"Я НЕ ДОЛЖЕН ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ДЕПУТАТАМ ДРУГИХ РЕГИОНОВ"
Координатор уфимского штаба Навального Лилия Чанышева публично обратилась к депутатам горсовета Уфы с вопросом — намерены ли они просить Следственный комитет возбудить уголовное дело по факту "попытки отравления Алексея Навального сотрудниками российских спецслужб".
Активистка напомнила, что с такой просьбой в СКР и ФСБ уже обратились и еще планируют обратиться ряд депутатов гордумы Томска, Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Псковского областного собрания, нескольких районных Советов Самары, горсовета Новосибирска, гордумы Москвы и Законодательного собрания Карелии.
Заодно Чанышева поинтересовалась, что, собственно, депутаты уфимского горсовета думают о самой попытке отравления Навального.
Свое обращение активистка направила каждому депутату через электронную форму на сайте горсовета, а также отметила депутатов в своих постах в соцсетях. На вопрос ответил лишь один депутат из 36, Артур Хазигалеев, заявивший в комментарии Чанышевой, что он отвечает лишь "за жителей своего избирательного округа" и не должен "прислушиваться к депутатам других регионов". Впрочем, депутат сообщил активистке, что в отдельной беседе он "может высказать свою точку зрения по интересующему ее вопросу".
Депутаты Госсобрания и Госдумы от Башкортостана предпочли никак не комментировать инцидент. Лишь депутат от КПРФ Александр Ющенко заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе", что расследование об отравлении Навального "рассчитано на дураков"; российские же спецслужбы, считает Ющенко, "охраняли" политика, "чтобы его не убили, как Немцова"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Госдепартамент США обвинил ФСБ в отравлении Навального14 декабря в свет вышло совместное расследование американского телеканала CNN, немецкого журнала Der Spiegel, российского издания The Insider, расследовательского интернет-издания Bellingcat, при участии испанской газеты El Pais об отравлении политика Алексея Навального в Томске, которое произошло в августе 2020 года. Материалы этого расследования были в тот же день опубликованы и на сайте Навального.
В расследовании утверждалось, что в 2017-2018 и в 2020 годах Навального в его поездках по регионам скрытно сопровождала группа сотрудников ФСБ, в которую входили, в том числе, врачи и химики — специалисты по отравляющим веществам. Навальный и журналисты-расследователи также отметили, что, по их данным, до августа 2020 года было, предположительно, предпринято две неудачных попытки отравления — во время одной из региональных поездок политика в 2017 году, и на его семейном отдыхе в Калининградской области в июле этого года, когда пострадала жена Навального Юлия. Само решение о покушении было принято, как считает оппозиционер, после того, как он в декабре 2016 года заявил о своем участии в выборах президента России в 2018 году. Навальный сделал вывод, что такая операция не могла проводиться без санкции главы ФСБ Александра Бортникова и президента России Владимира Путина. Через неделю после публикации расследования Навальный обнародовал аудиозапись и расшифровку телефонного разговора с одним, как утверждают расследователи, сотрудником ФСБ из вышеупомянутой группы, которому было поручено избавиться от следов отравляющего вещества на одежде оппозиционера.
ФСБ назвала расследование об отравлении Алексея Навального "провокацией, подготовленной при поддержке иностранных спецслужб", а видео с телефонным разговором Навального с Константином Кудрявцевым, сотрудником ФСБ, предположительно причастным к отравлению, — "подделкой". Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал Навального "больным" и предположил, что у него "мания преследования".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Навальный поговорил с возможным участником покушения на него"НАВАЛЬНЫЙ НА ОТКРЫТИИ УФИМСКОГО ШТАБА С КАЖДЫМ ЗДОРОВАЛСЯ ЗА РУКУ"
Как сообщили активисты "Idel.Реалии", выводы расследования, равно как и последние комментарии на этот счет российских властей, по-прежнему активно обсуждаются в соцсетях и чатах. При этом, активисты не обошли вниманием и ту, ставшую известной из расследования деталь, что в марте 2017 года сопровождавшие политика сотрудники ФСБ прилетали в Уфу — когда Навальный открывал здесь свой региональный штаб.
