С этого года по инициативе Совета аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана День памяти павших при защите Казани — Хәтер көне — будет отмечаться ежегодно после окончания месяца Рамадан, на 13-й день месяца шавваль. По мусульманскому календарю дата будет ежегодно меняться. В то же время в Татарстане уже три десятилетия существует традиция поминать шахидов 15 октября — в день падения Казанского ханства. Часть татарских общественников считает, что "плавающая" дата может привести к размытию этого знаменательного дня в памяти людей, и еще больше осложнить проведение традиционного Хәтер көне.
Хәтер көне (День памяти) — ежегодная акция (митинг) с целью поминания воинов, павших при защите Казани от войска Ивана Грозного в 1552 году.
Проводится в Казани с 1989 года. В первые годы проходил на Площади Свободы. Участники митинга проходили шествием по центральным улицам Казани, которое завершалось около башни Сююмбике коллективной молитвой в память павших.
В последние годы акция проходила на площади у национально-культурного центра "Казань" (ныне — здание Национальной библиотеки РТ), затем на площади перед театром Г.Камала, с 2017 года — в парке Тинчурина.
"Хәтер көне" — история
Как политическая акция Хәтер көне впервые прошел 15 октября 1989 года, вспоминает активист татарского национального движения, журналист Талгат Бариев. Инициатором проведения Дня памяти и его организатором стал Татарский общественный центр (ТОЦ). В первой акции участвовали два его активиста — Талгат Бариев и Фаузия Байрамова. Местных имамов не было, приехали приглашенные из Азербайджана представители духовенства. Участников акции — 11 человек. Со знаменем Татарского общественного центра (его нес Талгат Бариев) небольшой колонной от здания Национального музея РТ они прошли в Казанский кремль, дошли до башни Сююмбике. Впервые у башни Сююмбике были прочитаны суры Корана, совершена молитва в память шахидов.
Your browser doesn’t support HTML5
Через год Хәтер көне становится уже массовым мероприятием. Колонна участников проходит по центральным улицам Кремлевская и Баумана. К организованной татарскими активистами политической акции присоединяется мусульманское духовенство. С того момента имамы участвуют во всех акциях. Национальное движение в 90-х годах отличалось тем, что оно объединяло различные слои татарского общества — ученых, религиозных деятелей, студентов, творческую интеллигенцию. Татарские имамы традиционно возглавляли митинги и шествия в День памяти. С ослаблением татарского национального движения в рядах активистов их стало меньше, но верные идее татарские имамы остались, и они до сих пор сохранили традицию чтения Корана на Хәтер көне. Одним из таких был имам Закабанной мечети, ныне покойный Исхак хазрат Лотфуллин.
В последние годы идет целенаправленное "выдавливание" Хәтер көне с центра Казани. Если первые акции проходили на главной площади города, за последние десять лет место проведения менялось четыре раза — площадь перед НКЦ, площадь перед театром Камала, и теперь четыре года власти согласовывают лишь небольшой парк на улице Тинчурина. Шествия в День памяти под запретом. Руководство ТОЦ при организации мероприятия сталкивается с различными трудностями — власти не дают разрешения на его проведение, выступающие на митинге преследуются административными делами, на них накладываются штрафы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На председателя Всетатарского общественного центра могут завести новое делоНи представители руководства Духовного управления мусульман Татарстана, ни официально работающие имамы в акциях Хөтер көне уже не участвуют. Из духовенства каждый год приходят лишь ветераны национального движения Зуфар Галиуллин и Габдулла Галиулла. Тенденция разделения политической акции от религиозной началась еще в годы, когда ДУМ РТ руководил муфтий Илдус Фаиз. Он был за то, чтобы Хәтер көне с уличных акций перевести в формат поминания по мусульманским традициям. Считал, что в этот день достаточно в мечетях почитать намаз в память шахидов, совершить дуа. Имамы постепенно перешли именно к такому формату. До сих пор в некоторых мечетях в октябре в ходе пятничного намаза упоминаются защитники Казани. Но эта работа тоже не была систематизирована.
