Председатель их ТСЖ на Четаева, 4 оставил уличных кошек без убежища, закрыв единственный продух подвала металлической сеткой. Его примеру готовы последовать и в соседнем ТСЖ. Местные зоозащитницы пишут во все инстанции, включая кабмин, прокуратуру и полицию — но пока безуспешно. Часть кошек разбежалась, но женщины подозревают, что кто-то из животных мог остаться внутри.
19 июля у дома № 4 на Четаева меня встречают местные зоозащитницы. У подъездного крыльца миска с недоеденным кошачьим кормом. Маленькое вентиляционное оконце подвала перекрыто изнутри металлической сеткой.
Елена Романова, жительница дома, описывает ситуацию:
— Этой зимой наш председатель ТСЖ Шошин Кирилл закрыл продух в подвал, в подвале у нас живут опекаемые нами кошки. Этой зимой мне удалось уговорить… договориться с председателем, чтобы он открыл один продух. Но с одним условием — что мы стерилизуем всех кошек. Зимой нам удалось стерилизовать шесть кошек, чуть позже мы стерилизовали одну кошку. В итоге у нас сейчас семь стерилизованных кошек. Мы своё условие выполнили — но 14 июля Шошин закрыл единственный продух в этот подвал. Отлова не было, кошки находятся в подвале в закрытом пространстве, без еды и воды…
Остался ли на самом деле кто-то из кошек внутри или нет, на самом деле неочевидно. Кошки, несмотря на то, что местные жительницы подкармливают их, диковаты, на контакт с человеком не идут. Теоретически могли и забиться внутри подвала в какой-то угол. Но большинство, надеются женщины, успело разбежаться. В любом случае без убежища им придётся несладко, уверена жительница соседнего дома Раиса Ахметшина:
— Если подвалы закроют, то они, конечно, погибнут на улице. Машины, собаки… Ну и от голода просто.
В доме Раисы Ахметшиной подвальные продухи пока не закрыты. Сама она заботится о бездомных животных уже много лет. Сейчас у неё на попечении в общей сложности 14 кошек и две собаки.
— Если подсчитать, сколько я за свою жизнь стерилизовала…
— Сколько?
— Это не поддаётся описанию. У меня у самой уже 14 кошек.
— И все в одной квартире?
— В разных местах. Здесь вот четыре кошки, у сестры, у сына и на передержке… Я их постоянно лечу, они все стерилизованные, все кастрированные. А почему столько набрала? Да потому что пристроить невозможно!
Главных претензий к кошкам у председателя ТСЖ якобы три. Кошки устроили в подвале туалет и, кроме того, рвут теплоизоляцию и разносят блох.
Все эти претензии вызывают у местных зоозащитниц сомнения.
— Он объясняет тем, что якобы в подвале есть блохи. Но мы периодически каждые полгода обрабатываем кошек от блох. Спреем обрабатываем. Так что мы думаем, что это подвальные блохи, которые живут в подвале из-за влажности, из-за нарушения температурного режима. Потому что продухи все закрыты. Это единственный продух, где решетка, — уверяет меня Романова.
— Остальные просто глухо закрыты?
— Остальные глухо закрыты, — кивает Елена.
— И можно сделать вывод, что вентиляция нарушена?
— Нарушена. Я спускалась в подвал — был такой очень затхлый воздух плохо проветриваемого помещения. В подвале был мусор. Старый матрас гниющий и бытовой мусор. Вот что я обнаружила в подвале. Откуда там мусор, непонятно.
— А сам председатель, Шошин, вам этого не объясняет?
— Откуда мусор? Детский лепет. Ветром занесло.
— То есть матрас тоже занесло?
— Матрас и посуду, — усмехается Елена. — Вот так он объяснял.
— Какие шаги вы предприняли?
— Написали ему письмо. Я отдала это письмо под роспись сотруднику ТСЖ. Пытаемся выйти с ним на контакт. Пока не получается. Обращаемся в СМИ. В дальнейшем планируем написать заявление в полицию.
