Строгие условия за постиранную робу. Заключенный объявил голодовку

Евгений Зайцев сидит в колонии №18 в Казани уже почти год. У него строгие условия из-за нарушений, которые он получил еще в другой колонии — в Свияжске. Осенью прошлого года он судился с администрацией исправительного учреждения и выиграл — его нахождение в ШИЗО признали незаконным. После его перевели в другую колонию — ИК-18 в Казани. Ему оставалось всего несколько дней до конца его строгих условий содержания и вскоре он мог рассчитывать на смягчение — ему позволили бы заниматься спортом и гулять не в клетке. Но новый начальник ИК-18 посчитал, что парень нарушил правила и выписал ему нарушение. Теперь Зайцеву предстоит еще год провести на строгих условиях. Молодой человек не согласен с этим и объявил голодовку.


"С конца 2019 года я подвергаюсь психологическому и процессуальному давлению со стороны сотрудников УФСИН РФ по РТ. В числе проведшего это подтверждается судебным решением Зеленодольского городского суда РТ от 14.10.2020 года. Эти действия попадают под определение пыток, зафиксированные в Стамбульском протоколе и подписанные Российской Федерацией", — так начинает свое заявление на имя начальника ФСИН РФ по РТ от 11 мая Евгений Зайцев (есть в распоряжении редакции).

Молодой человек рассказывает в нем, что обе колонии — ИК-5 и ИК-18, в которых он содержался — не пытались исправить нарушения и даже якобы "оказывали покровительство и поддержку должностному лицу, причастному к пыткам".

ШИЗО И НАРУШЕНИЯ

Казанца Евгения Зайцева осудили в декабре 2018 года. Его признали виновным в покушении на сбыт наркотиков в крупном объеме и приговорили к 11 годам колонии строгого режима. Сам Евгений Зайцев признал вину частично. В ИК-5 он находился с марта 2019 года.

Весной 2020 года Зайцев объявил голодовку против незаконных действий начальника колонии №5 в Свияжске Малика Хуснетдинова. Он сообщал "Idel.Реалии", что с приходом в колонию нового начальника, самого Зайцева и других осужденных начали отправлять в штрафной изолятор (ШИЗО) на длительные сроки. Закон запрещает содержать людей там более 15 суток. Сам Евгений Зайцев за два месяца провел в ШИЗО 37 суток. Цель голодовки осужденного заключалась в отстранении от должности Малика Хуснетдинова. В августе начальника колонии задержали по делу о взяточничестве.

Уже в октябре 2020 года Зеленодольский городской суд частично удовлетворил жалобу осужденного на длительное содержание в штрафном изоляторе. Процесс по жалобе длился около полугода. Последние три месяца до решения суда осужденный находится в другой колонии — ИК-18 в Казани. Еще до собственного задержания начальник ИК-5 Малик Хуснетдинов перевел Зайцева на строгие условия содержания.

— Ему [Зайцеву] в ИК-5 практически каждую неделю рисовали новое выдворение. В итоге у него оказалось в общем 39 нарушений. Естественно, в связи с этим его перевели. Уже третий месяц он находится в другой колонии — ИК-18. После перевода в другую колонию у него ни одного нарушения не было. То есть, все прошлые были связаны именно с личностью Хуснетдинова, — сообщил "Idel.Реалии" в октябре 2020 года его адвокат Александр Сухоруков.

Сам Зайцев в своем новом заявлении и объявлении о голодовке вспоминает о том, что было тогда — весной 2020-го.

"В марте 2020 года я был вынужден объявить голодовку, которую держал более четырех месяцев, в том числе пять суток без воды. Тогда меня вместо госпиталя перевели на строгие условия задержания за то, что я обессиленный лежал на полу ШИЗО. Об этом не раз писали СМИ. После меня госпитализировали с истощением. Из больницы меня привезли в ИК-18, где я нахожусь по настоящее время. Когда арестовали причастного к пытках Хуснетдинова, я прекратил голодовку. За это время я потерял почти 30 кг", — вспоминает он.