Что предлагает татарское духовенство
25 мая на заседании Совета аксакалов ДУМ РТ прозвучало предложение ввести еще один формат Хәтер көне, который, по сути, частично повторяет два предыдущих формата. После окончания месяца Рамадан, в 13-й день шавваль имамы Татарстана могут собраться у мавзолея ханов в Казанском Кремле и вместе совершить молитву в память шахидов. При этом, как подчеркнул председатель Совета аксакалов Айрат Аюпов, это новое мероприятие не задумано как альтернатива традиционному Дню памяти. К тому же, еще окончательно не решено, в какой именно форме будет проходить акция в Казанском кремле.
Your browser doesn’t support HTML5
У каждого народа есть свои шахиды. Для татар — это в первую очередь те, кто погиб при защите Казани.
"Проведение Дня памяти 13-го числа каждого месяца шавваль кто-то примет, кто-то нет, но мы никому свое мнение не навязываем. Наше предложение никак не отрицает ежегодную акцию, проходящую в октябре. Кто хочет, может поучаствовать в акции 15 октября, кто желает, может прийти на акцию, предложенную Советом аксакалов. Люди вольны в своих действиях. Формат пока не определен, мы обдумаем, как ее провести в следующем году, времени еще целый год. Надеюсь, свое мнение выскажут и ученые, и активисты. Совет аксакалов имеет представителей в 48 районах, думаю, в следующем году они тоже приедут" прокомментировал идею Айрат хазрат на заседании совета.
В то же время уже известно, что тема нового Дня памяти будет более широкой — духовенство предлагает поминать этой акцией не только защитников Казани, но и всех воинов, павших, защищая родину и родные земли.
Эту мысль на заседании озвучил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. "У каждого народа есть свои шахиды. Для татар — это в первую очередь те, кто погиб при защите Казани. Тем более, что события 1552 года шли в дни священного месяца Рамазан. Наш долг — помнить их, изучать свою историю и прививать любовь к своему народу в подрастающем поколении. Но и после 1552 года в истории татарского народа было много шахидов, положивших свои жизни ради религии, Родины, нации. Поэтому важно помнить и о них тоже. Я предлагаю Хәтер көне посвящать памяти всех героев и батыров татарской нации", сказал муфтий.
Мнение историков и общественных деятелей
Хәтер көне
Хәтер көне (День памяти) проводится в Казани с 1989 года. Считается, что 15 октября 1552 года войска Ивана Грозного захватили столицу Казанского ханства Казань. В результате татарское государство было ликвидировано, Казань перешла во владение Русского царства.
Татарская общественность вспоминает в День памяти воинов, отдавших свои жизни, защищая татарскую государственность.
В мероприятии приняли участие также известные религиозные, научные и общественные деятели, в том числе историк Дамир Исхаков, предприниматель Рауф Хасанов, бывший депутат Госдумы РФ Фандас Сафиуллин и другие.
Дамир Исхаков считает, что надо действовать с учетом политической ситуации в России. Должны быть несколько акций разного формата. Предложение проводить Хәтер көне в виде поминания шахидов молитвой, по мнению ученого, спущено властями.
"Решение Совета аксакалов после каждого месяца Рамадан поминать павших защитников Казани было вынесено исходя из канонов ислама. То есть, в мечетях, в других местах собрания мусульман в месяц шавваль будут совершены дуа. Это не митинг, не уличные акции. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, такие мероприятия могут считаться подвергающими опасности их участников. Новый формат не противоречит политическим митингам, организуемым национальным движением. Если человек хочет, он может также участвовать 15 октября и в политической акции. Это тоже неплохо. В исламе молитву можно совершать в любое время. Мне кажется, это заранее продуманное предложение и решение, согласованное с органами власти", отметил историк.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему татары стесняются говорить о событиях 1552 годаАктивисты Татарского общественного центра считают, что еще одна акция в память защитников Казани, в целом, позитивное решение. Чем чаще будут поминать шахидов, говорить о тех трагических днях, когда татарский народ потерял свою государственность, тем лучше будет для возрождения исторической памяти народа. Но активисты не склонны воспринять эту новость однозначно. Есть сомнения в том, что сделано это без умысла — возможно, на самом деле власти хотят еще больше ослабить татарское национальное движение, забирая инициативу проведения важной исторической даты у активистов национального движения. Даже если не так, то "плавающая" дата памятного дня тоже может сыграть на уничтожение традиции — людям будет сложно запоминать эту дату, итоге Хәтер көне с его 32-летней традицией может и вовсе исчезнуть.