В полицию зоозащитницы обратились в тот же день — 19 июля, после еще одной бесплодной попытки выйти на контакт с Кириллом Шошиным. Свидетелем этой попытки оказался корреспондент "Idel.Реалии". Это случилось когда мы переместились во внутренний двор — оценить состояние вентиляционных окон подвала. Люк, ведущий в подвал, распахнулся прямо перед нами и оттуда вылез молодой человек в респираторе и баллоном какого-то химиката в руках. Этим человеком оказался председатель ТСЖ.
От устных комментариев на камеру Кирилл Шошин отказался, предложив отправить запрос письменно.
В любом случае в вынужденной перепалке с зоозащитницами он оказался куда более многословен. По словам Шошина, официально жалоб на кошек в его адрес не поступало, но это легко организовать.
— Сейчас есть заявления от жильцов, недовольных тем, что кошки в подвале? — насела на него Елена.
— Пока нет, — признал председатель. — Но сейчас меня одна женщина поймала. Сказала, что вы молодцы, правильно закрыли... Могу попросить, чтобы она написала.
В споре Шошин настаивал: кошки превратили подвал дома в туалет.
— Вы так же с нами спускались в подвал и видели, что кошки оставляют там свои следы. Они там гадят.
— Вы их там закрываете, им некуда выходить!
— Мы их закрываем, потому что там появился запах. Потому что там был общий туалет кошачий.
— Я спускалась в подвал и видела там мусор бытовой, гниющий матрас. Запах был непроветриваемого помещения.
Затхлый воздух… Вентиляции там нет. И мусор. Бытовой мусор. Гниющий матрас. Почему в подвале мусор бытовой?
— Там миски, тарелки, чашки, которые сбрасывают туда!
— И матрас сбросили туда?
— Могли сбросить.
— А как могли сбросить через решетку матрас?
— Не могу сказать. По факту, я говорю, там очень много мусора, который остался непосредственно от кошек.
Шошин уверяет: никаких кошек он там не видел. Женщины парируют: кошки дикие и могли спрятаться так, что найти их теперь очень трудно. Тем более укромных мест в подвале хватает.
Зоозащитники выяснили: действия председателя ТСЖ противоречат федеральному законодательству. Есть постановление Правительства Российской Федерации № 1498 от 23.11.2019 "О внесении изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", которое предусматривает, что один из продухов в подвалах и технических подпольях домов должен быть открыт в течение всего года. В разъяснениях по этому поводу федеральные чиновники уже уточняли: никаких решеток и сеток на этих окнах быть не должно.
Вот, например, довольно свежий ответ Минстроя России от 9 марта 2021 года. Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН разъясняет, что "под продухом в открытом состоянии следует понимать продух, на котором не установлены решетки, сетки, жалюзи, стёкла, какие-либо ещё конструкции, закрывающие (ограничивающие) полностью или частично".
Но местным жилищникам российское правительство, похоже, не указ. Конфликтные ситуации, связанные с наглухо закрытыми продухами, возникают по всей стране. В прошлом году корреспонденту "Idel.Реалии" уже приходилось участвовать в спасательной операции в Волжске, где местная УК в подвале пятиэтажки наглухо замуровала котят.
Чтобы зоозащитники смогли попасть в подвал, нам за день пришлось объехать прокуратуру, СКР, полицию, мэрию… И только под вечер в присутствии участкового подвальную дверь, наконец, открыли и оттуда вынесли истощенных котят, напоминавших скелетики. К счастью, их сумели выходить.
— По продухам к нам обращаются, к счастью, не так часто, и, насколько я знаю, как правило, в итоге вопрос решается в пользу животных", — прокомментировала ситуацию представитель татарстанской зоозащитной организации "Зоозабота" Эвелина Скрипочкина. — Обычно такие ситуации разрешаются еще даже до обращения в прокуратуру, достаточно с помощью СМИ создать резонанс. Но проблема в том, что привлечь к ответственности за нарушение того же постановления правительства РФ сложно. Разве что за жестокое обращение с животными — и то, в том случае, если животное погибло. Это еще пробел нашего законодательства в этой сфере. И в результате имеем то, что имеем.
