В Кировском райсуде Уфы в понедельник продолжилось рассмотрение дела башкирской активистки Рамили Саитовой, которая обвиняется в публичных призывах к экстремистской деятельности по ч. 2 ст. 280 УК РФ.
Из зала суда Саитову увели силой, поскольку она отказывалась садиться в конвойную машину, громко взывая о помощи
Предыдущее заседание 18 августа пришлось прервать из-за состояния подсудимой, которая, по ее словам, держала к тому времени четырехнедельную голодовку в знак протеста против содержания ее тюремном карцере. Из зала суда Саитову, по настоянию вызванных медиков, увезли на "Скорой помощи" в 22-ю больницы Уфы, с подозрением на обострение хронического гастрита.
Активистка успела тогда заявить прессе, что ее незаконно водворили в карцер, где она "лежала на голом полу" и где "бегали крысы". В госпитализации, по ее словам, администрация СИЗО ей отказала. В знак протеста она объявила голодовку и потребовала перевести ее под домашний арест.
Мне вообще нельзя возвращаться в тюрьму. Добейтесь, чтобы вообще закрыли, ликвидировали тюремный карцер — эту официальную систему пыток и убийств. Я уже не ручаюсь, что я не скончаюсь после такой длительной голодовки, если меня вновь туда закроют.
В тот же день управление ФСИН по Башкортостану заявило, что информация о голодовке Саитовой и о том, что ей не оказывается медицинская помощь, "не соответствует действительности".
Представители Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Башкортостана в минувшее воскресенье также заявили, что по итогам визита в СИЗО-1 в Уфе, где содержится Рамиля Саитова, "нарушений ее прав не выявлено". Председатель ОНК Александра Дремина сообщила радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе", что Саитова действительно помещалась в карцер за "многократное нарушение режима".
За день до начала нынешнего судебного заседания один из адвокатов Саитовой, юрист Гарифулла Япаров опубликовал в своем аккаунте в Фейсбук открытое заявление своей подзащитной "о пыточных условиях содержания в СИЗО-1". Подсудимая заявила, что в СИЗО "грубо нарушаются санитарно-гигиенические требования к безопасности воды, питания, шума и температурного режима". В качестве примеров Саитова указала, что "заключённые вынуждены пить техническую воду из-под крана, которая имеет пастообразный характер от избытка неустановленной соли и масла", а бюджет на питание "безжалостно разворовывается, питание сводится, фактически, к сечке на воде и баланде без мяса". Также Саитова написала, что с шести утра до десяти вечера в камере, "как особая форма пытки, на полную громкость включается радио, при котором невозможно думать и с кем-либо разговаривать, развивается хроническая мигрень".
Продолжая описывать условия содержания в СИЗО, активистка отметила, что в камере "невыносимо жарко", а "система принудительной вентиляции женского корпуса сгорела год назад".
Саитова также возмутилась тем, что жалобы в прокуратуру и следственный комитет, иски в суд на администрацию СИЗО-1, по ее словам, "уничтожаются на месте", а письма ее детей к ней и от нее к детям "задерживаются на 2-4 недели".
Дополнительно активистка указала, что в середине февраля она "была избита сотрудниками СИЗО-1 с множественными кровоподтёками", однако, ее жалобы и заявления по этому поводу "были уничтожены".
Перед началом судебного заседания в понедельник 23 августа Саитовой позволили сделать очередное заявление для прессы, в котором она потребовала уничтожить карцеры в тюрьмах.
— Мне вообще нельзя возвращаться в тюрьму. Добейтесь, чтобы вообще закрыли, ликвидировали тюремный карцер — эту официальную систему пыток и убийств. Я уже не ручаюсь, что я не скончаюсь после такой длительной голодовки, если меня вновь туда закроют, — сказала подсудимая.
