"Позиционирует себя зеленодольским Навальным"

Слева - направо: зеленодольские оппозиционеры Алексей Соловьёв и Алексей Туганов у здания суда(на брата Алексея Туганова неизвестные напали спустя год после покушения на Соловьёва; судя по всему, нападавшие перепутали братьев).

В пятницу, 29 января, Верховный суд Татарстана отменил оправдательный приговор экс-полицейскому Виталию Мельнику, который обвиняется в совершенном осенью 2011 года покушении на зеленодольского оппозиционера Алексея Соловьёва.

Дело поступило в суд осенью 2019 года. "Idel.Реалии" следили за этим резонансным процессом с самого начала. Судебное следствие продолжалось почти год, и Зеленодольский городской суд вынес в итоге оправдательный приговор.

СУД НАД МЕЛЬНИКОМ: ГЛАВНОЕ

Нападение на зеленодольского оппозиционера Алексея Соловьёва было совершено 21 октября 2011 года — на следующий день после того, как он опубликовал в интернете расследование о недвижимости тогдашнего мэра Зеленольска Сергея Батина.

Соловьёв детально разглядел нападавшего и даже завладел орудием преступления — ломиком. Однако полиция Зеленодольска "не нашла" никого похожего по описанию, а потерпевшему заявила, что на ломике не осталось следов, пригодных для идентификации. Сам ломик позже исчез из хранилища вещдоков.

В октябре 2012 года неизвестные в масках избили следователя-криминалиста СУ СКР по РТ Александра Туганова. Почерк двух преступлений был схож, и нападениями заинтересовались в СКР. Возникла версия, что Александра перепутали с его братом Алексеем, который жил в том же доме — и, кроме того, активно разоблачал мэрию. Вскоре после этого мэр Сергей Батин был отправлен в Совет федерации РФ сенатором.

В СКР составили детальный портрет подозреваемого в первом нападении, благодаря чему вышли на жителя Волжска Виталия Мельника, который работал в полиции, но вскоре после нападения на Соловьёва уволился оттуда.

Дело дошло до суда лишь осенью 2019 года. К этому времени потерпевший, обвиняемый и фигурирующий в качестве свидетеля Сергей Батин прошли тесты на детекторе лжи. В случае с Батиным и Мельником эксперты заключили, что обоим известно о нападении гораздо больше, чем они рассказывают. В 2018-м тест на полиграфе в рамках дела согласился пройти и начальник зеленодольской полиции Дамир Рахимов — но вместо этого уволился из органов (по версии следствия, Мельника в Зеленодольске направляла "неустановленная группа лиц").

Допрошенные судом Батин и Рахимов отрицают свою причастность к нападению на Соловьёва и уверяют, что многого из произошедшего в 2011 году не помнят. Виталий Мельник виновным себя не признает.

Судя по всему, защита Мельника уже поняла, что дело движется к оправдательному приговору. На заседании 29 января в суде появился второй адвокат экс-полицейского Тимур Беляков, который попросил предоставить ему слово — хотя на предыдущем заседании, 15 января, стороны уже высказались.

Выступление Тимура Белякова оказалось примечательно тем, что с самого начала своей речи он заострял внимание суда на "политических аспектах" уголовного дела Мельника, а в конце своего выступления попросил суд "абстрагироваться" от них. По каким-то причинам адвокат за своё выступление минимум пять раз оговорился и назвал Соловьёва Мельником:

"Дело расследовалось и рассматривалось в течение длительного времени. По моему мнению, оно не составляло большой сложности для расследования, потому что доказательства виновности Мельника не были собраны. Правильно поступил Зеленодольский суд, когда у человека не только неопровержимое алиби, но Мельник является похожим на другого…

(Алиби Мельника с самого начала вызывало серьёзные вопросы и у потерпевшего, и у следствия с гособвинением: оно строилось на показаниях сестры обвиняемого и соседей — якобы в день покушения на Соловьёва Мельник присутствовал на семейном торжестве, где отмечалась выписка его сестры с ребёнком из роддома. Но, как установило следствие, новорожденного по медицинским показаниям пришлось госпитализировать — так что полноценная выписка произошла двумя неделями позже. Тем не менее свидетели защиты настаивали, что это обстоятельство не помешало провести семейное торжество в намеченный день — "Idel.Реалии")

Я просто прошу еще раз обратить ваше внимание на протокол опознания, который был проведен… Это было проведено при наличии живого и здорового Мельника по ксерокопиям каких-то непонятных фотографий.

