха.
Чтобы выяснить, как всё обстоит на самом деле, корреспондент "Idel.Реалии" напросился в гости к депутату Зеленодольского горсовета Евгению Ефремову и детально рассмотрел весь тот страшный арсенал пулемётов, гранатомётов и клинков, новости об обнаружении котором раструбили провластные интернет-ресурсы.
Мы спускаемся в подвал, и Ефремов распахивает передо мной тяжелую кованую дверь своего бункера:
— Ну что, добро пожаловать.
От вида и впрямь захватывает дух. На полу стоят гранатомёты и пулёметы, стены украшены винтовками и автоматами.
— Вот такой музей, — выдержав паузу, объясняет Евгений. — Вот здесь были оперативные сотрудники, которые распространяют информацию, что здесь гранатомёты, миномёты, пулемёты — и всё это очень страшно.
— Почему это всё по-прежнему у вас?
— Потому что всё это легально и в нерабочем состоянии.
Ефремов ведёт меня по подвалу, одновременно демонстрируя образцы коллекции:
— Вот наш советский ППШ, весь гнилой. Патронник заварен, очень высокая степень коррозии. В рабочее состояние привести его невозможно ни при каких условиях. Эксперты всё это видели, всё это осталось. Сыпется ржавчина…
Винтовка Мосина 1900 года. Клеймо стоит, ещё царская Россия. Распиленная. Это винтовка для наглядного пособия наших курсантов была в нашем казанском артучилище… Вот — сабля. На ней стоит клеймо. "Казанская губерния, жандармское управление №8". Вот эти вещи должны храниться в музее, но экспонировать их нельзя. Потому что можно нарваться на беспредел сотрудников полиции.
Депутат с сожалением рассказывает, что давно пытался сделать из своей коллекции нечто вроде частного музея — но столкнулся серьёзными препонами: хранить это всё закон не запрещает, а вот, экспонируя открыто, можно нарваться на неприятности.
Впрочем, Ефремов уже нарвался на неприятности и так. "Idel.Реалии" уже рассказывали подробно об обыске в его доме, в ходе которого были изъяты ружья и пистолеты XIX века, стреляющие дымным порохом. Основанием для обыска якобы послужила "контрольная закупка" — Ефремов "продал" оперативнику штык-нож времён Первой мировой войны. Сам депутат уверяет, что передал штык-нож на время человеку, который представился разработчиком компьютерных игр и говорил, что хочет отрисовать штык-нож в 3D, при этом деньги, которые он взял являются залогом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Штыковая атака. Критика Татьяны Сабурской устраняют с помощью холодного оружия
С тех оперативники провели ещё один обыск — но ничего не изъяли. Зато после их съёмок в подвале в сеть попало короткое видео, демонстрирующее внушительный арсенал в виде гранатомётов, пулемётов и автоматов. В провластных ресурсах содержимое "бункера" описывается подробно, но о том, что всё грозное оружие уже давно пришло в негодность, нет ни слова. Как и о том, что этот арсенал по-прежнему находится в подвале, а сам депутат — на свободе.
В одном ролике, правда, сообщается, что "депутат находится под подпиской о невыезде", но сам Евгений эту информацию отрицает.
В пользу того, что и информация о мере пресечения Ефремову оказалась фейком, говорит простой факт: депутат по-прежнему свободно выезжает за пределы Зеленодольского района — причём в правоохранительных органах прекрасно осведомлены о его перемещениях. Например, 30 августа он побывал на приёме в следственном управлении СКР по Татарстану у заместителя руководителя управления Ильяса Массалимова (подробнее об этом ниже).
