В Заинском районе Татарстана агрохолдинг "Агросила" строит крупный растворно-заправочный узел для удобрений практически у границ деревни Ахметьево. Жители против. Они считают, что химикаты будут отравлять воду и почву, деятельность узла приведет к загрязнению воздуха. Но мнение населения никого не волнует — земля принадлежит холдингу, а руководство муниципалитета пытается убедить людей в безопасности будущего производства и выдает предостережения о недопустимости протестов. Корреспондент Радио Азатлык побывал в Ахметьево и выслушал мнение сторон.
Ахметьево — татарская деревня с богатой историей. Это село из 119 хозяйств почти уникальное по составу населения: половина жителей — татары-мусульмане, а другая — крещеные татары (кряшены). В деревне два кладбища — мусульманское и христианское, сохранились места захоронения погибших от голода в 20-е годы прошлого столетия. Есть здесь и мечеть XIX века, которую сельчане восстанавливают своими силами. Красивые горы, чистая природа — можно было бы развивать это место в качестве туристического центра, но, по словам жителей, руководство целенаправленно ведет работу по уничтожению деревни.
В 2019 году в Ахметьево закрылась ферма, рассчитанная на две тысячи голов крупного рогатого скота. Ферму закрыли по решению суда — официально из-за того, что голуби с фермы мешают расположенному рядом аэропорту Бегишево. Капитально отстроенные, крепкие корпуса фермы стоят пустые — впрочем, возможно, и нет, потому что они огорожены высоким забором с колючей проволокой и вход на территорию местным жителям запрещен, выставлена охрана.
И вот теперь рядом с деревней строят растворно-заправочный узел для разведения удобрений и гербицидов, который будет располагаться всего в 300 метрах от артезианского колодца, обеспечивающего всю деревню питьевой водой. Еще после появления цистерн на месте строительства жители Ахметьево стали обращаться к местному руководству, желая узнать, что же будут строить около их домов, однако те не посчитали нужным что-либо объяснять людям. Лишь дошли слухи, что это будет установка по смешиванию удобрений и гербицидов.
За объяснениями жители деревни дошли до главы района, но их к нему просто не пустили. Три раза ахметьевцы провели общее собрание, написали обращение в прокуратуру, собрали подписи. Прокуратура направила запрос в местное отделение Роспотребнадзора.
"Площадки заправочных пунктов пестицидов и агрохимикатов в целях исключения нанесения вреда населению и объектам окружающей среды размещаются на расстоянии не менее 300 метров от жилых домов, источников питьевого водоснабжения и рыбохозяйственных водоемов. По данным ситуационного плана проектной организации, а также выездом на место строительства установлено, что расстояние от строительной площадки растворно-заправочного пункта до населенного пункта составляет — 534,94 м; до подземного источника водоснабжения молочно-товарного комплекса — 432,2 м (население п. Ахметьево обеспечивается из другого подземного источника водоснабжения); до речки Зыча — 714,94 м, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21", — сказано в ответе жителям села, который подписан заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском и Сармановском районах.
Одновременно в деревне появились какие-то люди, они встретились с отдельными жителями и рассказали им, что "строящийся агрегат соответствует всем требованиям".
Your browser doesn’t support HTML5
Сейчас жители не верят никому. Узнав, что в Ахметьево приехал журналист, тут же у мечети стали собираться люди. Каждый спешил высказаться.
— Никто нам не объясняет, что это будет. Сказали, что место, где смешивают химикаты против сорняков. Деревня наша в низине, любые газы, запахи, загрязненная вода собираются у нас. Сейчас вот соседние деревни к нам присоединяются, никто не хочет, чтобы это здесь строилось, — говорит Ринат Сеитов.
— Какая большая, прекрасно работающая ферма была в Ахметьево. Сначала ее закрыли, ликвидировали рабочие места, теперь уже нас самих хотят отравить и уничтожить. Видимо, само село Ахметьево хотят убить. Молодежь, конечно, вся уедет. Неужели нельзя построить его подальше, у леса? — недоумевает 78-летний житель села Фахрутдин Шамсутдинов.