— Ну вот мэр Казани Ильсур Метшин в начале июля очень красиво рассуждал об ответственном отношении к животным...
— У меня сложилось впечатление, что он осознал важность темы, а многие его подчиненные — нет. Не доходит сверху сигнал. В случае с теми же собаками находят массу отговорок, чтобы не исполнять Закон об ответственном обращении с животными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поймать всех собак. Что привело к трагедии с изувеченным ребенком в Татарстане?Тем временем в Казани по стопам Кирилла Шошина уже готов пойти председатель соседнего ТСЖ на Адоратского, 2. Об этом сообщила жительница дома Алевтина Гришвина. Председатель, по её словам, тоже жалуется на блох и повреждённые трубы. И якобы он уже заручился поддержкой администрации Ново-Савиновского района.
— Вроде сначала пошел на уступки, а потом сказал: "Блохи". У нас была женщина, пенсионерка. Сейчас новенький, Айрат Валеев, бывший сотрудник милиции. Он пока еще не принял [полномочия председателя ТСЖ].
— А почему у него к продухам такое отношение? Он не читал постановление правительства РФ?
— Вы знаете, он ходил в администрацию. Администрация сказала: "На ваше усмотрение". Он нажаловался: там, блохи, ещё что-то, трубы обдирают, которые он там упаковал. Мы спускались — все трубы на месте, уже в самом низу, где вентиляции, сгнили они. Вонища такая, они все вот разложившиеся… Ну ему надо какую-то причину указать. Почему администрация так реагирует? Вот никак не получается нам всем вместе сходить, потому что мы тоже работаем.
— То есть вы не пробовали обращаться в администрацию?
— Нет. Он нас опередил.
Алевтина Гришвина тоже как может решает проблему бездомных кошек. Лично отлавливает их, стерилизует, пытается пристроить. Делать это особенно сложно потому, что руководство ТСЖ не идёт на встречу зоозащитникам.
— Даже котят отлавливали в нашем доме — не давали ключей! — сетует женщина. — Вот маленькие котятки — приходилось на улице ночью с клеткой сидеть… Когда поймаем, когда нет…
Слова жилищников о засилье в подвалах блох из-за кошек опровергает врач-ветеринар клиники "Ветблюз", доктор ветеринарных наук Фаина Шакирова, неоднократно имевшая дело с животными, которых местные зоозащитницы приносили ей на стерилизацию и лечение:
— Нам неоднократно приносили бездомных кошек, беспризорных, с близлежащих домов — особенно много с Четаева, 4, и по улице Адоратского было несколько домов. Мы стерилизовали этих кошек по льготной цене, передерживали несколько дней — и какого-то засилья эктопаразитов на кошках обнаружено не было. С целью профилактики мы капали капли — для того, чтобы кошки не были разносчиками блох в последующем. На кошках встречались единичные эктопаразиты, но после применения капель их не было.
По словам доктора ветеринарных наук, подвалы тоже довольно элементарно обрабатываются от блох. А вот если извести кошек, последствия для людей могут быть куда более негативными.
— В этом случае профилактические какие явления? Обработка инсектицидами зон обитания кошек. Потому что без кошек конечно это будет засилье грызунов. Крысы-мыши — это худший вариант. Лучше простерилизовать, провакцинировать и проглистогонить кошек, чем их вывести, а потом бороться с грызунами. Это более серьёзная проблема. Вот там точно зооантропонозы — это болезни, единые для человека и животных — неизбежны.
Крысы переносчики, например, полевые мыши могут быть мышиной лихорадки — а это значительно хуже.
— Геморрагической лихорадки?
— Да, да. Мышиной или геморрагической лихорадки. Которая не контактным путём передаётся человеку, а через пыль. То есть, экскременты или моча больного грызуна, поднимаясь вверх, может инфицировать человека. С серьёзными последствиями.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.