Откуда появились татары-мишаре?

Иллюстрация из книги "Эпоха татарских князей в Мещере" (XV–XVII века)

В Казани в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ состоялась презентация книги Акчурина М., Ишеева М., Абдиева А. "Эпоха татарских князей в Мещере" (XV–XVII века). 

Книга посвящена истории татарского, а также мокшанского и эрзянского населения, проживавшего в исторической Мещере и на прилегавших к ней землях. На территории региона Мещеры в XV веке было образовано Касимовское ханство, затем часть внутренних территорий Золотой Орды была присоединена к Московскому государству и административно вошла в состав Мещеры. В этих областях наряду с русской администрацией продолжали функционировать институты власти татарских князей до времени их ликвидации в XVII веке при первых Романовых. И именно на этой территории образовалась группа так называемых татар-мишарей, как называют ее сегодня ученые-историки.

Первым слово взял директор института Истории им. Ш. Марджани Радик Салихов. "Мещерские князья сыграли большую роль в истории татарского народа. Среди татар-мишарей были и ученые, воины, писатели, общественные и политические деятели. Они создавали нашу культуру", — сказал он. И отметил, что присутствующих в зале есть певец Фирдус Тямаев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Историк Дамир Исхаков: разделение татар на группы — на пользу имперской политике

Мероприятие вел руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Ильнур Миргалиев. Он рассказал, что книга была издана благодаря помощи спонсоров. Тираж, к сожалению, не самый большой — 500 экземпляров, но сама книга вышла в добротном формате, и вскоре, по словам Миргалиева, она будет выложена в сеть Интернет, как и большинство книг, выпускаемых Институтом Истории, и его смогут прочитать все желающие. Стоит отметить, что в последнее время Институт истории проводит множество публичных конференций, семинаров. И каждый из них вызывает большой интерес у СМИ, так как обсуждаемые там вопросы интересуют сегодня не только профессиональных ученых.

Фирдус Тямаев получил в подарок от Института истории 7-томник истории татарского народа. Сам певец поблагодарив высказал идею о том, что в доме каждого татарина-мусульманина должен быть Коран и книга по истории родного народа.

— Я считаю, что самый счастливый человек — это тот, кто знает историю своего народа. Ведь наши предки стольким пожертвовали, столько потратили сил чтобы сохранить, сберечь наш народ. Поэтому как можно все это забыть?" — обратился он к аудитории. Появление певца на таком мероприятии, вероятно, связано не столько с тем неприятным скандалом, который разразился на прошлой неделе, сколько с тем, что Фирдус Тямаев будучи представителем тех самых татар-мишарей, раньше часто в шутливой манере упоминал об этом. Затем он исполнил одну из своих песен, чем поднял настроение всем присутствующим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "История без жульничества". В Казани представили историю татар Башкортостана

Один из главных авторов книги Максум Акчурин отметил, что остальные соавторы не смогли прийти. Он вкратце рассказал нам о чем эта книга, попутно показав ряд слайдов наглядно демонстрирующих нам ключевые моменты.

Он рассказал, что в своей книге использовал обширный массив как письменных источников, так и генетических данных. Благодаря последним, к примеру, были устанолены общее происхождение княжеских родов Девлеткильдеевых и Дебердеевых. Впервые об этом роде упоминается в письменных источниках 1563 г. Делая отсылку к этим словам выступающего стоит отметить, что во всем цивилизованном научном мире генетика применяется в исторических исследованиях исключительно для установления родственных связей между разными группами населения или отдельными личностями. Но только в России и особенно в соседнем Башкортостане сейчас появилось немало людей, которые козыряя некими "генетическим данными", пытаются использовать их для обоснования принадлежности тех или иных групп татарского населения к представителям башкирского этноса.