Письмо в прокуратуру написано от имени имама деревни Раифа Шаймарданова. Он тоже обратил внимание, что строительство ведется без каких-либо объяснений для населения, и что деятельность будущего агрегата может привести к ухудшению экологии.
— Говорят, что там будут смешивать гербициды и потом развозить по районам. Если производство таких масштабов, значит объемы будут большие, и будут использованы разного рода ядохимикаты. Никто нам ничего не объясняет, нас именно это возмущает. Они не думают ни об экологии, ни о том, как люди будут жить, — считает Раиф Шаймарданов. — И так уже с Нижнекамска приносит разные "ароматы", иногда растения в огороде все погибают, желтеют. Надо было спросить у людей, посоветоваться, провести разъяснения. Когда люди подняли тревогу, из района приезжали три человека, общего собрания даже не делали, просто отдельным жителям пытались что-то объяснить. Сказали, что производство безвредное, все законно. У нас пчеловоды тоже переживают, они тоже против.
Он рассказывает, что в прошлом году из-за обработанного ядом рапса погибли множество пчел.
— Я уже пять лет пчел не держу, потому что они все у меня вымерли. А в свое время наша деревня была одной из первых по количеству ульев. Вот такие дела происходят уже несколько лет, этому надо поставить какую-то точку, — уверен он.
Он тоже вместе с односельчанами ходил к главе района, но попасть к чиновнику не удалось. Только после того, как жители деревни написали письмо в прокуратуру и подали уведомление о митинге, глава вызвал имама к себе.
— 20 мая должны были выйти на митинг. К нам присоединились люди из соседнего села Кадырово, они тоже не хотят жить рядом с таким агрегатом. В день митинга меня вызвали к главе, я уехал в Заинск, и митинг не состоялся. Мне объяснили — для митинга надо уведомить администрацию сельского поселения за десять дней. А за десять дней уже построят, когда люди стали возмущаться, торопятся скорее достроить. Глава района велел журналистов не звать, сказал, что будет держать это строительство под своим контролем, что оно ведется по всем стандартам, и никакого вреда от него не будет. Может так и есть, но ведь у нас в стране не работают по стандартам, — говорит Шаймарданов.
В данный момент к объекту уже не подойти. По словам Шайморданова, везде установлены видеокамеры. Его самого несколько раз вызывали в район и требовали "перестать поднимать народ и нарываться на скандал".
— Изначально они должны были поговорить с нами, они же строят на наших землях. Была бы какая-нибудь хорошая задумка, заранее сообщили бы, и районная администрация в первую очередь похвасталась бы. Знают, что народ будет против, поэтому делают втихаря, — отмечает другая местная жительница Гелюза Хамматова. — Привезли туда цистерны ржавые, все в заплатках, нет никакой гарантии, что ядохимикаты не польются на почву. Это будет очень вредная для нашей природы вещь. Будем митинговать, писать экологам, общественным организациям. Те, кто работает с ядохимикатами, за пять лет остаются без зубов, получают серьезные заболевания желудка, становятся бесплодными. Почему они строят здесь, чтобы уничтожить татарский народ? Это же строится совсем близко в деревне, мой дом прямо на границе этого поля.
Ее односельчанка Инже Закирова отмечает, что "из Нижнекамска уже идет отравленный воздух, пока не поставили теплицы, все сгорало: ни огурцов, ни помидоров не могли выращивать. "Вон, у леса, есть и вода, все есть, зачем строить впритык к деревне?" — возмущается она.
Самыми близкими к строящемуся РЗУ оказались дома многодетных семей — именно оттуда им выделили земли по республиканской программе. Отец четырех детей Валерий Бояров теперь беспокоится об их будущем.
— Нам сказали, что надо дождаться, пока на нашей улице будут построены пять домов — тогда проведут и газ, и дорогу сделают. А тут прямо у наших домов строят РЗУ. Значит, наши дети должны будут дышать этим отравленным воздухом. И кто же будет строить там дом, зная это? Не будет у нас ни газа, ни дороги, — уверен Валерий Бояров.
По словам Флюзы Батаевой, сельчане договорились нанять юриста, собирают деньги на оплату его услуг. "Может быть, найдется юрист, который возьмется нам помогать", — говорит она.