Рамиля Саитова также заявила, что она прекратила голодовку и сейчас ее состояние улучшилось. Визит ОНК она назвала пиар-сессией, отметив, что специаьно перед ним администрация СИЗО установила в ее камере холодильник и телевизор.
Активистка также попросила общественников вступиться за нее и за четверых башкирских парней, арестованных по "кармаскалинскому делу".
Меня там [в СИЗО] точно пытают, и я думаю, что ребятам там не проще
— Я предлагала общественности выйти в защиту меня и четверых кармаскалинских ребят, которые сидят в тюрьме, в обстоятельствах, которые угрожают их жизни и здоровью. Меня там [в СИЗО] точно пытают, и я думаю, что ребятам там не проще, — отметила Саитова.
Само судебное заседание в понедельник продлилось менее часа, поскольку конвой привез Саитову в суд с часовым опозданием. Судья Азамат Бикчурин отказался допустить в зал публику, сославшись на ковидные ограничения, но разрешил присутствовать детям Саитовой — сыну Акиму и дочери Наиле. Судья также вновь отказался удовлетворить ходатайство подсудимой о допуске в качестве еще одного ее защитника члена СПЧ при главе РБ Альмиру Жукову.
В ходе заседания суд успел допросить лишь одного свидетеля обвинения — старшего оперуполномоченного УФСБ по Башкортостану Никиту Кудряшова, который, в основном, повторил показания допрошенного ранее сотрудника УФСБ Романа Мозгового. Кудряшов в ноябре 2020 года руководил опергруппой, проводившей обыск в квартире Рамили Саитовой и осуществившей ее последующее задержание. Дверь в квартиру Саитовой, по словам свидетеля, пришлось выломать, поскольку активистка отказывалась ее открыть. На саму активистку, как сказал Кудряшов, пришлось надеть наручники, так как она "вела себя неадекватно", "кидалась на сотрудников, царапалась". Оперативник также сообщил, что в ходе обыска у Саитовой были телефон, ноутбук и рукописные рукописного тексты.
Рамиля Саитова отказалась задавать вопросы свидетелю, заявив, что она до сих пор не ознакомлена с материалами дела.
После допроса Кудряшова защитники Саитовой заявили, что они "ничего поняли" из пояснений оперативников, и что после их допроса "появились неясности, неточности и сомнения". Защита потребовала вызвать и допросить всех членов оперативной группы, проводившей обыск в квартире активистки, и ее задержание, а также понятых. Это ходатайство было удовлетворено судом.
Из зала суда Саитову увели силой, поскольку она отказывалась садиться в конвойную машину, громко взывая о помощи.
Следующее заседание по делу Рамили Саитовой назначено на 13 сентября.
Отметим, что процесс по делу Рамили Саитовой и поступающая информации об условиях ее содержания в СИЗО вызывает большой интерес среди республиканской общественности. На днях ряд членов СПЧ при главе Башкортостана — Рафик Дусалиев, Динар Зайнуллин и другие — опубликовали в соцсетях обращения с просьбой о замене Саитовой меры пресечения на домашний арест, указывая, что "чересчур жестокое обращение с ней в СИЗО подорвало ее здоровье". Аналогичное заявление направила в прокуратуру РБ и управление ФСИН кандидат в Госдуму от партии "Яблоко" Ирина Курели, требуя от этих ведомств выйти в Кировский райсуд Уфы с соответствующим ходатайством.
"Несмотря на то, что я не одобряю высказывания Рамили Саитовой в отношении сноса крестов, из-за чего на неё завели уголовное дело, я считаю, что держать её 8 месяцев в СИЗО за высказывания — это беспредел. Я присоединяюсь к требованию жителей республики отправить её под домашний арест" — заявила известная уфимская активистка, экс-координатор местного штаба Навального Лилия Чанышева.
