Чувашский этноязыковой активист, помощник муниципального депутата Самарского района Михаил Мельников 6 апреля провел одиночный пикет возле центрального входа в городской Ботанический сад. Акция началась в 15:00 и продолжалась чуть больше часа.
В настоящее время часть Ботанического сада по факту разрушена, деревья спилены, забор перенесен, а на образовавшемся пустыре ведутся строительные работы по созданию образовательного центра РПЦ.
Акция Михаила Мельникова отчасти стала ответом на массовое распространение листовок "православной общественности", представители трех организаций крайне негативно отзываются о противниках стройки и активно просят поддержать начинание местной епархии РПЦ. Застройщик пока не получал разрешение на возведение объекта, то есть работы ведутся с нарушением законодательства.
На плакате Мельникова не было никаких печатных лозунгов, он больше напоминал ребус: наверху — узоры традиционной вышивки, в самом низу нарисована церковь, а между ними — двуручная пила.
— Да, вы правильно поняли: я использовал ребус и не рассчитывал на то, что его можно будет дешифровать сразу же, "в моменте". Мне именно хотелось показать, что каждый коренной народ имел свой символ мирового древа. Их активно использовали в вышивке, демонстрируя важность, сакральность природы. Территория Ботанического сада по уровню защитных мер приближается к киреметю (священная роща — "Idel.Реалии"), в котором нельзя было ни деревья рубить, ни даже слова дурные говорить. До февральской революции в Российской империи существовала церковная цензура, которая скрывала истинный уровень христианизированности общества, и в этот короткий период свободы ученые-этнографы фиксировали повсеместное сохранение обрядовой жизни народных религий не только у "инородцев", но и у самых обычных русских. Поэтому меня, конечно, сильно возмутило высказывание в листовке, распространяемой Самарской митрополией, что Поволжье — "исконно православное". Это абсолютная ложь, для коренного населения региона до прихода сюда русского государства был характерен культ киреметей. Это в своем ребусе я хотел показать визуально, поэтому использовал не слова, а изображения, — отметил активист.
Отвечая на вопрос о причинах участия в акции (автор не является жителем Октябрьского района, где ведется строительство образовательного центра РПЦ), Мельников заявил, что его в целом "возмущает, что РПЦ присваивает себе статус монопольного выразителя духовной жизни общества".
— Когда я узнаю, что где-то строится очередной филиал РПЦ, который будет заниматься формированием сознания детей и молодежи, у меня это вызывает обеспокоенность. В листовке "православной общественности" противники стройки названы "иванами, не помнящими родства". Но в действительности это церковь всегда выступала проводником внутренней политики русского государства, направленной на размывание этнической идентичности, этномаргинализацию и русификацию коренных народов региона, то есть фактически на забвение самих себя и отречение от памяти своей истории и культуры. Также церковь всегда формировала сакральное понимание власти и недоступность критики со стороны подданных в прошлом и граждан — сейчас. К сожалению, в настоящий момент вектор деятельности РПЦ сохраняется ровно в том же направлении. Я считаю, что настоящий "спрут" — это как раз РПЦ, а не те, кто борется с застройкой, как было сказано в листовках православных организаций. Церковь имеет и без того огромную сеть представительств, и поэтому нужно максимально ограничивать экспансию ее "щупалец" в городе — хоть в Октябрьском районе, хоть в других, — заключил Мельников.
Упомянутая акция — не первый пикет Михаила Мельникова, посвященный, как он сам говорит, проблеме кризиса этнической идентичности представителей коренных народов РФ. Так, летом 2017 года он выходил в одиночный пикет с критикой высказывания президента Владимира Путина о недопустимости навязывания изучения не родных языков.
В 2017 году Мельников наряду с татарстанскими активистами выступал за продление федеративного договора о разграничении полномочий между РФ и Республикой Татарстан в неизменном виде, каким он был заключен в 1994 году.
Мельников был активным участником чувашского языкового лагеря "Хавал" и помогал в его организации, при том, что сам активист начал изучать родной (чувашский) язык уже во взрослом возрасте. Он также был одним из соавторов арт-объекта о "неприглядности жизни на Волге" коренных народов Поволжья и участвовал в оцифровке чувашско-русского словаря Николая Ашмарина.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.