ДЕЛО ХУСНЕТДИНОВА

В начале августа 2020 года в Татарстане задержали начальника исправительной колонии №5 Малика Хуснетдинова. Позже его обвинили в серии взяток на аналогичной должности в казанской колонии №18 за доставку сотовых телефонов через проходную зоны. Он находится в СИЗО.

Согласно данным следствия, проносить телефоны ему предложил "смотрящий" (на жаргоне, осужденный, который решает вопросы других, что-то вроде лидера), а Хуснетдинов согласился. Один такой телефон для заключенного стоил около 20 тысяч рублей.

В апреле этого года Приволжский суд Казани начал рассматривать дело.

Отметим, что обвинения Хуснетдинова и администрации колонии №5 Зайцевым в незаконном содержании в ШИЗО не единственные. В середине 2019 года Малика Хуснетдинова обвинили в незаконном помещении заключенного Дамира Самитова в ШИЗО на 75 суток. Тогда суд признал, что такие действия со стороны начальника колонии могут рассматриваться как бесчеловечное и унижающее достоинство, то есть как пытка.

Ранее "Idel.Реалии" писали, что бывший заключенный Андрей А. обвинял Малика Хуснетдинова в вымогательствах, а двое бывших оперативников ИК-18 говорили о причастности начальника к незаконному вывозу металла и фабрикации уголовного дела.

Кром этого, с ИК-18, которой тогда руководил или был заместителем Хуснетдинов, связана еще одна история. По данным следствия, в августе 2018 года оперативники Ленар Гаязов и Андрей Семенов избили заключенного.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За что в Казани судят оперативников из колонии №18?

ГОЛОДОВКА

В своем заявлении Зайцев отмечает, что и в колонии №18 на него оказывают давление. Он должен был перейти со строгих условий еще в марте этого года. Но этого так и не было сделано. В итоге, он сейчас находится все еще на этих условиях и будет находиться еще год. Все из-за его последнего нарушения — он постирал свою робу и сидел в олимпийке. Как пояснила мать заключенного — Марина — обычно за такое не выписывают нарушения.

Она считает, что сыну так пытаются отомстить за то, что он успешно доказывал в судах нарушения со стороны администрации колоний. Поэтому, по ее мнению, ему просто "нарисовали" нарушение. С мая 2021 года колонией №18 (она сейчас находится в стадии расформирования, ее намерены превратить в колонию-поселение) управляет Раиль Бариев.

Дело против Бариева

В 2020 году стало известно, что Следком и ФСБ нашли превышения в действиях подполковника УФСИН по Татарстану Раиля Бариева (он работал на тот момент замначальника исправительной колонии №18 и был бывшим руководителем исправительного центра УФСИН по РТ). Его обвинили в сдаче на металлолом имущества центра и понуждении осужденных к сборке 3,5 тысячи пазл-комплектов в интересах коммерческой фирмы "Алькор".

Решение по делу пока не вынесли.

Женщина рассказала, что последний год у Евгения все было относительно хорошо: никаких нарушений, отлично себя вел и к нему тоже нормально относились. Но в мае бывший глава колонии №18 ушел на пенсию. И буквально через пару дней у Зайцева появилось первое нарушение. Адвокат Зайцева считает, что изменить или отменить это нарушение вряд ли получится.

— Если осужденный на строгих условиях отбывания наказания допускает хотя бы одно нарушение, то ему продляют еще на год. Евгений постирал свою робу и сидел в олимпийке, пока она не высохнет. За это обычно не наказывают и все так делают, а его — наказали. Формально, они вроде бы правы, так как осужденные обязаны находиться в выданной одежде. Так что, если обжаловать, то, наверное, суд откажет, — считает адвокат Евгения Зайцева Александр Сухоруков.

Сам же Зайцев уверен, что пока он находится на территории ведомства УФСИН РФ по РТ "это преследование не прекратится".

"Основываясь на всем вышеперечисленном, я требую перевода меня для дальнейшего отбывания наказания в другой ближайший регион РФ. Либо предоставления мне письменных гарантий моей безопасности от руководства УФСИН РФ по РТ. До удовлетворения этих требований я отказывают от приема пищи и питья, там самым объявляю сухую голодовку", — резюмировал Зайцев в своем заявлении.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.