11 мая, в гимназии №175 19-летний бывший выпускник устроил стрельбу. По последней информации, погибло 9 человек: 7 учеников и два педагога. Политолог Руслан Айсин рассуждает о причинах казанской трагедии.
Не все играющие в игры и пользующие интернет — преступники, а практически все дети увлекаются играми
Ужасная трагедия в казанской школе номер 175. Мой ребёнок учится в гимназии по соседству. Жители в оцепенении. Вопросов и недоумений масса. Силовиков в стране не счесть. И с каждым годом их количество растёт, но порядка и законности больше не становится. После митингов Алексея Навального усилилось давление на общественно активную молодёжь. Контроль за интернетом и любой оппозиционной деятельностью, даже намек на таковую — обрушивает молот репрессиий. Всё зарегулировано, забетонировано. Однако нужные справки покупаются психами и на основе этого они приобретают оружие. И потом это оружие стреляет в невинных детей. И психопатов этих на наших улицах меньше не становится.
Your browser doesn’t support HTML5
Если бы педагогическая общественность и чиновничество реально занимались проблемами молодежи, а не только составляли списки неблагонадежных, посещавших митинги, и вели политпропаганду, тогда, возможно, многих бед и трагедий удалось бы избежать. Если бы помимо внешней политики и пустопорожней демагогии политики обращали внимание на моральное и психологическое состояние общества, тогда могло быть всё иначе... Таких "если" сейчас можно, конечно, перебрать с дюжину. Детей убитых не вернешь, но стоит попытаться предотвратить такое в будущем. Но для этого важно осмыслить причину, приведшую к трагедии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стрельба в школе в Казани — всё, что известноБрутальная пропаганда, пронизывающая всю вертикаль, наэлектролизовала людей
Аналогичная трагедия случилась в Керчи в октябре 2018 года, когда 18-летний Владислав Росляков произвел настоящую атаку на лицей, в котором сам же и учился. То, что раньше было системной проблемой для американской действительности, теперь становится и печальным фактом нашей жизни. Традиционные стенания, что виноваты компьютерные игры и интернет, которые опять призывают запретить, усилить надзор, не очень-то и работают. Не все играющие в игры и пользующие интернет — преступники, а практически все дети увлекаются играми. Но отдельные горячие головы опять призывают прижать к стенке интернет, свободу слова и ограничить ту небольшую толику самостоятельности, которая еще есть у людей. Для политиканов — они универсальный виноватый!
Проблема в другом. Агрессия у нас стала культом и вектором общественного и государственного поведения. Она — субстанция накопительная, и в любой момент может каплей собираться в чашу ненависти, а потом выплеснуться разъедающей кислотой. И ведь нет реальных механизмов отслеживания этого процесса. В обществе активно нагнетается атмосфера недоверия. Брутальная пропаганда, пронизывающая всю вертикаль, наэлектролизовала людей. Молодежь в особой степени подвержена внушению: "никому доверять нельзя", "кругом враги", "пятая колонна", "они (кто они?) хотят нас завоевать и нас покорить" и т. д. Неокрепший ум видит в своем соседе потенциального шпиона, врага народа, для него сама агрессия есть фактор правильного самоутверждения в жизни. Другие добродетели же не культивируются. Пестуется квасной патриотизм и нарочитое хамство, отсутствие полнокровного диалога с обществом, интеллигентные и говорящие правду люди отнесены в стан презираемых. Любая критика воспринимается как враждебный акт. В свое время мудрый Чаадаев в "Апологии сумасшедшего" написал: "Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине".
Неокрепший ум видит в своем соседе потенциального шпиона, врага народа, для него сама агрессия есть фактор правильного самоутверждения в жизни
Среда формирует деструкцию и ненависть, от которой сама и страдает. Политики высшего звена, не задумываясь, используют в публичной лексике этот гопническо-угрожающий сленг. Как вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, предлагавший расстреливать "неправильных" людей и скидывать атомную бомбу на Стамбул, таскавший женщину-парламентария за волосы; как Виктор Золотов, глава Росгвардии, через видеообращение вызывающий на дуэль и угрожающий сделать отбивную из обидчика; как журналисты ведущих федеральных телеканалов, призывающие к мести и войне; как участники ток-шоу на ТV, бьющие друг другу морды; как футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, безнаказанно в пьяном угаре избивающие людей, которые не понравились им разрезом глаз. Как культивация войны и насилия со всех, которая слышится со всех щелей официоза. Как губернатор ХМАО Комарова на встрече с юнармейцами заявившая, что "Война — это любовь. Война — это друг. Война — это будущее, заложенное в мире".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Неприкрытый культ унижения". К чему приводит романтизация насилияВсе эти "можем повторить" и детсадовские марши Победы, нагнетание милитаризма — естественно, рано или поздно дадут о себе знать. Агрессия никуда не уходит, ее невозможно закрыть в чулане до лучших времен или принять специальный запретительный закон. Это масштабная проблема, которую государство в упор не видит. Неужто кураторы политико-идеологического пространства думают, что это напряжение просто уйдет? Чудес такого рода не бывает. В социальном муравейнике свои незыблемые законы. Мы, конечно, "особая цивилизация" и всё такое, но даже Россия, зажатая Востоком и Западом, вынуждена подчиняться внутренним порядкам природы коллективного бессознательного.
Your browser doesn’t support HTML5
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.