Иллюстрация из книги

Просмотрев данную книгу, нельзя было не задать вопрос его автору Максуму Акчурину, сколько же всего было татар-мишарей в прежние века, ведь вокруг этого ходит так много слухов. И все ли их современные представители относятся к выходцам из правобережья Волги? Так вот оказалось, что его личные исследования показали, что во многих современных селах татар-мишарей, выходцев из Правобережья Волги по сути и не было. В пример он привел татар-мишарей из Башкортостана.

— Настоящие княжеские рода татар-мишарей сохранились здесь в большей степени в Буздяке (село-райцентр в западной части Башкортостана). На других территориях такой обширной представленности этих родов я не заметил, хотя эти села формально также относились к татаро-мишарским, — сказал Акчурин.

И действительно, в книге приведена численность татар, проживавших на территории, которую условно можно назвать центром появления татар-мишарей — Касимовское ханство и Мещерский край. По ним выходит, что и к середине XVI в. всего служилых татар, к примеру, на территории Касимовского ханства было около 1,5 тыс. человек, а вместе с членами их семей (применяя традиционную для историков методику) — не более 7-8 тыс. чел. Их численность резко уменьшается к XVII в. и, вероятно, это было связано с их миграцией на другие территории. Разумеется, такая маленькая группа населения не могла заселить такую обширную территорию начиная от Правобережья Волги и вплоть до Южного Урала.

Таким образом, есть все основания полагать, что служилые татары, которых мы сегодня называем татары-мишаре просто инкорпорировали в себя местные группы татарского населения, издавна проживавшие на территории, куда мигрировали выходцы с Правобережья Волги. С этим можно объяснить то, что группы тех татар-мишарей в нынешнем Башкортостане в отличии от татарских групп в Нижегородской, Пензенской областях и Мордовии разговаривают на среднем, а не мишарском диалекте татарского языка. То есть это еще раз свидетельсвует о раннем заселении территории нынешнего Башкортостана татарами, еще до появления на этой территории татар-мишарей с Правобережья Волги.

Многие татары-мишаре узнали о своем "мишарском" происхождении только приехав в Казань

Этнолог, доктор исторических наук Раиль Фахретдинов вернулся к теме разделения татар на различные этнические подгруппы. По его словам "нам надо брать пример с наших русских коллег. Никто из них ведь не делит на вологодских, воронежских русских пытаясь разделить их на отдельные субэтнические группы. Мишаре — это экзоэтноним, даже не самоназвание". И в подтверждение своих слов он привел пример из собственной жизни, при услышании которой многие из присуствовавших одобрительно кивнули в ответ — для них это были знакомые житейские сюжеты.

Многие из тех, кого сегодня называют татары-мишаре узнавали о своем "мишарском" происхождении только приехав в Казань.

— До XVII века термин "мещеряки" иногда еще употребляется в некоторых документах, но затем он полностью исчезает, остаются только "татары". Но и в этом случае их надо рассматривать как региональное наименование группы населения", — сказал Фахретдинов.

По словам Фахретдинова "наши соседи сейчас испытывают бурную эпоху нациестроительства, придумывая мифы о каких-то племенах и заодно пытаясь поделить татар на отдельные этносы".

— Для интереса я специально перед сегодняшним мероприятием просмотрел наших классиков татарской истории — Хусаина Фаезханова, Шигабутдина Марджани, Газиза Губайдуллина. Нигде ни у одного из них нет даже упоминания о некой мишарской субэтнической группе. Поэтому я считаю, мы должны пересмотреть некоторые свои взгляды и разработать новую модель этностроительства, — завершил он свое выступление.

Все эти спичи Раиля Фахретдинова, конечно, являются отсылкой к последним событиям в Башкортостане, где местные республиканские власти не только заняты переделыванием татар в башкир, но и пытаются сделать из татар-мишарей самостоятельный этнос.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разделяй и уменьшай. Уфа "обнаружила" "новый этнос" — мишарей

Мероприятие закончилось духоподъемными песнями из нового репертуара Фирдуса Тямаева, а после его облепили все присутствовавшие журналисты, которых естественно больше всего интересовал последний "концертный скандал" в Миякинском районе Башкортостана.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.