"Вот вам "ответочка" за жалобы на полицию!"

В Башкортостане в среду прошли обыски и повторные задержания участников ноябрьского инцидента в Кармаскалах. Сообщения об этом появились в социальных сетях и Телеграм-каналах.

Как сообщил активист башкирского национального движения Руслан Габбасов, силовики задержали тех участников конфликта, которые в ноябре-декабре 2020 года направили заявления в Следственный комитет об их избиениях во время осеннего задержания и последующего нахождения в Кармаскалинском РОВД в ожидании суда.

Напомним, 7 ноября 2020 года близ райцентра Кармаскалы полиция и сотрудники спецназа управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РБ "Гром" задержали около 50 человек, среди которых были башкирские активисты. В первоначальных сообщениях в соцсетях утверждалось, что мужчины ехали в Кармаскалы с целью защитить местного парня, у которого, якобы, произошел конфликт с представителями местной армянской диаспоры. Эту же версию позднее развивало и провластное информационное агентство "Башинформ", сообщавшее со ссылкой на источники в правоохранительных органах, что мужчины "планировали, по версии следствия, спровоцировать конфликт с предпринимателями армянского происхождения, проживающими в Кармаскалах, по вопросу контроля над их бизнесом".

Как сообщали местные СМИ, очевидцы и сами участники поездки в Кармаскалы, многие активисты были задержаны полицией и спецназом на въезде в райцентр. Задержания проводились в жесткой форме, сопровождаясь побоями и повреждениями личных автомашин активистов. Все задержанные были доставлены в Кармаскалинский РОВД, где провели ночь в ожидании суда. На следующий день Кармаскалинский райсуд назначил всем активистам различные сроки административного ареста от трех до пятнадцати суток.

Во время пребывания в спецприемнике для административно арестованных на улице Колгуевской в Уфе большинство активистов написали заявления в Следственный комитет, жалуясь на незаконное задержание и избиения со стороны сотрудников полиции и спецназа. В декабре 2020 года Уфимский межрайонный следственный отдел регионального следственного управления отказал в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников спецназа "Гром" "за отсутствием в их действиях состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 286 УК РФ" (Злоупотребление должностными полномочиями, Превышение должностных полномочий). После повторных жалоб активистов в Генпрокуратуру и СКР РФ региональное следственное управление отменило прежнее решение и направило материалы на дополнительную проверку.

Также во время пребывания в спецприемнике ряд активистов обратились в СКР с жалобой на то, что их вызывали на беседу сотрудники ЦПЭ, угрожая подкинуть им наркотики, оружие, либо запрещенную литературу, если они не заберут назад свои прежние заявления. Трое задержанных в знак протеста объявили голодовку.

В конце ноября адвокат Гарифулла Япаров сообщил, что ко многим его подзащитным после их освобождения из спецприемника "подходят холеные неизвестные лица в галстуках и без, и склоняют их на провокацию в отношении бывших руководителей запрещенной Верховным судом РБ общественной организации БОО "Башкорт", обещая некие привилегии".

БАЛАКЛАВА КАК ПРИЗНАК ЭКСТРЕМИЗМА

Новые обыски и задержания башкирских активистов прошли в среду, 13 января ранним утром.

— Силовики пришли к нам шесть утра, мы все еще спали, — рассказала "Idel.Реалии" Резеда Ибрагимова, супруга задержанного активиста Ильнура Кинисарова. – Ворота у нас на ночь обычно закрыты (семья Кинисаровых проживает в частном доме в поселке Чернолесовский Уфимского района), они перелезли через забор и стали стучаться в дверь. Ильнур пошел открывать, но не успел – они ее [дверь] просто выломали. Показали нам решение суда о производстве обыска на основании возбужденного уголовного дела, но какого именно дела — не сказали. Никто из силовиков не представился, лишь одна девушка, составлявшая протокол, сказала, что она из МВД и показала удостоверение, да еще один сотрудник в гражданке проговорился, что он из ФСБ. Понятые были люди абсолютно нам не известные — не соседи, не с нашей улицы. Они приехали вместе с силовиками на автобусе, вместе с ними и уехали. Я им заявила — снимите маски, покажите лица! как я потом буду в суде вас опознавать?! — но силовики не дали им этого сделать.

По словам Резеды Ибрагимовой, силовики заявили, что обнаружили в ходе обыска два пистолета.

— Мы в первый раз видели это оружие; разумеется, оно не наше. Очевидно, его подкинули во время обыска. Они их нашли, якобы, под мебелью на нашей холодной веранде, в коридоре. Пока шел обыск в комнатах, в этом коридоре, за закрытой дверью все время оставалось двое сотрудников.

После обыска, в ходе которого силовики изъяли также мобильный телефон Ильнур Кинисаров и старые сим-карты, активист был задержан и увезен в неизвестном направлении.

— Я спросила — куда вы его повезете? Я — жена, я имею право знать. Они ответили — узнаете. С тех пор мы целый день не можем его найти Ильнура, не знаем, сотрудники какого ведомства его задержали, — сказала Резеда Ибрагимова.

Позднее стало известно, что задержанные активисты были доставлены на улицу Калинина в Уфе, где располагается Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) при МВД по Башкортостану.

В соцсетях также сообщали, что еще один активист, Ризван Рахметов был задержан в уфимской квартире. Обыск и задержание проводили сотрудники полиции и ОМОНа. У активиста были изъяты мобильный телефон и зарядное устройство к нему, у девушки Ризвана силовики забрали балаклаву, в которой она катается на сноуборде. В Кармаскалах был задержан Айтуган Бикташев, у него и его матери были изъяты мобильные телефоны.

