В Башкортостане суд взыскал с минобороны РФ компенсацию в пользу родителей погибшего по 900 тысяч рублей и в пользу сестры солдата — 700 тысяч рублей.
Уфимский районный суд Башкортостана в пятницу, 4 июня, частично удовлетворил гражданский иск родных солдата Ильдара Сиразева к министерству обороны РФ. Семья солдата, который погиб на военной службе в мирное время, требовала от минобороны и минфина РФ справедливых компенсаций, размер которых оценивала в три миллиона рублей.
20-летний Ильдар Сиразев, призванный в армию из села Алексеевка Уфимского района Башкортостана и служивший в 59-й бригаде управления связи сухопутных войск РФ (в/ч 28331), погиб на военном полигоне в Свердловской области 24 июля 2019 года от поражения электротоком от корпуса штабного автомобиля.
Экспертизы, проведенные следствием, выявили целый ряд нарушений, допущенных при эксплуатации автомобиля, в частности, его электрооборудования — схема электроснабжения кузова была не квалифицированно изменена, использовалось не соответствующее требованиям заземление, отсутствовали техническое обслуживание и плановый ремонт автомобиля.
Судебный процесс, прошедший в 2020 году в Екатеринбургском гарнизонном военном суде, признал виновным в гибели солдата его непосредственного командира — сержанта-контрактника Николая Богданова. Вина сержанта была квалифицирована по ч.2 ст. 293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека"). Богданов был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Некоторым вышестоящим командирам были вынесены дисциплинарные взыскания.
Родные Ильдара Сиразева заявляли, что, согласно выводам судебных экспертиз, в случившемся виноваты и начальствующие лица войсковой части, которые, по мнению родственников погибшего, проигнорировали необходимые требования нормативно-правовых актов — уставов, инструкций и указаний.
Иск к минобороны РФ, воинской части № 28331 и министерству финансов о возмещении морального вреда из-за гибели члена семьи был подан Галинуром Сиразевым — отцом погибшего солдата, его матерью Гульсимой Сиразевой и его сестрой Гульназ Сиразевой.
В исковом заявлении истцы указали, что на штабном автомобиле, который обслуживал Ильдар Сиразев, "по указанию командования войсковой части 28331 были проведены конструктивные изменения, не предусмотренные документами по эксплуатации, что и привело к трагической смерти". Сиразевы подчеркнули, что "в ходе следствия и суда было выявлено безответственное отношение командования и должностных лиц воинской части 28331 к обеспечению безопасных для жизни условий прохождения воинской службы".
Представители минобороны РФ в возражениях на иск заявляли, что приговором Екатеринбургского гарнизонного военного суда уже установлен "непосредственный причинитель вреда" Ильдару Сиразеву — сержант Николай Богданов, который в тот день являлся временным начальником электростанции взвода энергообеспечения батальона связи воинской части. Как полагают военные юристы, действия Богданова явились фактическим неисполнением должностных обязанностей и, тем самым, "находились за рамками осуществления им [Богдановым] возложенных на него обязанностей военной службы".
Представители МО также заявили, что "факт родственных отношений сам по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда при причинении вреда жизни гражданина".
"Факт смерти Сиразева в период прохождения военной службы" также, по мнению военных юристов, "не является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда".
На заседание в нынешнюю пятницу, 4 июня, представители ответчиков не явились, попросив суд рассмотреть дело без их участия.
Судебное заседание уложилось в 40 минут. В прениях родители погибшего солдата заявили, что поддерживают иск в полном объеме. Их представитель, председатель правления Комитета социальной защиты военнослужащих и членов их семей РБ Владимир Симарчук в своем отзыве на возражения юристов минобороны заявил, что их аргументы "абсолютно не соответствуют действительности".
— Здесь дело не только в обвинении и приговоре сержанту Богданову, — сказал Симарчук. — Судебно-техническая экспертиза, проведенная следствием, показала, кто еще конкретно из командиров и начальников подставил того же Богданова и поставил военнослужащих этой части в ситуацию, когда они погибают. Уставная экспертиза подтвердила, что и погибший солдат, и его командиры, вопреки мнению представителей минобороны, находились именно при исполнении служебных обязанностей.
Правозащитник назвал, в частности, в числе виновных командира бригады, его заместителя по вооружению, командиров роты и взвода, где числился Ильдар Сиразев.
— После гибели солдата мы провели свое небольшое расследование в этой воинской части. Ребята из нашей республики, которые служили там, рассказали нам, что случай с Сиразевым не единственный, когда от машин било людей током. Дело заключается в том, что командиры и начальники, несмотря на то, что эти случаи были неоднократно, не обращали на это внимания, — считает он.
Симарчук уверен, что они нарушили все технические нормы, правила безопасности. "Федеральные законы "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" накладывают на командиров определенные обязанности по обеспечению безопасного прохождения службы", — отмечает он.
Правозащитник особенно подчеркивает, что то, что случилось с Сиразевым, было не во время боя, это была ежедневная рабочая обстановка, но без безопасных условий.
— Поэтому я считаю иск законным. Предъявляя его, мы также рассчитываем, что минобороны проведет профилактическую работу по недопущению подобных случаев в будущем. Командованию части это тоже должно послужить уроком, — заявил Владимир Симарчук.
Правозащитник представил суду несколько объяснительных бывших сослуживцев Ильдара Сиразева, которые подтвердили пробои электричеством от упомянутой штабной машины. Так, Наиль Мухамедьянов сообщил, что в июне 2019 года его "ударило током через корпус штабной автомашины "Урал", и что било током не только его, "но и других ребят по службе".
Электричеством от машины ударило в том же месяце и другого сослуживца Сиразева — Артема Ларионова. Оба демобилизовавшихся солдата заявили правозащитникам, что о неисправностях регулярно докладывалось командованию, но последнее не предпринимало никаких мер по исправлению машины.
После небольшого перерыва судья Алексей Кузнецов огласил решение взыскать с военного ведомства за счет казны РФ, в пользу родителей погибшего по 900 тысяч рублей и в пользу сестры солдата — 700 тысяч рублей.
— Не дай Бог такое горе никому пережить — растить до двадцати лет сына и за семь месяцев его потерять… Если бы я знала, что будет такое отношение в армии… Сначала присылали благодарственные письма нам за службу сына, наградили его медалью "За участие в параде победы" в 2019 году, грамотами за отличие в службе… А на суде в Екатеринбурге у нас только Богданов и еще один командир просили прощения, больше никто не извинился… — сказала после судебного заседания Гульсима Сиразева.
Представитель родителей Владимир Симарчук считает, что минобороны все же попробует обжаловать это решение суда.
— Я считаю это решение нашей победой. Конечно, минобороны обжалует это решение, как оно обычно делает. Это было ясно еще из тактики его представителя, из его возражений на иск, которые абсолютно липовые. Но я думаю, что у них [у минобороны] вряд ли что-нибудь получится, — отметил Владимир Симарчук.
Обжаловать решение суда семья Сиразевых не собирается, несмотря на то, что назначенная компенсация оказалась меньше запрошенной суммы. Деньги после их выплаты Сиразевы намерены потратить на лечение дочери, которая нуждается в дорогостоящей операции.
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.