"Интерпретация "законно-незаконно", это самое интересное, что происходит сейчас в нашей стране"

Павел Грудинин во время своего приезда в Йошкар-Олу

В последний день июля Йошкар-Олу посетил кандидат компартии на президентских выборах-2018, директор совхоза имени Ленина, исключенный незадолго до этого из федерального списка КПРФ Павел Грудинин. Он прогулялся по Йошкар-Оле в окружении однопартийцев и горожан. Корреспондент "Idel.Реалии" спросил Грудинина о снятии с выборов, перспективах обжалования этого решения в суде, о нынешней избирательной кампании и надеждах системной оппозиции на то, как может развиваться ситуация в стране в период до и после голосования. Подробности — в интервью с политиком.


— Как вам Йошкар-Ола?

— Это впечатляет, но не в смысле архитектуры. Когда вы идете по городу и встречаетесь взглядом с людьми, то видите спокойные, добрые лица. В столице такое не увидишь — все куда-то бегут, спешат. А здесь — может быть мне повезло, суббота. Люди гуляют. И они улыбаются. А так… Центр города ведь не типичен для всей республики, чтобы понять, чем живут и дышат люди, надо ехать на окраину и там смотреть, что происходит. Если взять нашу страну, то ее визитная карточка, Москва, выглядит как крутой европейский город. Да? Но вся Россия не выглядит как цивилизованная держава. По центральным улицам нельзя определить, как живет народ.

— Ваш приезд сюда не был запланирован?

— Он был запланирован именно в эти сроки (Грудинин посетил Йошкар-Олу 31 июля; неделей ранее ЦИК России исключил Павла Грудинина из федерального списка КПРФ — "Idel.Реалии" ). То, что произошло на заседании Центральной избирательной комиссии никакого отношения к этому визиту не имеет. Жизнь продолжается, и мы решили ничего не менять.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Павел Грудинин приехал в Йошкар-Олу и прогулялся с горожанами
Вся Россия не выглядит как цивилизованная держава

— То есть, если бы ЦИК ничего в отношении вас не решал, вы бы все равно были здесь?

— Да, у нас программа, которую утвердил Центральный Комитет партии. Мы все по ней работаем.

— Что касается самой прогулки по городу…

— Вы знаете, почему она произошла? Власть отказала нам во всех местах, где можно было провести встречи. Гораздо легче разговаривать с людьми, когда они сидят, чем когда они движутся.

— Сколько залов, помещений отказались принимать вас?

— Два. Поэтому, прогулка — вынужденная.

— Вы не предполагаете, что у правоохранительных органов в Йошкар-Оле возникнут какие-то претензии по поводу происшедшего, состоявшегося?

— Если вы будете всего бояться, то вам вообще лучше в предвыборную кампанию не соваться. Мы же все время находимся под давлением. Любые действия КПРФ и сторонников партии, абсолютно законные, встречают противодействие власти. Даже вот задержания на 9 мая, встречи депутатов Госдумы, которые по закону не могут регламентироваться. Все равно задерживают. Но если вы будете бояться, то вообще лучше не жить.

— Вы говорили о том, что намерены использовать законные способы протеста в связи с вашим снятием с выборов. Прогулка по городу — законное действие?

— Вы сами-то ответьте на этот вопрос. Ну конечно, законное. Я гражданин Российской Федерации. Иду по городу в Российской Федерации. Это законно? Законно. Интерпретация "законно-незаконно", это самое интересное, что происходит сейчас в нашей стране. Законно высказывать свои суждения, мнения? В Конституции записано, что нельзя преследовать людей за их суждения, мнения. Так? Но почему-то, преследуют. Некоторые законы Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации. Вот задержали Настю Удальцову (27 июля полиция задержала кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ по 201 округу Анастасию Удальцову, это произошло перед ее встречей с избирателями — "Idel. Реалии"), а она кандидат в депутаты Госдумы. И это незаконно. Но перед ней даже никто не извинился. Ее задержали, а потом отпустили, без составления протокола. Значит, тогда нужно наказать тех, кто ее задерживал. Согласны? Вы когда-нибудь слышали, что кого-нибудь наказали из тех, кто задерживает депутатов, кандидатов? Поэтому, в России — закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло — это не я придумал.

