Сегодня, 20 июля, мусульмане празднуют Курбан-байрам, праздник жертвоприношения. По данным переписи населения 2010 года, в Чувашии проживает около 34 тысяч татар (в основном, мусульмане), или 2,34% от населения республики. Основную же массу составляют чуваши (67,7%) и русские (26,86%), которые, как правило, исповедуют православие. Однако среди чувашей тоже есть мусульмане. В Башкортостане и Татарстане Курбан-байрам объявлен выходным — но не в Чувашии.
Все мои любимые вещи остаются в моей жизни: музыка, косметика, высокие каблуки
Ирина Анатольевна (полное имя есть в редакции) после принятия ислама взяла новое имя: Амина умму Абдульбарий.
— Я приняла ислам в 19 лет, — рассказывает 39-летняя женщина, которая недавно вышла замуж во второй раз. — До этого была подростком, который, по правде говоря, не интересовался религией. Не говоря даже о том, чтобы стать верующей и соблюдать заповеди. Я просто жила своей жизнью. Что делает молодежь в этом возрасте? В основном, слушает музыку, смотрит кино и сериалы. Так проходила моя молодость.
ПРИНЯЛА ИСЛАМ, НО ВЫСОКИЕ КАБЛУКИ ОСТАЛИСЬ
— Получилось так, что две сестры, подруги моей матери, приняли ислам. Они очень хорошо изучили эту религию, умели правильно общаться с людьми и обладали знаниями, как распространять свою веру. Точно так же, как это делали раньше пророк и его сподвижники. Они видели, что я религией не интересуюсь, но всё же захотели попробовать меня привлечь и начали мне рассказывать про эту веру. Мне нравилось. Так я и сама начала проявлять интерес к религии мусульман, — говорит бывшая Ирина, а ныне Амина умму Абдульбарий.
Девушке объяснили, что в принятии ислама нет никаких сложностей.
Зачем прихорашиваться, выходя на улицу? На это уходит время, плюс еще чужие посторонние мужчины будут смотреть на нас.
— Но тогда мне очень нравилось вульгарно краситься, слушать музыку и ходить на высоких каблуках. Мне сказали, что всё это разрешается, это не помеха. Главное, что от меня требуется, это вовремя читать — пять раз в день — намаз, ходить в платке и длинном платье. Меня это устроило. Тем более в религии сказано, что нужно облегчать условия жизни, а не усложнять их. Поэтому, если человек только принимает ислам и не может бросить все те привычки и хобби, которые любит, то это можно оставить. Единственное — нужно постелить коврик и вовремя помолиться: перед восходом солнца, днем, перед закатом, после заката... Я подумала, что, действительно, ничего сложного в этом нет. Все мои любимые вещи остаются в моей жизни: музыка, косметика, высокие каблуки. Кроме того, на тот момент меня в религии привлекло то, что я полностью меняю свой имидж, но внутри остаюсь такой же, — продолжает моя собеседница.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Казани в Курбан-байрам молятся за погибших в школе детейС течением времени, постепенно, Амина умму Абдульбарий начала изучать основы религии.
После того, как приняла ислам, я поставила себе цель, что я должна приносить пользу нашему обществу
— Мне начали всё объяснять, рассказывать, обучать арабским буквам, как нужно их читать, как читать Коран. Параллельно я изучала историю сподвижников. Сподвижники — это те люди, которые жили в одно время с нашим пророком, общались, учились у него и передавали эти знания остальным людям, через рассказы. Эти истории были очень красивыми, захватывали мою душу и мне уже самой хотелось меняться в хорошую сторону. Тогда я уже начала понимать, что высокие каблуки, к которым я привыкла, становятся безынтересными — в том числе, и косметика, которой я пользовалась. Мол, зачем прихорашиваться, выходя на улицу? На это уходит время, плюс еще чужие посторонние мужчины будут смотреть на нас. Ведь наша цель заключается в том, чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться его довольства. Постепенно я начала понимать, что меня не интересуют ни косметика, ни высокие каблуки, ни музыка, которая стала восприниматься как "шайтанская", от которой со временем меня начало тошнить. Даже если я услышу где-нибудь на улице такую музыку, то появляется желание поскорее уйти. Происходили изменения в моем сердце, и я начала понимать, что у меня появляется всё большая любовь к чтению Корана, что хочется заучивать аяты и суры. Я понимала, что эти заучивания из Корана вытесняют любовь к современной музыке. Я поняла, что у меня возникло отвращение к той жизни, которая у меня была раньше, до ислама. Ведь до этого у меня не было каких-то целей, достижений. Была какая-то непонятная жизнь. Но после того, как приняла ислам, я поставила себе цель, что я должна приносить пользу нашему обществу, нашим сестрам-мусульманкам.
