ЕСПЧ обязал Россию выплатить родным погибшего в изоляторе полицейского из Марий Эл более 26 тысяч евро

Суд решил, что данные о самоубийстве — недостаточны, а расследование было поверхностным.

Европейский суд по правам человека вынес решение по делу "Лаптев против России", сообщает сайт правозащитной организации "Человек и Закон" (эта организация внесена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функцию иноагента; помимо упоминания этого факта на сайте "Человек и Закон" и во всех аккаунтах в соцсетях изменившийся в конце прошлого закон обязывает СМИ дополнительно указывать это при упоминании названия организации в информационных сообщениях; "Человек и Закон" обжаловал действия Минюста России в ЕСПЧ).

Правозащитники напомнили историю дела Лаптева, она началась в 2011 году. Житель Марий Эл Сергей Лаптев был милиционером. 4 января 2011 года его задержали по подозрению в изнасиловании. Поместили в изолятор временного содержания МВД по Марий Эл. Вместе с Лаптевым в камере сидел человек, личность которого российская сторона не раскрыла. Представители заявителя по делу считают, что это был сотрудник правоохранительных органов, игравший роль заключенного по другому уголовному делу, не связанному с делом Лаптева.

По мнению брата милиционера, добивавшегося установления всех обстоятельств происшедшего, этого второго человека посадили с Лаптевым преднамеренно, чтобы принудить того к признанию вины в изнасиловании. Это может подтверждать информация о беседе задержанного со следователем, состоявшаяся на следующий день. Заявитель рассказал, что его брат жаловался на давление, которое на него оказывалось; ему угрожали изнасилованием другими заключенными.

Утром третьего дня сотрудники ИВС обнаружили милиционера Лаптева повесившимся. Его сосед по камере спал всю ночь, ничего не слышал и не видел. Медики установили, что смерть произошла в результате удушения: на шее погибшего была борозда, предплечья исцарапаны, на правой икре виден синяк. По данным экспертов, телесные повреждения появились за несколько дней до смерти Лаптева.

МВД по Марий Эл провело внутреннее расследование этой трагической истории. Следователи пришли к заключению: милиционер Лаптев повесился. Следы физического насилия — синяк и царапины появились в день задержания, когда сотрудники МВД помешали ему скрыться. Сотрудников ИВС, дежуривших в ночь, когда Лаптев был найден мертвым, наказали за недобросовестное исполнение обязанностей: двое были уволены, остальные получили выговоры.

По словам следователя, которому поручили вести дело об изнасиловании, якобы совершенном Лаптевым, никакого давления на задержанного милиционера не оказывалось. Результаты внутреннего расследования брат погибшего обжаловал в суде. Суд согласился со многими доводами заявителя. Такими, как отсутствие информации о соседе Лаптева по камере, точных обстоятельствах его помещения в ИВС. Также суд отметил отсутствие ряда ключевых улик, таких как нижнее белье, которым Лаптев мог задушить себя. Не оказалось в наличии и видеозаписи ночи с 5 на 6 января в архиве ИВС. Суд отменил решение МВД о результатах внутренней проверки. Верховный суд Марий Эл оставил летом 2012 года это решение в силе.

После этого брат милиционера Лаптева трижды пытался инициировать уголовное дело из-за его смерти. Следственный комитет по Марий Эл не находил оснований для возбуждения дела и начала его расследования. Все эти решения регионального СКР отменили суды.

После отказа в возбуждении гражданского делопроизводства по возмещению морального вреда, нанесенного смертью, житель Марий Эл Олег Лаптев в апреле 2013 года подал жалобу в Страсбург. Он обвинил правительство России в нарушении 2 статьи Конвенции о правах человека — право на жизнь, в отношении его брата, умершего в изоляторе временного содержания в 2011 году.

ЕСПЧ признал жалобу Олега Лаптева приемлемой. Суд решил, что данных для того, чтобы утверждать, что смерть Лаптева была самоубийством — недостаточно. Российские власти, по мнению ЕСПЧ, не обеспечили расследование обстоятельств смерти заключенного минимальным стандартам эффективности. Все внутренние расследования, кроме последнего, были поверхностными. Доказательства не были надежно собраны сразу после смерти Лаптева. С течением времени стало практически невозможно установить, что на самом деле произошло.

В решении ЕСПЧ говорится также: "Суд отмечает, что должностные лица изолятора были осведомлены о нестабильном психологическом состоянии СЛ, о чем свидетельствовал С., дежурный офицер во время поступления СЛ в изолятор, который признал, что знал о склонности СЛ "к суицидальному поведению" и знал об обязанности изолятора заботиться о нем в этой связи".

Решение Европейского суда обязывает власти России выплатить заявителю в качестве компенсации морального вреда из-за страданий в результате смерти родственника, и невозможности добиться эффективного расследования — 23 тысячи евро. Помимо этого, заявителю выплатят судебные издержки в размере 3430 евро.

Сопредседатель межрегиональной общественной правозащитной организации "Человек и Закон" Сергей Подузов считает, что решение ЕСПЧ открывает возможность для родственников погибшего потребовать от государства возбудить уголовное дело.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.