Все равно задерживают. Но если вы будете бояться, то вообще лучше не жить

— Что касается решения ЦИК, вы его обжаловали. Вы насколько уверены в том, что какой-то результат будет, допустят вас до выборов снова?

— Слушайте, мы же действуем на основании личного опыта. 99 процентов приговоров в России — обвинительные. Если ты в суды обращаешься, то как правило ты судебной защиты не получаешь. Совхоз имени Ленина за последние три года прошел тысячу судебных заседаний. И практически везде мы проиграли. Практика того, что происходит с совхозом и со мной, подсказывает, что надежда на то, что мы выиграем — очень иллюзорная. Другое дело, насколько правовая позиция Верховного суда, насколько правовая позиция наших оппонентов. А у нас практически нет оппонентов, кроме ЦИК. Потому, что представленные Генпрокуратурой документы (те, что показывали нам) — они даже не дали ознакомиться с ними. Почему-то они оказались для служебного пользования. Но если вас в чем-то обвиняют, вам как минимум должны обвинение предъявить. Все, что сделано, на мой взгляд, абсолютно незаконно. А практика показывает, что чтобы мы ни делали — суд встает на сторону не закона. Не права.

Поэтому, с одной стороны я понимаю, что мы правы. А с другой стороны — судебная власть в России, к сожалению, не независима. Вы знаете, что когда вы входите в Верховный суд России — там Фемида стоит. Там она стоит с незавязанными глазами. Во всем мире у Фемиды — весы, меч и она стоит с завязанными глазами. Это значит, что ей не важно, кто пришел (в суд), важен закон. А у нас она стоит с открытыми глазами… КПРФ и многие другие политические силы, когда обращаются в суд, к сожалению понимают, что скорее всего решение будет не в пользу правды.

— ЦИК, снимая вас с выборов основывался на информации прокуратуры. Прокуратура не представила публично документов, свидетельствующих, что вам принадлежит доля в офшорной компании. Вы, в свою очередь, продемонстрировали копию документа о том, что не являетесь собственником компании, зарегистрированной в Белизе. Здесь какое-то развитие в судах в дальнейшем возможно — вы представите какие-то окончательные документы?

— Прокуратура не раскрыла источник информации. Получить информацию от юристов, представляющих мою бывшую супругу и одновременного представляющих рейдеров, она не могла. Если бы они хотели дать какую-нибудь информацию, то приложили бы ее к заявлению. Это было бы логично. Но поскольку в той конфигурации, в которой это видел я — было написано заявление, на основании него ЦИК направил запрос в прокуратуру. Генпрокуратура, по идее, должна была направить запрос в Белиз. Когда я выступал на суде, я сказал, что получить за такой короткий срок (два дня) из Белиза информацию — невозможно. Это какие-то странные документы, без печатей и без подписей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Член федеральной тройки КПРФ Павел Грудинин снят с выборов в Госдуму
Главная задача власти — сделать выборы прозрачными, законными, легитимными и конкурентными

Генпрокуратура не может на основании таких вот документов, неизвестно откуда взявшихся, принять решение. А у нас — документы-подлинники, с печатями, с подписями. Они были предоставлены еще в 2017 году в налоговую инспекцию. На основании этого налоговая инспекция перевела требования по отчетности офшоров совершенно другому человеку. Я с 2017 года не являюсь фигурантом этого дела. Каким образом вас, без вашего ведома и желания можно наделить какой-то собственностью? В 2017 году, за два года до развода, я избавился от этой компании. Претензий ко мне не было. Сейчас никакой новой информации нет, есть только голословное утверждение, что я являюсь собственником. Если бы я был собственником офшора, меня бы до выборов президента не допустили.

— Что вы думаете по поводу мнений экспертов, политологов, которые говорят, что ваше исключение из списков КПРФ — большая ошибка власти, поскольку компартия получит дополнительные возможности повысить свою популярность?

— Я думаю, что любой незаконный недопуск до выборов, снятие оппозиционных кандидатов с выборов — это ошибка. Главная задача власти — сделать выборы прозрачными, законными, легитимными и конкурентными. Все снятия, недопуски, препоны, это все не на пользу России.

