Пандемия во всём мире обнажила системное неравенство, которое, среди прочих, особенно сильно ударило по представителям этнических меньшинств, работникам здравоохранения и женщинам, говорится в новом докладе Amnesty International о соблюдении прав человека в мире. Правозащитники проанализировали ситуацию в 149 странах во время первой волны пандемии COVID-19 и после, выделив те сферы и отрасли, которые подверглись дискриминации и угнетению со стороны власти. Отдельное внимание правозащитники уделили ситуации в России. "Idel.Реалии" приводят выдержки из доклада.
"Пандемия COVID-19 резко обнажила и усугубила неравенство внутри стран и между ними, а также продемонстрировала вопиющее пренебрежение наших лидеров общечеловеческими ценностями. Десятилетия воплощения политики раздора, бездумной бюджетной экономии и отказа инвестировать в ветшающую инфраструктуру общественного сектора привели к тому, что слишком многие люди легко оказались жертвами вируса, — заявила новый генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар.
В своём докладе Amnesty International делает вывод, что лидеры государств воспользовались предлогом борьбы с пандемией COVID-19 для очередного масштабного наступления на права человека. Генсекретарь правозащитной организации Аньес Калламар призвала к системному переосмыслению и перезагрузке для оздоровления глобальной политической системы и восстановления лучшего мира.
Говоря о ситуации в России, в Amnesty International проанализировали вопросы безопасности, здравоохранения, правозащиты, судебных разбирательств, журналистики, интернета, свободы собраний, объединений и вероисповеданий, соблюдения прав меньшинств.
ЗДОРОВЬЕ
Пандемия COVID-19 увеличила нагрузку на систему здравоохранения, обнажив её хроническое недофинансирование, считают в Amnesty International. По мнению правозащитников, государственная статистика по числу зараженных и смертности могла занижаться, потому что официальная информация сильно отличалась от независимых данных.
"Работники здравоохранения и представители других групп, сообщавшие о проблемах и нарушениях, сталкивались с различными наказаниями, включая дисциплинарные взыскания и судебное преследование за распространение "фейковых новостей". Так, врачу Татьяне Ревве руководство медучреждения произвольно вынесло дисциплинарные взыскания и угрожало увольнением за то, что она несколько раз пожаловалась на нехватку и ненадлежащее качество средств защиты", — говорится в докладе Amnesty International.
По информации "Idel.Реалии", по тем же причинам ушла с работы заведующая ревматологическим терапевтическим отделением РКБ имени Куватова в Уфе Римма Камалова. Когда больницу закрыли на карантин в апреле 2020 года, она первой рассказала СМИ о вспышке COVID-19 в учреждении. После этого ее понизили в должности, но врач не согласилась с решением администрации больницы и уволилась.
Медицинский адвокат Юлия Казанцева в интервью "Idel.Реалии" сообщала о жалобах врачей и медперсонала на недофинансирование или задержки правительственных выплат. К концу года Минздрав изменил приказ №198н для оптимизации нагрузки на медиков, но, как тогда говорила Юлия Казанцева, оценить его реальное влияние в короткие сроки практически невозможно.
Тем временем в списке памяти медицинских работников, умерших от новой коронавирусной инфекции в России, более 1300 человек.
СВОБОДА СОБРАНИЙ
"В ответ на пандемию были ужесточены правила проведения публичных собраний и одиночных пикетов, причём в некоторых регионах их вообще запретили. Публичные протесты обычно были немногочисленными, но регулярными, несмотря на репрессии. Резко увеличилось количество людей, задержанных и привлечённых к судебной ответственности за одиночные пикеты", — говорится в докладе Amnesty International.
В Поволжье 2020 год для активистов тоже ознаменовался привлечением к административной ответственности за участие и организацию одиночных пикетов. По закону они не требуют согласования, но чаще всего силовики и судьи ссылались, что такие акции были не одиночными, а массовым. Например, сменяющийся одиночный пикет. Когда власти запретили любые массовые мероприятия, единственной формой протеста для граждан остался одиночный пикет. Люди по очереди выходили на "точку" с плакатом. Наличие очереди как раз-таки становилось поводом именовать пикет массовым и наказывать за участие или его организацию.