Your browser doesn’t support HTML5
Это не Курбан-байрам, и не Ураза-байрам, это совсем другое. Это День памяти. Еще столетие назад Гаяз Исхаки и его единомышленники отмечали Хәтер көне 15 октября. Все знают, что Казанское ханство пало осенью. Это уже вошло в традицию.
Активист Татарского общественного центра (ТОЦ), его бывший руководитель Галишан Нуриахмет заявляет, что национальное движение не откажется от проведения своих митингов в октябре. Активист считает, что сегодня вместо разделения татарам необходимо единение, хотя бы в идейном плане.
"Это не Курбан-байрам, и не Ураза-байрам, это совсем другое. Это День памяти. Еще столетие назад Гаяз Исхаки и его единомышленники отмечали Хәтер көне 15 октября. Все знают, что Казанское ханство пало осенью. Это уже вошло в традицию. Я назначение новой даты я понимаю как попытку помешать проведению этого мероприятия. День Холокоста, даты связанные с геноцидом других народов отмечаются в одну конкретную дату, ее все помнят, все собираются на эту дату. Нам тоже надо объединяться, пусть духовенство тоже участвует в митинге" поделился Галишан Нуриахмет.
Политолог Руслан Айсин считает, что проведение еще одного Дня памяти — собственная инициатива муфтията. Завоевание Казани имеет также и религиозный аспект, поэтому такой формат поминания павших также необходим, отмечает он.
"Думаю, традиционный траурный сход 12 или 15 октября должен непременно сохраниться. Он проводится уже в течение двух поколений, поэтому разрушать эту традицию будет совсем неправильно. В то же время нет ничего плохого в том, чтобы поминать это событие по другому календарю. Это событие должно быть в центре внимания общественности. Сейчас проводить мероприятия по случаю Дня памяти стало сложнее, потому что по политическим причинам или же из-за пандемии их не разрешают проводить. Даже если разрешат, то только в очень маленьких форматах. А если представители духовенства проведут в формате каких-то конференций, чтений, траурного схода, будет лишь на пользу", считает Айсин.
По мнению писательницы, общественного деятеля Фаузии Байрамовой, Хәтер көне – это политическая акция, и изменение формата приведет только к негативным результатам.
"15 октября 1552 года — день, когда татарский народ утратил свое независимое государство. В течение 30 лет каждую осень мы выходили на улицы Казани и рассказывали нашему народу об этой национальной и государственной трагедии. Татарских национальных активистов от проведения "Хәтер көне" не смогли остановить ни судом, ни огнем. Хоть камни падали бы с неба вместо града — мы все равно выходили на улицы Казани. Сколько поколений татарской молодежи воспитали в этом духе. И молитвы мы читали, и стихи рассказывали, преподали уроки истории. День памяти – это политическая акция, это мероприятие, связанно с утерей государственности. Поэтому власти и татарофобы всеми силами стараются его запретить. Раз уже сами не смогли, это коварное дело поручили духовенству. Пусть читают молитвы, пусть круглый год молятся памяти павших, но только пусть не трогают Хәтер көне. У него своя история, это аманат — священное поручение, переданное нам Гаязом Исхаки и его соратниками. И мы должны его отмечать 15 октября" рассказала Байрамова.
Активист национального движения, муфтий Кировской области Зуфар Галиулла считает, что в условиях подавления политической, национальной активности, ужесточения законов предложение духовенства — это поиск разных путей сохранения памяти.
"Во-первых, это пока просто идея. Мы же видим: власти не дают возможности отмечать эту дату в привычном формате. Идет запугивание активистов, люди уже боятся выходить. Но не проводить Хәтер көне тоже нельзя. Надо поминать павших, им очень нужны наши молитвы. Мне кажется, при желании такой формат может стать даже более эффективным. Конечно, это не должна быть акция для узкого круга — собрался Совет аксакалов, помолились, и на этом все. Если захотят, приложат усилия, может получиться очень хорошо. Но я считаю неудачным проведение этой акции по мусульманскому календарю — каждый год разные даты, сила воздействия размоется, тем более, это будет разделение с традиционной датой Дня памяти.
На самом деле даже сохранившемуся формату Хәтер көне нужны изменения. Вместо риторики поражения, страдания мы должны выходить на улицы с такой позиции — мы живы, мы продолжаем борьбу, и будем продолжать до победного конца", рассказал муфтий Радио Азатлык.
Оригинал материала: Радио Азатлык
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.