— Есть такие уникальные вещи, как советский ампуломёт, — продолжает знакомить меня с экспонатами Ефремов. — Мало кто знает, что такие вещи были. Вот к нему стеклянная ампула, она была заполнена напалмом. С помощью вот этого оружия наши бойцы выжигали немецкие доты, довольно-таки эффективное оружие было. Вот часть от советской Катюши, нижняя часть ракеты, она совершенно пустая… Снайперская винтовка Мосина — и на ней мортирка Дьяконова. Вот через такую стреляли небольшими оружейными гранатами, но сюда ещё ставился ампуломёт Цукермана. Но мало кто знает — да практически никто не знает — что стеклянные снаряды для бутылкомёта Цукермана делали на Васильевском стекольном заводе. Вот это всё по крупицам приходилось собирать и как-то пытаться это сохранить для потомков, для своих детей…
— Одно из изданий сообщало о портретах Гитлера на стенах и преимущественно оружии нацистской Германии… (характеризуя Ефремова как человека небедного, издание, помимо прочего, сообщило читателям, что автопарк депутата состоит аж из двух машин, одной из которых является "Лада" — "Idel.Реалии")
— На самом деле это не так. Как в музее и должно быть, здесь представлены вещи как советских, так и немецких солдат. В статье сказано, что представлены фаустпатроны, с помощью которых немцы подбивали наши танки — но под ними мы видим снайперскую винтовку Мосина и ПТРД (противотанковое однозарядное ружьё образца 1941 года системы Дегтярёва — "Idel.Реалии"), из которых наши деды подбивали немецкие танки. А на этой стене висят как немецкие экземпляры — вот довольно редкая вещь, StG 44 (Sturmgewehr 44, штурмовая винтовка 1944 года — "Idel.Реалии") — так и то, что сотрудники полиции не предоставили для продажных СМИ — ППШ, пистолет-пулемёт Судаева, и по ленд-лизу американский Томпсон. Вот с этим оружием воевали наши деды, а с этим — наши враги. В музее, как я повторюсь, должны присутствовать обе противоборствующие стороны.
Единственным "портретом" Адольфа Гитлера оказывается прикрепленная к стене страница старого журнала — причём, строго говоря, это не портрет, а репортажный снимок. Кстати, на этой же стене висит портрет — и это уже именно портрет — Иосифа Сталина. Стены, кроме того, украшены многочисленными фото военной хроники. Здесь есть снимки как с советскими, так и немецкими солдатами.
— Что меня поражает больше всего, что тратятся ежегодно огромные деньги. И очень много — особенно под 9 мая — говорится о патриотизме, о памяти… — рассуждает Ефремов. — Но я не видел ни в Казани, ни в Зеленодольске ни одного более или менее достойного музея Второй мировой войны. [То, что видел], музеем назвать очень сложно. Две ржавые каски, гнилой штык от винтовки Мосина — всё! А у меня на протяжении многих лет есть желание сохранить историю. И я её изучаю, по крупицам собирая эти вещи.
И очень неприятно, когда следственные органы, МВД пытаются устроить провокацию, выставить меня сначала оружейным бароном, а потом, когда эта история у них не получилась, любителем фашистов, как я понимаю. Не любителем истории, не человеком, у которого вот такой уникальный музей, достойный совсем других залов — а любителем Гитлера. Ну это мерзко…
30 августа Евгений Ефремов побывал на приёме у замруководителя следственного управления СКР по Республике Татарстан Ильяса Массалимова. Вместе с ним депутата выслушивал заместитель начальника первого отдела по особо важным делам Руслан Абдрахманов (сам начальник отдела Рамиль Билалов, по словам представителей СКР, находится в отпуске). Именно в этот отдел передано дело Евгения Ефремова. Впрочем, как заверили зеленодольского депутата на приёме, его до сих пор ни в чём не обвиняют. Так что ещё не исключено, что по факту "контрольной закупки" у Ефремова штык-ножа в СКР вынесут отказное.
Как уже рассказывали "Idel.Реалии", сам Ефремов считает дело с "контрольной закупкой" штык-ножа провокацией. Муниципальный депутат предполагает, что это может быть связано с его критикой в адрес главврача Зеленодольской ЦРБ Татьяны Сабурской (дочь влиятельного татарстанского функционера Сарии Сабурской), но не исключает, что мог перейти дорогу кому-то ещё.
Ефремов публично выступил с жёсткой критикой полиции Зеленодольска после того, как в городе произошла массовая драка бойцов двух местных ОПГ; а в недавних выступлениях депутата досталось и зеленодольскому главе Михаилу Афанасьеву.