"3 марта 2017 года я полетел из Москвы в Самару. Как самые преданные фанатки, сотрудники ФСБ Кривощеков и Александров ("Фролов"), выехали туда на поезде за сутки, 2 марта. Я на самолете, они на поезде. В этот же день я сажусь на поезд Самара — Уфа. А они садятся на самолет по тому же маршруту. И 4 марта и мы, и они в Уфе. Я открываю штаб, они... не знаю, что делают. Из Уфы 5-го числа я лечу в Казань, и наши фсб-шники ЛЕТЯТ СО МНОЙ ОДНИМ РЕЙСОМ. … 4 дня. 4 города. Они ездили за мной буквально по пятам, боясь пропустить малейшую остановку… В этот же период я МНОГО раз ездил в какие-то города одним днем — с утра вылетел из Москвы, вечером вернулся. Ни в одно такое короткое путешествие без ночевки они не ездили. Им были интересны только те места, где я останавливался в гостинице", — написал в своем посте Навальный.
В Уфу Алексей Навальный вместе с Леонидом Волковым и другими членами своей команды приехал утренним поездом из Самары 4 марта 2017 года. В этот день политик должен был открыть в столице Башкортостана региональный штаб своей предвыборной президентской кампании. На железнодорожном вокзале их встретили активисты местной ячейки "Национально-освободительного движения" (НОД), размахивавшие плакатами с надписью "Агент США"; затем в политика полетели куриные яйца. (НОД-овцы затем преследовали Навального весь день, явно зная график его передвижения по Уфе и устраивая в местах его пребывания несанкционированные пикеты). С вокзала Навальный поехал на радиостанцию "Эхо Москвы" в Уфе", где дал интервью , а затем приехал в помещение будущего штаба на улице Пушкина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Навальный: Двусторонние договоры я считаю ненужным атавизмомНа открытии штаба Навальный, говоря о своей президентской программе в частности, заявил , что "федерация" в нынешней России — это ложь и лицемерие" и что она "должна быть переучреждена". Политик также высказался за перераспределение полномочий и ресурсов от федерального центра в пользу регионов и муниципалитетов, за легальную деятельность региональным политическим партиям, прямые выборы мэров и "независимость национальных парламентов". На встрече присутствовало более 150 человек, в том числе, журналисты практически всех уфимских СМИ.
— Когда люди стали проходить в помещение, Навальный стоял на входе и практически с каждым здоровался за руку, — вспоминает координатор уфимского штаба Лилия Чанышева. — Да, сейчас-то нам понятно, что во время тех поездок Навального эта группа лишь изучала возможность совершения покушения на него — его распорядок дня, выбор гостиниц, организацию охраны и так далее. Понятно также, что покушение задумывалось осуществить именно в гостинице, когда человек находится один, в своем номере, и его контакты в это время с другими людьми минимальны. Но, с другой стороны, размышляя сейчас ретроспективно, мы ведь не знали и не могли знать, когда будет дана команда осуществить покушение, в каком формате и в каком месте (авторы расследования не исключали, что группа сотрудников ФСБ "имела приказ руководства быть готовыми к спецоперации в любой момент". — ред). Гарантий ведь нет никаких — учитывая то, насколько эти сотрудники, как выясняется, непрофессиональны. И надеяться на то, что от их действий не пострадают и другие люди, не стоит. Вспомните пример Солсбери. Вдруг они решили бы сделать это именно в тот день? Вдруг подвергли бы угрозе еще неопределенное количество людей, пришедших в наш штаб на встречу с Навальным, или членов нашей команды, которые встретились потом с Алексеем в узком кругу в гостинице, где он остановился на ночь? (Навальный останавливался в гостинице Hilton Garden Inn Ufa Riverside. – ред)
Чанышева, впрочем, заметила, что во время встречи и перед ней активисты штаба не заметили какой-то особо подозрительной слежки или наблюдения.
— Было очень много организационной работы по открытию штаба, и нам, буквально, некогда было поднять голову. Но обычная слежка, какую за нами устраивают местные спецслужбы, конечно, была и велась, как водится, вполне открыто. В частности, за мной весь день ездила машина, которая сопровождала меня от штаба в гостиницу, где остановился Навальный, и затем до самого моего дома, — добавила активистка.