— Но вы же понимаете, что в существующей, созданной системе, это практически невозможно. Правящая в стране группировка не намерена делиться властью, увеличивать представительство не связанных с нею сил, обеспечивать равные возможности для всех политических сил.

— О том, что плохо мы с вами знаем. Послушайте любого политического деятеля. Ну, кроме так называемых лидеров "Единой России". И поймете, что многие недовольны. Вопрос в другом — что с этим "счастьем" делать? Да, мы предлагаем изменение избирательного законодательства. Коммунисты последовательно выступают за то, чтобы никаких так называемых "политических" репрессий, снятий с выборов, ничего этого не было. У нас есть программа, есть предложения. Мы хотим донести до наших избирателей эти предложения, и иметь равные права с партией власти.

Поменял себе за две недели фамилию, имя, отчество и вышел против оппозиционного кандидата

На том заседании, на котором меня снимали, Панфилова (Элла Панфилова, председатель ЦИК России — "Idel.Реалии") выступила очень интересно. Она сказала: ну вот как же, безобразие, двойники. Я говорю, посмотрите: двойники-то не у правящей партии, а обязательно у оппозиционного кандидата сильного. Без власти двойника сделать невозможно. Потому, что выясняется, что двойник оказался руководителем общественной приемной "Единой России" (имеется ввиду история из Санкт-Петербурга, где против выдвинутого "Яблоком" известного политика Бориса Вишневского выдвинули двоих его полных, без отчества, тезок; один из этих спойлеров перед выдвижением поменял свои имя и фамилию; как выяснили журналисты "Новой газеты", примерно до марта 2021 года он носил фамилию Быков и возглавлял общественную приемную "ЕР" в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, был секретарем одного из местных отделений партии — "Idel.Реалии" ).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Внезапный Казанков. Что известно о выдвинутом "Коммунистами России" кандидате

Поменял себе за две недели фамилию, имя, отчество и вышел против оппозиционного кандидата. Ну что, вы у себя навести порядок не можете, что ли? И поэтому, все действия, которые совершает власть против закона, они вроде как пятно кладут на власть. А мы говорим, что хотим честных выборов. Честные, значит на выборы допускаются все. Все высказывают свою позицию на равных условиях: им дается одинаковое эфирное время, одинаковая возможность проводить собрания… Сейчас увидите — "Единая Россия" начнет собираться, им можно, а нам нельзя. Какие-то ремонты, или какие-то антиковидные меры… Поэтому, если равные права, то мы с этим согласны. А то, что власть боится, да — она всегда боится. Есть только две партии в России: партия власти, потом КПРФ — оппозиционная партия, а потом — все составные. Есть фейковые партии, созданные по желанию власти, Которые должны оттянуть голоса. Есть партии, которые создаются, потом пропадают.

— Как вы воспринимаете нынешнюю избирательную кампанию, даже по состоянию до решения ЦИК по вашему вопросу? Это и изменения в избирательном процессе, например, трехдневное голосование…

— Все изменения, на мой взгляд, в избирательном законодательстве, делаются правящей партией под себя. Они делаются на основании закона. Закон принимает большинство. Большинство это "Единая Россия". Вы что думаете, что они против себя что-то примут?

И дело идет к тому, что капля переполнит чашу. Она уже переполнена…

— Что может изменить эта избирательная кампания?

— Как вы думаете, отношение к партии власти с 2016 года изменилось? Мой круг — это работники сельхозпроизводства. И я могу сказать, что за последние пять лет отношение к "партии власти" серьезно ухудшилось.

— А я вам скажу, что в России много бюджетников.

— Подождите: бюджетников, которых заставляют делать то, что они не хотят делать. И дело идет к тому, что капля переполнит чашу. Она уже переполнена…

— Это не очевидно, учитывая довольно стабильное состояние системы власти в России.