Религия в Чувашии:
Православные – 76,5% населения, мусульмане – 14,1%, протестанты – 7,4%, представители других конфессий – 2%.
Сейчас Амина развивает свой блог, посвященный арабскому языку.
Раз мы изучаем иностранные языки, почему бы не уделить время изучению своего родного?
— У меня есть канал. По милости Аллаха там уже около 10 тысяч подписчиков. Я этот канал открыла восемь месяцев назад. За это время нашлось десять тысяч сестер, которые хотят изучать арабский язык по методике. Я сама в течение долгого времени изучала арабский язык и могу свободно на нем общаться, через свой канал объясняю сестрам грамматику арабского языка: как нужно делать практики, как можно добиться быстрого результата в снятии языкового барьера, как можно общаться с арабками. На моем канале я раскрываю очень много секретов — совершенно бесплатно — и делюсь ими со своими подписчицами. Также в Чебоксарах у меня есть очень много подружек, которые приняли ислам: около 15-20. Они тоже по национальности чувашки, все читают намаз и ходят в хиджабе. Каждый год мы встречаемся с ними во время Рамадана или по другим праздникам, например, на ифтар (вечерний прием пищи во время священного месяца Рамадан).
ЧУВАШСКИЙ ВЫУЧИЛА ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ
Амина развелась с мужем, после развода переехала к маме.
Меня многие в деревне уважают за то, что не живя на селе долгое время, всё же я пытаюсь разговаривать на чувашском
— Мой сын благодаря школе научился разговаривать на чувашском языке. Сама я выучила чувашский за два месяца с помощью учебника для первого класса под названием "Чăваш чĕлхи". В течение двух месяцев я переписывала тексты, спрашивала у бабули и других родственников перевод каждого слова, учила их наизусть. До этого в течение долгого времени учила арабский и подумала: раз мы изучаем иностранные языки, почему бы не уделить время изучению своего родного? Когда мы едем в гости, там большинство общаются на чувашском и хотелось бы понимать, что они говорят. Ведь это не такой уж и сложный язык. Я до сих пор помню: "Икĕ йывăç варринче чуччу тунă ман пичче" (между двумя деревьями мой брат построил качели). Я помню, что я зубрила эти стихотворения наизусть. В это время, когда изучала свой родной язык, жила в деревне и практиковала его со старушками, разговаривая с ними на разные темы. Они очень радовались тому, что я пытаюсь разговаривать на своем родном языке, хоть у меня и такой смешной акцент. К сожалению, не многие чувашки знают свой родной язык. У них даже нет желания его изучать. Они считают, что необязательно знать чувашский, потому что и без него можно справиться. Действительно, в наше время без чувашского языка можно прожить. Но всё же я посчитала, что мне он нужен. Я понимала, что его изучение займет какое-то определенное время, потому что мне нужно будет посидеть с книжками и тетрадками, выучить правила грамматики, все склонения. Зато у меня сейчас свободный результат, и меня многие в деревне уважают за то, что не живя на селе долгое время, всё же я пытаюсь разговаривать на чувашском.
Чуваши-мусульмане:
Отдельная этно-конфессиональная группа в составе чуваш, которые исповедуют ислам. Исламизация чувашей осуществлялась в несколько этапов. С середины XVIII века и в первые десятилетия XIX века исламизация носила единичный характер и происходила в местах тесного и многовекового соседства с мусульманами (как правило, татарами). В XIX веке и в первые десятилетия ХХ века переход в мусульманскую религию стал более массовым явлением, который наложил отпечаток на рост численности и расширение ареала данной этноконфессиональной группы. Основными факторами, которые стали стимулом приобщения чуваш к исламу, считаются близкое соседство с мусульманами, различные формы социокультурного и экономического взаимодействия, обусловленные сходством экономического уклада, общность социально-политической истории (чуваши жили бок о бок с татарами со времен Казанского ханства), языковых и этнокультурных традиций.
Амина вышла замуж в 24 года. В 25 — у нее родился сын.
