Искупаться в яблочной воде. Крещеные татары готовятся к переписи

Яблочный спас кряшенские активисты в Казани отметили в узком кругу, но с обрядовым купанием в яблочной воде и угощениями из печеных яблок. На празднике говорили об утерянных традициях и предстоящей переписи — что нужно отказаться от этнонима "крещеный татарин". На татарском языке об этом можно почитать здесь.

Праздник с угощениями из яблок и обрядовым обливанием яблочной водой организовала Аграфена Васильева — руководитель фольклорного ансамбля кряшен "Бермянчек", артистка, педагог, ведунья и целительница. Помимо женщин старшего поколения — хранителей народных традиций, на праздник пришли и совсем юные девушки — именно они стали участниками главного обряда этого мероприятия. Яблочный спас, который у христиан в этом году пришелся на 19 августа, кряшенские активисты отметили пикником у берега Казанки.

Сначала в ведре прокипятили яблоки, затем в эту же воду добавили Крещенской воды. Душистой яблочной водой по очереди обливали молодых девушек — с головы до ног. Аграфена Степановна сопровождала свои действия добрыми пожеланиями и заговорами, "чтобы девушки были красивыми, как яблочко".

"Вот польешь в этот день девчонок яблочной водой — их лица становятся светлее, милее. Но большинство кряшен даже не знают о существовании этого обряда. Если бы в советское время не запрещали, эта традиция жила бы до сих пор," сетует целительница и продолжает. — В те годы обряд проводили тайно — бабки делали это в бане или выводили девчонок куда-нибудь в укромное место в лесу. Поливали и приговаривали: "Омываю яблочной водой, пусть придет все хорошее. Щечки будут румяные как яблочки, речь сладкой как мед, руки-ноги целы, тело — здоровым".

Крещеные татары верили, что этот ритуал оберегает детей, девочек-подростков от сглаза. На Яблочный спас в деревнях готовили разную выпечку из яблок, угощали родню и соседей.

— У кряшен все еще сильны языческие традиции. Блюда из яблок они закапывали под яблоней, таким образом благодарили ее. Жаль, но сегодня эти обряды практически никто и не знает. Я хочу их возродить, вернуть кряшенам. Если научить хотя бы одно поколение, они потом передали бы следующему поколению, — делится Аграфена Степановна.

Кряшены или крещёные татары

Этноконфессиональная группа в составе татар, исповедуют православие. При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в "Перечне народностей" были обозначены как народность, которая "указана неточно". По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, кряшен было 101,4 тысячи человек.

Официальная наука преимущественно рассматривает крещёных татар как часть татарского народа. В то же время часть кряшен считает себя отдельным народом. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, составляла 34822 человек, из них 29962 проживали в Татарстане.

"Кряшены были и до крещения Ивана Грозного"

После того, как около полутора десятка девушек были облиты яблочной водой, приступили к трапезе за праздничным столом, накрытом прямо на траве. Среди разговоров поднималась и тема переписи. Все участницы собираются во время переписи-2021 записать себя как "кряшены", и отказаться от названия "крещеные татары".

Певица и знаток кряшенского фольклора Римма Иванова сослалась на сведения из книги по истории села Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана. По ее словам, книга охватывает период с 1400 годов, и там уже есть упоминания о кряшенах. И это не те татары, которых насильно крестил Иван Грозный после взятия Казани, а самостоятельный народ, добровольно принявший христианство, но с похожим на татарский языком, уверена артистка.

— Мы можем с гордостью заявлять, что мы кряшены, — говорит она.

— Почему кряшен осталось так мало? Как и многие исчезнувшие малочисленные народы, число кряшен тоже сократилось. Если посмотреть по всей России, сколько кряшенских деревень исчезло. Из-за схожести нашего языка с татарским, нас считают татарами, принявшими христианство в результате насильственной христианизации Ивана Грозного. Поэтому нас путают с татарами. Говорят, такого народа, как кряшен, не существует. Но мы, конечно, говорим, что мы кряшены.

Если назовут крещеными татарами, я это не считаю оскорблением. Но у нас люди не понимают, что есть такой народ, как кряшены.

Во время переписи я себя запишу кряшенкой. Не только я, но и мои дети, внуки запишутся кряшенами, — рассказала изданию Радио Азатлык Римма Иванова.

"Кряшен все время причисляют к татарам, поэтому дела у нас не идут"

Другая участница встречи Вера Семенова назвала количество кряшенских деревень в Татарстане — 192. На самом деле кряшен больше, чем это указывается в официальной статистике, говорит она.

— Среди нас есть и такие, кто не считает нужным называть себя кряшеном. Придет время, нас будет очень много. Последняя перепись показала, что нас 32 тысячи. Думаю, что в этом году нас будет уже 50 тысяч, — добавляет активистка.

Нас все время присоединяют к татарам, поэтому наши дела не получаются так, как нам хотелось бы

По словам Веры Семеновой, многие кряшены сегодня не знают о своей главной проблеме. Когда человек не бедствует, дети учатся, он не замечает каких-либо притеснений.

— Но у кого внутри крепко сидит кряшенство, они понимают, что есть трудности. Мы все еще не можем до конца раскрыться. Нас все время присоединяют к татарам, поэтому наши дела не получаются так, как нам хотелось бы.

Вера Семенова и Римма Иванова

— До реформы Сталина, до того, как нас причислили к татарам, у кряшен были свои школы, свои газеты и свой язык. Но потом мы стали учиться в татарских школах и потеряли его. Главная проблема кряшен — язык. Из-за того, что у нас нет своего языка, нас не хотят считать кряшенами, все время хотят присоединять к татарам. "У вас же нет своего языка" — вот так просто нам затыкают рот. Но кряшенский язык был. Однако сейчас очень сложно его восстановить.

Вера Семенова считает, что надо вводить уроки кряшенского языка в кряшенских деревнях.

— Для начала можно было бы как дополнительные занятия. Мы не можем отправлять мальчиков в духовную семинарию, потому что они не знают кряшенского языка. То, что нет языка, нас очень беспокоит, — поделилась Вера Семенова.

"Кряшенский язык отличается от татарского"

Еще одна участница встречи Нина Егорова отмечает, что кряшенский язык сохранился вопреки всем трудностям, и что он отличается от татарского языка.

Нина Егорова

— Наш язык ведь очень красивый. Иногда, во время общения в кругу татар, они улавливают отличия, спрашивают: "Ты случайно не кряшенка?". Мы еще не до конца потеряли свой язык. Хотя какие-то понятия утеряны, мы еще говорим по-кряшенски, — говорит она.

Участники договорились вместе встретить Ореховый спас, который в этом году будет отмечаться 29 августа.

В последний раз в России перепись населения проводили в 2010 году. Новые данные должны были собрать еще в 2020 году, но вмешался коронавирус. Власти решили перенести Всероссийскую перепись населения, последние актуальные даты — осень этого, 2021 года.

Основной этап переписи назначен на период с 15 октября по 14 ноября на стационарных участках. На сайте "Госуслуги" ее проведут с 15 октября по 8 ноября.

Как распределялись преобладающие национальности в Поволжье в 2010 году, можно посмотреть здесь.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.