В последние дни бывшие активисты запрещенной судами РФ организации "Башкорт" Фаиль Алсынов и Руслан Габбасов провели одиночные пикеты, требуя освободить Рамилю Саитову и арестованных по "кармаскалинскому делу" Ильнура Кинисарова, Рустама Аманова, Раиля Абкадирова и Марата Шарафутдинова.
Напомним, Рамиля Саитова была задержана сотрудникам регионального УФСБ, а затем арестована Кировским райсудом Уфы в начале ноября 2020 года. Задержание проводилось в рамках возбужденного в отношении активистки уголовного дела по обвинению в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети "Интернет" (ч.2 ст. 280 УК РФ).
Причиной для возбуждения уголовного дела стали высказывания Рамили Саитовой в некоторых видеороликах, размещенных ею на собственном YouТube-канале. Так, в начале ноября 2020 года активистка разместила видео под названием "О крестах, армянах, Караван-Сарае, Асаба-Декларации и Йыйыне в Белорецком Узяне в 12-00 12.12.2020", в котором она, объявив себя "исполняющей обязанности председателя правительства Башкортостана", анонсировала народный сход (йыйын) 12 декабря в Белорецком районе, в повестку которого предложила включить "снос всех [православных] крестов на Урале". Саитова заявила, что "первым должен быть снесен крест в селе Узян перед школой", предупредив, что если крест не будет не будет демонтирован сельской администрацией, то участники схода "демонтируют его сами". После публикации видеоролика крест в селе Узян был подожжен неизвестными. МВД по Башкортостану по этому поводу возбудило уголовное дело по ст. 214 УК РФ (Вандализм). В том же ролике Саитова предложила обсудить "порядок исполнения ультиматума, который [мы] поставили перед армянами о том, чтобы покинуть Республику Башкортостан до 31 декабря 2020 года", и ранее поднятые ей вопросы о возвращении башкирскому народу здания Караван-Сарая в Оренбурге и "Асаба-Декларации о возврате вотчинных земель башкортским родам".
Ранее, в течение лета — начала осени 2020 года Рамиля Саитова опубликовала серию видеороликов о "засилье армянской диаспоры в Башкортостане". В частности, в одном из них она спросила встреченных молодых армянок в Уфе: "С каких пор у нас столько армян?" Ролик вызвал в республике большой резонанс, в том числе, негативный, после чего следственное управление СКР по Башкортостану начало доследственную проверку. В начале сентября 2020 года Кировский райсуд Уфы признал активистку виновной по ст. 20.3.1 КоАП РФ (Возбуждение ненависти, либо вражды) и арестовал ее на десять суток.
Республиканские СМИ также сообщали, что эксперты из Башгосуниверситета обнаружили в видеоролике Саитовой под названием "Куштау без компромиссов 27 августа 2020" (сейчас заблокирован на российском домене "по требованию государственных органов") "призывы к нарушению прав и свобод человека и гражданина по признакам национальной и религиозной принадлежности", после чего прокурор Башкортостана Владимир Ведерников направил в суд иск с требованием признать видео запрещенным к распространению на территории России. 4 февраля 2021 года Кировский райсуд Уфы удовлетворил требования прокуратуры.
В марте нынешнего года стало известно, что Рамиля Саитова переводилась из СИЗО в Республиканскую психиатрическую больницу в Базилевке под Уфой для проведения комплексной судебно-психиатрической экспертизы. Общий срок пребывания Саитовой в больнице составил 21 день; о результатах экспертизы не сообщалось.
Сроки содержания общественницы в СИЗО неоднократно продлялись, несмотря на ходатайства защиты изменить ей меру пресечения на домашний арест. Все апелляции на продление содержания под стражей отклонялись Верховным судом РБ. Всё это время Саитовой позволяли видеться лишь с ее адвокатами, но не с родными и близкими.
В мае Рамиле Саитовой было предъявлено обвинительное заключение, в том же месяце дело поступило в суд (в картотеке дел оно скрыто). Судебный процесс по делу активистки открылся в начале июня 2021 года.
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.