Телевизор — это богатство бедного человека. Бедный человек там теряет свое время.
— Во время беременности я старалась очень много читать и слушать Коран — для того, чтобы у него в сердце была любовь к Корану. Когда моему сыну исполнилось три года, я ему читала суры, чтобы он повторял за мной и учил их наизусть. Когда ему было пять лет, обучила арабским буквам. Когда ему было шесть лет, он уже мог спокойно читать Коран. Мне очень важно, чтобы мой сын с детства любил религию. У нас нет такого, что ребенок, повзрослев, сам выберет себе религию, решит, нужно ему это или нет. Я, его мать, отвечаю за свое чадо. Я должна с детства привить любовь к исламу, т.к. это моя обязанность, должна воспитать его так, чтобы он не стеснялся того, что он — мусульманин. Я должна воспитать его так, чтобы он с детства привык читать намаз, читать Коран. Во время Рамадана мы с ребенком делаем состязания — кто первее от начала до конца дочитает Коран. Получается так, что я от начала до конца читаю, а ребенок где-то на полпути проваливается из-за того, что он ночью во время Рамадана ходит в мечеть и не высыпается. Но я делаю всё возможное, чтобы мой ребенок читал священную книгу и не смотрел телевизор, т.к. телевизор — это богатство бедного человека. Бедный человек там теряет свое время. Я всегда стараюсь занимать ребенка чем-то полезным, — говорит 39-летняя Амина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Курбан байрам — это не просто зарезать барана". Мысли о жертвоприношенииО ПОРОСЯТАХ В ЧУВАШСКИХ ДЕРЕВНЯХ
Праздник Курбан-байрам — один из её самых любимых.
В чувашских деревнях держат очень мало баранов. В основном, там коровы.
— Раньше у меня даже не было денег, чтобы зарезать барана в этот день, — продолжает она. — Может быть, это из-за того, что я была разведена и нуждалась в деньгах. Но потом мне сказали, что если человек в течение года некоторую сумму будет откладывать, то соберет на барана, чтобы потом его зарезать и раздать мясо ради Всевышнего Аллаха. Я решила, что это хорошая идея. Однако в моей жизни было и такое: нашла телефон местного имама в селе Шыгырдан Батыревского района ЧР и сказала, что я — нуждающаяся, у меня есть ребенок, и я хотела бы получить мясо от жертвоприношения. Он меня пригласил в сельскую мечеть, где мне дали очень много мяса. Раньше моя мама держала в деревне свиней, чтобы можно было их зарезать на зиму. Но после того, как нам подарили очень много мяса, моя мама поняла, что свиней держать необязательно. Вот таким вот образом мои родственники прекратили покупать поросят. Всевышний сделал так, что поросята в нашем сарае больше не появлялись, теперь есть только баран и телята. На самом деле, в чувашских деревнях держат очень мало баранов. В основном, там коровы. Теперь я намереваюсь каждый год резать барашка.
Рассуждая об отношении к чувашкам-мусульманкам в современном обществе, Ирина-Амина говорит следующее:
Если какая-то девушка хочет надеть шорты, она же их наденет и не будет думать, что про нее скажут другие
— Вероятно, у людей, живущих в деревне, имеется свой кругозор, свои взгляды. Возможно, в деревнях все знают друг друга и могут сплетничать. Сельские люди мало путешествуют и, как мне кажется, имеют немного отсталое от современности мышление. Если мы, допустим, ходим в платке и длинном платье в городе, то на нас, в общем, даже никто не посмотрит. Если мы в платке и длинном платье пройдем по деревне, то там как-то будет некомфортно. Хотя лично у меня в деревне со всеми очень хорошие отношения. Когда прохожу мимо кого-нибудь, даже если не знаю этого человека, то обязательно поздороваюсь, улыбнусь, еще на чувашском спрошу как у них дела. Носить платки и длинные одежды — для меня это большое удовольствие. Я сейчас не могу представить себя на улице в платье с короткими рукавами. Насчет других сел и других женщин я ничего не могу сказать, потому что если я что-то хочу сделать, я это делаю. Если я хочу надеть какую-то одежду и выйти на улицу, то мне никто не помешает. Даже если кто-то про меня что-то будет говорить, я отнесусь к этому безразлично. Если какая-то девушка хочет надеть шорты, она же их наденет и не будет думать, что про нее скажут другие.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.