Так, в марте прошлого года за организацию серии одиночных пикетов напротив Кабмина Татарстана осудили экоактивистку Ирину Никифорову. В начале года за одиночные пикеты с требованием отставки министра внутренних дел РТ Артёма Хохорина восемь и пять суток административного ареста, соответственно, получили казанские активистки Марина Шоетова и Елена Изотова. В Набережных Челнах в июне координатора местной ячейки движения "Левый фронт" Анатолия Милордова арестовали на девять суток за одиночный пикет против власти Владимира Путина. В июле 2020 года 30 часов обязательных работ получил лидер реготделения партии "Яблоко" в Татарстане Руслан Зинатуллин, а активистке партии Гульназ Равиловой назначили пять суток ареста за то, что она фотографировала пикетирующего. В августе в Казани участников одиночного пикета в поддержку Алексея Навального также наказали штрафами и обязательными работами.
В Нижнем Новгороде в июле 2020-го активист Максим Алибаев был арестован на трое суток за одиночный пикет в поддержку незарегистрированного кандидата в Госдуму Алексея Садомовского. В сентябре самарский активист Сергей Пронюшкин получил от суда 150 часов обязательных работ за одиночный пикет в знак солидарности с жителями Хабаровска. В октябре в Саратове члену федерального бюро партии "Яблоко" Григорию Гришину вынесли административное предупреждение за пикет против многодневного голосования на выборах. В Кирове в декабре активиста Валерия Семенищева оштрафовали на 10 тысяч рублей за участие в одиночном пикете с экологическими требованиями.
Amnesty International указывает в докладе и летние акции протеста в Москве против поправок к Конституции, после которых десятки человек получили штрафы и аресты. Также правозащитники упомянают протесты в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, пересмотр дела и освобождение фигуранта "московского дела" Константина Котова, уголовное преследование муниципального депутата Юлии Галяминой, уголовные дела против активистов Вячеслава Егорова из Коломны и Александра Приходько из Хабаровска.
"Помимо того, что полиция постоянно применяла чрезмерную и неоправданную силу против протестующих, она также допускала применение насилия к ним со стороны других групп. Так, в Куштау (Башкирия) на участников мирных экологических протестов против местного проекта по добыче полезных ископаемых безнаказанно нападали сотрудники частного охранного предприятия, иногда действовавшие совместно с полицией. Поздно вечером 9 августа около 30 частных охранников и примерно 100 человек в масках напали на лагерь, где находилось 10 экоактивистов. Вызванная полиция в происходящее не вмешивалась. Это спровоцировало новую волну местных протестов, приведших в итоге к прекращению разработки горы Куштау в конце августа", — говорится в докладе международной правозащитной организации.
Your browser doesn’t support HTML5
МНЕНИЯ, ИНАКОМЫСЛИЯ — ИНТЕРНЕТ, ЖУРНАЛИСТЫ И ПРАВОЗАЩИТНИКИ
Авторы доклада Amnesty International упоминают введение уголовной ответственности и штрафов за распространение "фейковых новостей". По версии правозащитников, МВД возбудило не менее 37 уголовных дел, где во многих случаях их фигурантами стали критически настроенные гражданские активисты, журналисты и блогеры. Также, как говорится в докладе, как минимум пять изданий получили крупные штрафы.
В документе отмечается и адресное преследование журналистов. Так, 30 июня в Санкт-Петербурге полицейские напали на избирательном участке на корреспондента "Медиазоны" Давида Френкеля и сломали ему руку. Хабаровского журналиста Сергея Плотникова 15 октября похитили люди в масках. Они вывезли его в лес, избили и угрожали убийством. Нижегородская журналистка Ирина Славина покончила с собой на площади у здания областного МВД 2 октября после многолетнего преследования силовиками. В Покрове суд 6 июля оштрафовал журналистку Светлану Прокопьеву на 500 тысяч рублей за публичные высказывания о репрессивной политике, которая могла подтолкнуть 17-летнего юношу взорвать себя у здания ФСБ в Архангельске. Ее признали виновной в "публичном оправдании терроризма".