— Вообще, все это страшно — и сам факт применения ужасного оружия на территории нашей страны против политических оппонентов, и то, что власть не только не будет это расследовать, но и будет всячески такому расследованию препятствовать, — заключила Чанышева.
— Я тот день встречал, с одной стороны, с понятным восторгом, а с другой — с некоторой тревогой, — вспоминает юрист уфимского штаба Федор Телин. — Ранее ведь уже были случаи, когда Алексей подвергался различным нападениям со стороны прокремлевских группировок. За день до приезда Навального в Уфе на пикеты вышли НОД-овцы с плакатами, что, мол, приезжает "враг России", "агент Госдепа" и так далее. В день приезда они также преследовали Навального по всему городу – пытались забросать его яйцами на вокзале, устраивали пикеты по пути его следования. Но какого-то скрытого наблюдения мы не заметили, кроме обычного, которое осуществляют оперативники Центра по противодействию экстремизму.
Активист добавил, что не сомневается в причастности к покушению российских спецслужб.
— На этот счет у меня сразу не было сомнений, как и насчет того, что приказ отдал главнокомандующий — президент страны. Но отмечу, что расследование СМИ и ФБК попутно выявило и огромную коррупционную составляющую во всей этой истории — то, что базы данных сливаются за деньги госслужащими и свободно продаются. Получается, что система, выстроенная Путиным в стране, пожирает в этом смысле, подставляет саму себя. И еще отмечу, как и многие, полную некомпетентность наших спецслужб: везде, где они участвовали — подмена допинговых проб на Олимпиаде, сбитие голландского Боинга над Донбассом, покушение на Скрипалей — они пробуют заметать за собой следы. И везде у них это плохо получается, — заметил Телин.
Не менее резко уфимские активисты отреагировали и на комментарии президента РФ Владимира Путина о покушении на Навального, сделанные им на недавней пресс-конференции. Президент заявил, что за расследованием отравления оппозиционера "стоят спецслужбы США" и позволил себе следующее усмешливое замечание: "Кому он нужен-то? Хотели бы, довели бы дело до конца".
Сам Навальный, комментируя эти высказывания в очередном выпуске программы "Навальный LIVE", заметил, что "одна из задач Путина — сделать так, чтобы люди начали мыслить такими категориями: если они Навального хотели убить, то они и меня убьют в моем Челябинске, Костроме или Казани". "Одним демонстративным покушением или демонстративным убийством они хотят запугать миллионы", — отметил политик, добавив: "Задача всех людей — просто не бояться".
Волонтер уфимского штаба Навального Ольга Комлева охарактеризовала комментарии Путина, как "полную мерзость".
— Как может глава государства допускать убийство?! — возмутилась активистка, имея ввиду слова президента: "Хотели бы, довели бы дело до конца". — По его мнению, это вполне допустимо? Разве можно такое говорить?!
"ЛЮДИ ПРОСТО ЖДУТ, КОГДА ВСЕ ЭТО "НАВЕРНЕТСЯ"
После публикации расследования отдельные активисты в российских регионах стали выходить на пикеты с требованиями расследовать попытку отравления Навального и возбудить поводу уголовное дело в отношении виновных. В последние дни такие акции прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Усть-Илимске, Екатеринбурге и Омске. В Москве на пикете у здания ФСБ на Лубянке был задержан известный режиссер Виталий Манский.
После того, как Манского отпустили из полиции, он заявил СМИ, что был потрясен малочисленностью пикетов в поддержку Навального.
— То обстоятельство, что вчера и позавчера после такой ошеломляющей новости — я имею в виду доказательство преступности власти в прямом эфире, — то, что люди остались дома, и я был почти один в проявлении своих каких-то чувств горечи, растерянности, да и ужаса, — это вызывает очень большое сожаление, — сказал режиссер.
Эксперты и ранее отмечали, что российское население в своей массе "вяло отреагировало" на известие о покушении на жизнь политика. Социологи "Левада-Центра" в начале октября приводили данные, согласно которым только треть опрошенных, среди которых превалировали "молодые пользователи интернета, а также люди, недовольные российской властью", была готова поверить в версию о намеренном отравлении Навального. В то же время большая часть осведомленных о случившемся (среди них доминировали "представители старшего поколения, телезрители и сторонники власти") считали все "провокацией западных спецслужб, либо — еще чаще — пиаром самого Навального".