(сам Соловьёв рассказывает, что уверенно опознавал Мельника во время всех следственных действий, а вот следствие при этом действительно допустило ряд просчётов, о чём подробнее здесь — "Idel.Реалии")

Я хочу немного остановиться на политических аспектах данного уголовного дела. Какое бы решение вы сейчас не приняли, Соловьёв остаётся в выигрыше. Он пойдёт под ручку в суд с корреспондентом какого-то там мифического интернет-издания и через пять минут предъявит статью, причем только оправдывающую позицию Мельника (оговорка №1) и, по моему мнению, не совсем объективную...

То есть Мельник (оговорка №2) позиционирует себя (неразборчиво) зеленодольским Навальным и ему нужен пиар. В одном из комментариев в недавней статье даже было написано: "Закончится это дело, кто ж вспомнит о господине Соловьёве?"

Если будет утверждён оправдательный судебный приговор, то он начнёт писать, что он — борец с грязью власти, власть против него поступила… Если решение будет отменено Зеленодольского суда, то Мельник… то есть, Соловьёв начнёт говорить, что он вот такой вот борец, что смог поперёк власти, он сильная личность и прочее-прочее. Здесь беспроигрышная ситуация у данного господина.

Мельнику (оговорка №3) именно нужно было, чтобы звучали фамилии Хохорин и Батин — то есть, так скажем, хоть и брат, а не министр внутренних дел Республики Татарстан, но заголовки, конечно, выходили, что будет допрошен господин Хохорин. Батин, бывший глава района и сенатор, так скажем — это было для него всё очень с точки зрения самопиара выгодно.

(И Хохорин, брат министра внутренних дел РТ Артёма Хохорина он тоже работает в полиции и на момент покушения на Соловьёва являлся начальником Мельника в Звениговском РОВД —​и Сергей Батин проходили по делу в качестве "свидетелей". При этом полиграф, который Батин всё же прошел в 2019 году, показал следующее: "…были выявлены психофизиологические реакции, свидетельствовавшие о том, что Батин С.Л. располагает информацией о деталях заказа (организации) нападения на Соловьева А.В., произошедшего 21.10.2011 года, и нападения на Туганова А.В., произошедшего 16.10.2012 года. Данная информация могла быть получена Батиным С.Л. вследствие того, что, являясь заказчиков указанных нападений, Батин С.Л. поручил Грузкову Д.В. организовать нападение как на Соловьева А.В., так и на Туганова А.В."— "Idel.Реалии")

Я поэтому и прошу вас акцентировать [внимание] не только на доказательствах, которые как раз свидетельствуют о полной невиновности Мельника, но и на политическом аспекте. И ссылки Мельника (оговорка №4) на утрату того же самого лома, что против него какие-то козни… Вы понимаете, лом был утрачен уже тогда, когда с него нельзя было какие-либо доказательства снять. Уже сейчас происходит разбирательство в следственном комитете, что якобы по их халатности только Мельник не привлечен к уголовной ответственности.

Мельник (оговорка №5) закидывает жалобами абсолютно всех, всё и вся — если б у меня была возможность так же легко назначать экспертизы по психологическому состоянию потерпевших, я б однозначно такое ходатайство в ходе предварительного расследования и в суде первой инстанции заявил.

Я прошу вас абстрагироваться перед вынесением решения от политических аспектов, которые я вам сейчас сказал.

Виновность Мельника материалами дела, материалами судебных заседаний, всеми собранными годами доказательствами не доказана в полном объёме. И в заключение своего выступления я хотел бы сказать: если не оправдывать, то когда же ещё, как не в такой ситуации?! Когда просто нет доказательств!

Уважаемая судебная коллегия, на вас легла судьба молодого человека, который в принципе в недоумении, почему он здесь находится. Я убедительно прошу вас узаконить чёткое обоснованное и законное решение молодого, причём, судьи Зеленодольского суда, который пошёл на — при нашей, извините за циничность, обвинительной системе правосудия — пошёл на принцип и поступил согласно закону.

Тем не менее, судьи коллегии Верховного суда РТ, просовещавшись около 15 минут, постановили отменить оправдательный приговор и вернуть дело на рассмотрение другим судьёй в Зеленодольск.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.