— Наши деды сражались за наше мирное будущее, сложили головы на войне, — добавляет Назира Шарафутдинова. — Если у нас под боком будет станция для смешивания ядовитых химикатов, о каком мире тут может идти речь? Это значит аллергия, высокое давление, заболевания сердца. Экологи, врачи наверняка это знают. Почему руководство не хочет нам помогать? Просим вас, помогите.
Были и жители, которые общались с журналистом, но просили не указывать своего имени. Как выяснилось, их предупредили, чтобы никаких писем не подписывали, в митингах не участвовали. Особенно это касалось работников холдинга "Агросила", учителей, воспитателей детского сада. В этом признались несколько человек. "Припугнули уж, промолчу, но хотя бы постою со всеми", — сказала одна из пришедших к мечети женщин.
— Им страшно, могут лишиться работы, но это же для нас самих. Выходите, односельчане, сейчас нам надо быть сплоченными, эта отрава страшнее запугиваний, — обратился к сельчанам Эльвер Шамсутдинов.
"АГРОСИЛА"
"АГРОСИЛА" — крупный сельскохозяйственный холдинг. В его состав входит 25 сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории Татарстана. Он включает предприятия по выращиванию, приему, хранению и обработке зерновых и технических культур, производству продукции животноводства и птицеводства, производству сахара, а также реализации готовой продукции и сервисному обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Согласно информации на самом сайте холдинга, у них 10 направлений деятельности, более 8 700 сотрудников, земельный фонд в 330 000 га, 25 предприятий и 46,5 млрд рублей выручки за 2020 год. В холдинг входят и такие крупные предприятия как "Заинский сахар", "Челны-Бройлер" (производитель продуктов из мяса птицы), "Набережночелнинский элеватор" и другие.
Холдинг обеспечивает продукцией не только республику и страну, но и активно занимается экспортом. Так, в 2020 году стартовали поставки субпродуктов цыпленка‐бройлера в Китай. В целом, "Челны‐Бройлер" в 2020 году вошел в рейтинг Американского издания WATTPoultry International, как один из крупнейших производителей мяса бройлера в Европе.
К слову о Китае. Объем совокупного экспорта "АГРОСИЛЫ" по прямым контрактам и через трейдеров в 2020 году составил $11,3 млн. Одним из ключевых партнеров стал Китай, где велась работа по увеличению поставок ножек бройлеров, отмечают в самом холдинге. Еще один важный продукт для этого рынка — продукция халяль.
Кроме китайского рынка, "АГРОСИЛА" реализует свою продукцию и в другие страны: Казахстан, Азербайджан, Киргизия. Также они заинтересованы в рынках Саудовской Аравии и стран Африки.
— Земли в республике много. Для чего нужно строить этот пункт для смешивания ядов в 300 метрах от забора жилых домов? Можно же было строить в пяти километрах отсюда! В первую очередь виноват глава района, людей за людей не считает, все подряд подписывает. Это издевательство над людьми. Хорошо, они там будут делать свои растворы, денег заработают, а молодежь будет болеть, вырастут умственно неполноценными, —предполагает Вениамин Князев.
Глава Кадыровского сельского поселения Раис Нуруллин уверен, что люди переживают напрасно. Он считает, что появление РЗУ — благо для деревни, это развитие, к тому же, хранение воды в этих цистернах нужно и с точки зрения пожарной безопасности.
— В конце апреля мне позвонили жители села, они беспокоились из-за этого объекта. Я съездил, посмотрел строительство, попросил у работников документы. Разрешения на строительство у них не было, я их остановил. Также поговорил с главой района, он тоже не знал, что там строится. Появились у них документы, и строительство возобновилось. С самого начала надо было объяснить людям, но этого не сделали, это было ошибкой. Когда слышишь слово гербицид, видишь цистерны, конечно, думаешь, что это будет что-то ядовитое. Хотя это совершенно безвредный агрегат. Цистерны будут покрашены в черный, в них будет храниться вода. Гербицид будет замешиваться в герметических условиях и будет развозиться по деревням. Раз ферма не работает, его водонапорная башня тоже простаивает. Там до фермы заложена асфальтовая дорога. Здесь готовая инфраструктура, поэтому удобное для строительства. Иногда летом в деревне воды не хватает, это нам надо и с точки зрения пожарной безопасности, потому что из этой цистерны всегда можно будет взять воду, — пояснил глава сельского поселения.