— Наши усилия направлены на то, чтобы все пришли на выборы. Потому, что плохую власть выбирают граждане, которые не ходят на выборы. Не надо бить витрины, кидать булыжники. Вы реализуйте свое право, придите на выборы… От этого зависит, как вы будете жить. В 2016 году вы посидели, не пошли голосовать. И что получили — повышение пенсионного возраста, пенсии, на которые прожить невозможно. Богатейшая страна, и абсолютное бесправие. Но кроме этого, партия власти постоянно совершает ошибки. "Макарошки", еще чего-то. Вы говорите, народ у нас инертен. Я процитирую сейчас Геннадия Андреевича Зюганова: нынешние выборы — это последний шанс изменить все мирным путем. Потому, что дальше — уже народные волнения. Экологи, дальнобойщики, люди, которые просто хотят накормить своих детей нормальной едой — попадают под репрессии. На мой взгляд, власть делает ошибки, которые могут ввести страну в хаос. Мы говорим — не надо никакой революции, давайте мирным путем поменяем существующее положение в стране, повернем власть лицом к народу.

— За двадцать последних лет в России власть не менялась. В силу меньшей популярности оппозиционных партий, в силу того, что партия власти предпринимает определенные усилия для получения нужного результата на выборах. Всегда этот нужный результат бывает достигнут. А там, где коммунисты и представители ЛДПР побеждают на выборах, происходят события — как в Хабаровске или в Иркутске. Что делать?

— Мы же действуем в рамках закона. Никаких незаконных действий не будет. Считаем, что наша главная задача — донести до людей, что они должны прийти на выборы и проголосовать. А потом — надо удержать результат. Представьте, что произошло в Белоруссии: вдруг некоторые учителя отказались фальсифицировать выборы. А если бы все отказались фальсифицировать, может быть что-то изменилось бы. Да, власть толкает людей вот этим прогибом постоянным к каким-то радикальным действиям. Мы против радикальных действий. Мы говорим: слушайте, у нас диалог. Мы за то, чтобы люди в России жили нормально, достойно.

— Я помню, как долго и настойчиво в недавнем интервью журналист добивался от вас прямого ответа на вопрос — есть ли в России политзаключенные.

Рейтинг власти не может быть лучше, когда люди хуже живут

— Я сказал: да. Я просто никак не могу понять: почему-то для таких журналистов, как вы, есть разделение. Вот если Левченко сидит (имеется ввиду Андрей Левченко, сын экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко; он был задержан и арестован в сентябре 2020 года по обвинению в мошенничестве; в этом году ушедший досрочно с должности губернатора его отец намеревался принять участие в новых выборах главы Иркутской области — "Idel.Реалии"), то он не политический заключенный. Или Фургала посадили. Бессонова (Владимир Бессонов — экс-депутат Госдумы от КПРФ; в сентябре 2018 года суд в Ростове-на-Дону заочно приговорил его к трем годам лишения свободы якобы за стычку с полицейскими на митинге — "Idel. Реалии") незаконно наказали: уголовное дело, и он вынужден скрываться где-то в Литве. Платошкин (лидер движения "За новый социализм" Николай Платошкин провел несколько месяцев под домашним арестом; ему предъявили обвинение в подстрекательстве к беспорядкам, политик осужден условно; "Amnesty International" признала его узником совести, "Мемориал" — политическим заключенным — "Idel. Реалии"). Мы вообще против политических репрессий. Императрица Екатерина Великая (еще одну цитату из Геннадия Андреевича Зюганова скажу вам) была против того, чтобы сажали за слова, сажать нужно за дела — она тоже против политических репрессий была.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Враги России сидят во власти". Интервью с Николаем Бондаренко

— Что меняют в стране репрессии против несистемной оппозиции, сторонников Алексея Навального, против представителей системных партий, против свидетелей Иеговы, различных меньшинств?

— Я полагаю, власть боится объединения этих сил.

— Ощущаете ли вы, как страна изменилась за это время политических репрессий, изменений избирательного законодательства?

— Конечно, все меняется. Вопрос в том, какие изменения. Я считаю, что все меняется в худшую сторону: в экономике, в свободе слова, в возможности избираться. Нет такого места, где бы мы улучшили свои позиции. Это касается и свободы ведения бизнеса, увеличения налогового бремени, отношения к здравоохранению, образованию, ко всему. Рейтинг власти не может быть лучше, когда люди хуже живут.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.