Последний, декабрьский опрос "Левада-Центра" об отношении россиян к отравлению Навального также показал, что 30% респондентов считают это "инсценировкой", а еще 19% назвали инцидент "провокацией западных спецслужб". Лишь 15% выбрали ответ: "Это попытка власти устранить политического оппонента"; еще 7% предположили, что это "личная месть кого-то из фигурантов его расследований".
На этом и держится режим — он возбуждает страх и беспокойство по поводу стабильности
"Сами по себе такого рода сведения практики государственных убийств, конечно, вызывают сильнейшее сопротивление, страх и ощущение внутреннего дискомфорта. Поэтому нарастает сопротивление, собственный страх превращается в агрессию против жертвы. Это обычная такая вещь, которую описывают и психологи, и социологи, и прочие. На этом и держится режим — он возбуждает страх и беспокойство по поводу стабильности", — так, в частности, объяснил реакцию не доверяющих расследованию респондентов (которые пользуются лишь официальными каналами информации) директор "Левада-Центра" Лев Гудков.
Волонтер уфимского штаба Навального Ольга Комлева сказала, что сенсационные итоги расследования ее лично не удивили и не напугали.
У многих терпение уже кончается, но мало кто пока готов что-то делать
— Мне постоянно говорят, что мне самой что-то могут сделать за мои посты, за мою активность — дом поджечь или еще что-то. И, кстати, давно было очевидно, что наше государство российское вот так может действовать. По другим людям я заметила, что у них, в основном, был шок после публикации расследования. Но я не думаю, что это шок может их как-то деморализовать. У очень многих людей терпение уже кончается, но мало кто пока готов что-то делать — выходить на протесты, например. В основном, люди не проявляют публичной реакции, а просто ждут, когда все это "навернется".
В минувшую субботу Комлева вышла на одиночный пикет в Уфе в поддержку Алексея Навального и юриста ФБК Любови Соболь (задержанной 21 декабря за попытку поговорить с одним из фигурантов расследования Константином Кудрявцевым. – I.Р.). В руках у активистки был плакат с надписью на русском и английском языках: "Свободу Любови Соболь! Арестуйте тех, кто отравил Навального".
Уфимский политтехнолог Андрей Потылицын отмечает, что публикация расследования катализировала противоречивые процессы, которые и ранее происходили в российском общественном сознании.
— Прежде всего, отмечу, что в отношении Навального в аудитории давно уже произошло разделение на тех, кто внимательно и постоянно следит за ситуацией вокруг политика, и тех, кто вообще ничего не хочет слышать о нем. Причем, в число последних входят не только его противники.
Эта история всерьез напугала общество
Сторонники Навального на публикацию расследования о его отравлении и на комментарии российских властей среагировали ожидаемо — это был отчасти шок, отчасти возмущение. Сложнее оказалась реакция как антагонистов Навального, так и людей нейтральных. В частности, многие, которые и ранее были равнодушны к этой теме, включили сейчас на полную мощь функцию самоблокировки, отторжения любой информации по этой ситуации. Со стороны же противников оппозиционера я сейчас не вижу никакого злорадства, подобного тому, как это было раньше, при прежних нападениях на Навального. К примеру, когда его облили зеленкой, они кривлялись и улюлюкали. Сейчас нет ничего подобного — люди понимают, что игры кончились и речь пошла о таких вещах, как жизнь и смерть. А такие случаи, люди, как правило, примеряют на себя.
В целом, я вижу, что эта история всерьез напугала общество. Но у меня есть ощущение, что люди, наконец, готовы кардинально задуматься обо всем, что творится в стране в последнее время. Мы, как мне кажется, подходим к какому-то рубежу, когда даже лояльные власти люди начинают вслух говорить: "А вот этого мы уже не потерпим", — считает эксперт.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере против основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и его неназванных соратников.
Утверждается, что они растратили 356 миллионов рублей пожертвований, собранных на работу их фондов, в том числе ФБК. По предъявленной статье политику грозит до 10 лет лишения свободы.
Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.