Связались с главой районного управления сельского хозяйства и продовольствия Фаргатом Камалеевым. Он удивился, что жители Ахметьево до сих пор не согласились с этим строительством, и рассказал, что подобные РЗУ устанавливаются по всей республике и это субсидируется государством.
— Мы ведь уже общались с их лидером, вроде бы договорились. Когда стали говорить о митинге, поехали в деревню, все объяснили. Там будут установлены шесть цистерн по 50 кубометров, в них будет только вода, она там будет прогреваться. Будут приезжать машины с большими цистернами и как на бензозаправке, просто заливать к себе раствор. Потом эта машина опрыскивает поля. Там все автоматизировано, там есть свой дозатор, клапаны. Это делается по самому современному проекту. Такие РЗУ строятся по всему Татарстану. Министерство сельского хозяйства тем, кто строит такие узлы, помимо субсидий на удобрения, дает еще и дополнительные субсидии. Если у фермера или какой-то компании земель больше 500 гектаров, им рекомендуется строить такие растворно-заправочные узлы, — рассказал чиновник.
По словам жителя села Кадырово пчеловода Василия Никитина, такой же растворно-заправочный узел собираются строить в Сармановском районе. Теперь Общество пчеловодов Татарстана намерено обратиться в Госдуму с этим вопросом.
Камалеев уверен, что и для пчел от таких РЗУ никакого вреда нет.
— Никакого вреда пчелам нет, пусть не придумывают (о людях, которые готовят обращение в Госдуму РФ по этому поводу — "Idel.Реалии"). Вокруг обязательно должна быть охранная зона, не менее 300 метров, и все. Даже при появлении запаха он растворится за эти 300 метров. Но запах появляться и не может, потому что все готовится в герметичных условиях. Вода в цистернах летом будет прогреваться до 22-24 градусов, расход растворенного в теплый воде гербицида уменьшается на 20-25 процентов, эффективность увеличивается, он и на растения воздействует лучше, — уверен он.
На вопрос о том, почему нельзя перенести строительство комплекса подальше от деревни, он отметил, что место уже выбрано с учетом экономического аспекта и эффективности, да и само строительство идет за счет средств частного капитала.
— В Ахметьево был комплекс на две тысячи голов скота, там есть специальный колодец для обеспечения животных водой, и башня с артезианской водой. Эту ферму по требованию аэропорта закрыли по решению суда. Этими судами занимался сам Ильшат Фардиев (инвестор агрофирмы "Зай" — "Idel.Реалии"), это ведь его земли. Животных по решению суда оттуда убрали, водонапорная башня так и осталась. Во-вторых, там есть асфальтированная дорога ведущая к ферме. В-третьих, это место расположено в центре земель агрофирмы, получается, оно ближе, чем другие места. А у леса надо копать землю, проложить дорогу, вырыть колодец, проложить трубы… Люди скажут, конечно. Но экономику проекта тоже надо смотреть. Если бы было ближе 300 метров, да, я бы согласился с их позицией. Они написали в прокуратуру, сейчас их обращение рассматривается. Если признают, что строительство незаконно, то его перенесут, — отметил он.
При этом Фаргат Камалеев признается, что "Агросила", которая и стоит этот комплекс, совершила ошибку — нужно было собрать людей, показать схему и все объяснить еще перед началом строительства.
— Они подумали, что никаких законов не нарушают, земля наша, и вода наша, и принялись за работу. Если сейчас люди выступят против, это РЗУ у нас заберут, установят или в Сармановском районе, или же Азнакаевском, Мензелинском районах. Нашему району такой объект не достанется. Но ведь в Заинском районе у "Агросилы" более 70 тысяч гектаров посевных земель. Наш район лидирует по зерновым, и по выращиванию свеклы. У нас самая высокая плодородность земли, — поделился Фаргат Камалеев.
Эти слова не успокоили жителей Ахметьево и Кадырово. По данным сайта Министерства сельского хозяйства РТ, сегодня в республике установлены 132 таких станций. В мае должны быть достроены еще 29 стационарных растворно-заправочных узлов.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.