Адвокат Гарифулла Япаров сообщил, что, кроме Ильнура Кинисарова, Ризвана Рахметова и Айтугана Бикташева силовики также задержали активистов Рустама Аманова, Радмира Мухаметшина и Раиля Абкадирова.

В то же время официозные СМИ, ссылаясь на некий Telegram-канал "Опер слил", сообщали о задержании 15 человек, упоминая, при этом, что в задержаниях принимали участие также сотрудники регионального УФСБ. Сообщения сопровождались фотографиями изъятого, якобы, у активистов огнестрельного оружия. Позднее провластное агентство "Башинформ", ссылаясь уже на "источник в правоохранительных органах", сообщило, что у задержанных "в ходе следственных действий изъято 2 боевых обреза — под патроны 7,62 и 5.65 калибров, а также самодельный огнестрельный пистолет под калибр 5.65 и банка пороха". Сообщалось также, что у активистов, кроме огнестрельного оружия, якобы, были изъяты "холодное оружие, экстремистская литература и символика запрещенной в России организации "Башкорт". По данным источника агентства, "в настоящее время даётся правовая оценка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 222 УК РФ (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов)".

В МВД по Башкортостану и региональном ФСБ отказались от любых комментариев.

"МЕТЯТ НА ВЕРХУШКУ И ЛИДЕРОВ "БАШКОРТА"

Ближе к вечеру среды некоторые из задержанных были отпущены из ЦПЭ. "Idel.Реалии" смогли поговорить с одним из них, активистом Радмиром Мухаметшиным.

— Силовики пришли с обыском в нашу уфимскую квартиру на улице Мубарякова в шесть утра, — рассказал активист. — Трое были в гражданской одежде — опера, следователи, эксперт; еще было трое бойцов спецназа "Гром", который как раз работал в ноябре в Кармаскалах, да понятые. Во время обыска мы с женой контролировали каждый шаг силовиков — было очевидно, что хотят что-то подкинуть. Мы настояли, чтобы все находились только в той комнате, которую в данный момент обыскивают. Ничего они не нашли, лишь изъяли мой мобильный телефон и бейсболку с надписью "Башкорт".

Активист сообщил, что обыски проводились в рамках уголовного дела, возбужденного МВД по событиям в Кармаскалах еще в ноябре прошлого года, по ст. 213 УК РФ (Хулиганство).

— После обыска меня увезли на улицу Калинина, в ЦПЭ, где я встретил и других задержанных парней, — продолжил рассказ Радмир Мухаметшин. — Оттуда нас отвозили в другой отдел полиции, чтобы взять отпечатки пальцев, причем возили в наручниках, несмотря на то, что мы числимся в статусе свидетелей. Когда я спросил, почему так происходит, мне ответили: "Статус свидетеля мы сейчас быстро можем вам поменять". В объяснении по делу, которое с меня взяли, я написал то же самое, что и в своем заявлении в Следственный комитет. Пояснил, что за сутки до инцидента в Кармаскалах я уже знал, что туда собирается приехать много народу из разных районов. Напомню, что мы решили вместе с местными ребятами их встретить, просто с ними поговорить за пловом, пообщаться, и чтобы потом все разъехались. А когда мы поехали узнать, почему забрали наших парней на трассе, нас жестко задержали - вытащили из машин, положили на землю, ставили на колени в автобусе. Избивали в райотделе, когда ребята пытались вызвать "Скорую помощь" к пострадавшим при задержании (а ее не пускали к нам) и когда звонили по телефону доверия МВД. Между прочим, нам сегодня в ЦПЭ так прямо и сказали: "Вы никак не можете успокоиться, пишете на нас заявления? – ну, вот вам теперь "ответочка", вот вам уголовные дела".

— Вся эта история вновь подводится под "Башкорт", — констатировал башкирский активист Руслан Габбасов. — Опять будут заявлять, что наша, уже запрещенная судом организация "превратилась в преступное сообщество" и "продолжает заниматься экстремистской деятельностью". Между тем, после вынесения судебного запрета мы не проводили никаких мероприятий. Мы обжаловали решение суда сейчас уже в кассации и ждем решения, о чем нашим противникам прекрасно известно. Но, видимо, они хотят добить нас до конца, поскольку считают, что мы все равно сохраняем влияние на башкирский народ и опасаются нашей активности в преддверии наступающих выборов в Госдуму. Возможно также, что запущенная на нас репрессивная машина уже просто не может остановиться, тем более, чтопоследние принятые Думой законы освободили ее от всяких тормозов.

— Мы ожидали такого развития событий, — соглашается и адвокат Гарифулла Яппаров. — Это всё звенья той "спецоперации", которая была запущена в ноябрьские дни. Не зря к вышедшим из-под ареста ребятам направлялись провокаторы, не зря на них оказывалось давление еще в спецприемнике. Цель всей этой операции – запугать независимых активистов в Башкортостане. Но это будет иметь ровно обратный эффект — всех не запугаешь.

Telegram-канал "Куштау-online" сообщил, что к ночи четверо из шести задержанных все еще оставались в ЦПЭ. "Метят на верхушку и лидеров "Башкорта"; остальных , кто сейчас находится в заточении, раскручивают под эту тему", — отметили авторы канала.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.