Также в Чебоксарах начался суд над журналисткой "Idel.Реалии" Дарьей Комаровой. Ее обвиняют в участии в несанкционированных акциях 23 и 31 января, 29 августа 2020 года. На всех из них она присутствовала как журналист. При себе у нее были пресс-карта и редакционное задание. Помимо этого сообщения о преследовании журналистов по всей стране поступали на протяжении всего года.
Amnesty International упоминают и о развитии интернет-цензуры. Здесь правозащитники сослались на решение ЕСПЧ в деле "Владимир Харитонов против России" и в трёх других делах. Европейский суд пришел к мнению, что интернет-блокировки представляют собой "чрезмерную и произвольную" меру и нарушают право распространять и получать информацию.
В докладе упоминаются и штрафы, назначенные компании Google на общую сумму 4,5 млн рублей за не удаление из поисковой выдачи запрещённого в России "опасного контента". Кроме того правозащитники говорят о принятии закона о санкциях для иностранных интернет-платформ за блокировку российского медиаконтента и введении уголовной ответственности за клевету в интернете.
В разделе "Подавление инакомыслия" Amnesty International рассматривают давление на Фонд борьбы с коррупцией и отравление Алексея Навального, принудительную госпитализацию в психиатрическую больницу сибирского шамана Александра Габышева, уголовное преследование политического блогера Николая Платошкина за планирование мирных протестов против поправок в Конституцию.
Гонения, судебные преследования и нападения на правозащитников также оставались рядовыми явлениями в России в минувшем году, уверены в Amnesty International. Так международная организация упоминает уголовное преследование правозащитников Александра Королёва из Калининграда и Семёна Симонова из Сочи из-за штрафов против их НКО, вынесение приговора и его отмену по делу адвоката из Краснодарского края Михаила Беньяша, нападение на журналистку Елену Милашину и адвоката Марину Дубровину в гостинице в Грозном.
СВОБОДА ОБЪЕДИНЕНИЙ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И УБЕЖДЕНИЙ
"Законы об "иностранных агентах" и "нежелательных организациях" активно использовались для очернения независимых НКО, лишения их финансирования и наложения суровых наказаний на их членов", — считают в международной правозащитной организации.
В обоснование Amnesty International приводят кейсы НКО "Проектория" и краснодарской активистки Яны Антоновой.
В докладе говорится, что в апреле 2020 года образовательную НКО "Проектория" вынудили зарегистрироваться в качестве "иностранного агента" во избежание штрафов, а её иностранного донора, Project Harmony, признали "нежелательной организацией". В октябре минувшего года краснодарскую активистку Яну Антонову приговорили к 240 часам обязательных работ за сотрудничество с "нежелательной организацией". Речь о репостах публикаций "Открытой России" и участии в одиночных пикетах.
"Усилилось, в том числе в оккупированном Крыму, преследование Свидетелей Иеговы по "экстремистским" статьям: количество приговоров выросло, увеличились сроки. По состоянию на конец года под следствием или судом находилось 362 человека, 39 были осуждены, и шесть отбывали заключение", — говорится в докладе.
ПЫТКИ, СУДЫ И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Правозащитники отмечают увеличение сообщений о пытках, жестоком обращении, но при этом ничтожно малое количество дел, завершившихся уголовным сроком. В качестве примера Amnesty International приводят дела против сотрудников ярославской колонии, которых признали виновными в истязании заключенных. Шестерых обвиняемых сотрудников колонии освободили после суда — они отбыли назначенный срок, когда находились под арестами во время расследования дела. Бывшего начальника колонии и его заместителя суд оправдал.
Ранее "Idel.Реалии" рассказывали о пытках в саратовской больнице для осужденных ОТБ-1. Там, по словам заключенных, истязательствами занимаются другие осужденные с позволения руководства больницы. Сообщения об истязательствах поступают в редакцию практически из всех регионов ПФО. В России дела о пытках силовиками расследуются по статье 286 УК РФ — "Превышение должностных полномочий". Правозащитники не один год требуют введения отдельной статьи "Пытки", но пока в этой части Уголовный кодекс остается неизменным.
Говоря о несправедливых судебных разбирательствах, в Amnesty International уточняют, что в минувшем году ситуация в этом вопросе не изменилась. Как отмечается в докладе, задержанным отказывали в свиданиях с адвокатами; ряд дел рассматривался в закрытых судебных заседаниях, а пандемия COVID-19 часто неправомерно использовалась в качестве предлога для этого.
В качестве примера подобного разбирательства правозащитники приводят "дело Сети", где семерых молодых людей из Пензы и двоих из Санкт-Петербурга приговорили к срокам до 18 лет колонии по обвинениям в терроризме. Сами осужденные еще на стадии суда говорили, что дело сфабриковано, а показания они давали под пытками.
"Конституционные и законодательные поправки привели к дополнительному расшатыванию права на справедливое судебное разбирательство, в том числе благодаря тому, что президент получил право представлять кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного и Верховного Судов, инициировать назначение всех федеральных судей и отставку некоторых высокопоставленных федеральных судей", — говорится в докладе.
Также в Amnesty International уверены, за минувший год "власти часто злоупотребляли антитеррористическим законодательством, причём зачастую для того, чтобы преследовать инакомыслящих". Одним из примеров такого преследования правозащитники считают уголовные дела об участии в запрещенной в России "Хизб-ут-Тахрир". Крупные дела о членстве в этой организации в минувшем году расследовались в Крыму и Уфе.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ПРАВА МИГРАНТОВ И СЕКС-МЕНЬШИНСТВ
"Предложения принять закон о домашнем насилии затормозились в парламенте. Между тем НКО сообщали о резком росте числа случаев домашнего насилия во время действия карантина, введённого из-за пандемии COVID-19", — говорится в докладе Amnesty International.
Правозащитники отмечают, в июне в деле "Польшина против России" ЕСПЧ постановил, что отсутствие в правовой системе законодательных положений о домашнем насилии привело к нарушению запретов на пытки и дискриминацию. Суд также обратил внимание на то, что Россия неизменно отказывалась расследовать случаи насилия и на протяжении многих лет позволяла существовать "атмосфере, которая приводит к домашнему насилию".
"Idel.Реалии" писали, как сложившуюся практику пытался изменить житель Чебоксар Николай Овчинников. Его дочь Анна умерла от рук собственного мужа. Анне поступали угрозы от супруга еще при жизни, но сотрудники полиции отказывались на них реагировать. После ее смерти на суде с ее мужа сняли обвинения в угрозе убийством. Суд решил, что так как девушка уже погибла, подтвердить их некому.
Отец погибшей обратился в Конституционный суд с требованием признать неконституционной формулировку статьи об угрозе убийством. Конституционный суд не принял жалобу Николая Овчинникова, однако в определении указал, что наличие угроз может подтвердить не только сама жертва, но и очевидцы, медработники, сотрудники органов власти, куда жертва обращалась за помощью. Кроме того, суд отметил, что убийство — тоже доказательство реальности угроз при жизни.
Пока это одна из немногих побед, в которой орган власти сформулировал обязательства по защите от насилия и предотвращению преступлений именно в контексте насилия в семье.
Говоря о дискриминации прав ЛГБТИ, Amnesty International упоминают принятые поправки к Конституции, где теперь брак именуется "союзом мужчины и женщины". Правозащитники уверены, что "тем самым были закреплены существующие ограничения на однополые браки и вытекающие из них запреты, в частности запрет на усыновление для однополых пар".
"Idel.Реалии" писали, как в июле прошлого года Тверской суд Москвы арестовал на 14 суток трансгендерную активистку Полину Симоненко, а отбывать наказание ее отправили в мужской спецприёмник. Также в минувшем году стало известно, что Следственный комитет России планирует задержания по обвинению в покупке детей мужчин-геев, которым в последние годы родили детей суррогатные матери.
В докладе Amnesty International отмечаются и вопросы соблюдения прав мигрантов. Более трети из них, как говорится в документе, лишились работы из-за пандемии COVID-19, а тысячи оказались брошены в России на произвол судьбы из-за закрытия границ.
В апреле 2020 года президент Владимир Путин своим указом облегчил получение разрешений на работу и вид на жительство для мигрантов и беженцев и временно приостановил принудительные возвращения иностранцев и лиц без гражданства. По данным правозащитников, власти некоторых регионов прекратили временно задерживать мигрантов, хотя, наряду с этим, сообщалось и о новых решениях о принудительном возвращении людей на родину.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.