Апелляционный военный суд РФ сегодня оставил приговор Центрального окружного военного суда в отношении известного башкирского политика и публициста Айрата Дильмухаметова без изменений, апелляционные жалобы осужденного и его адвокатов — без удовлетворения.
Айрат Дильмухаметов был приговорен 24 августа 2020 года к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима по обвинению в “призывах к нарушению территориальной целостности РФ”, “пропаганде терроризма”, “публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности” и ее “финансированию”. Дополнительно суд запретил политику в течение трех лет заниматься деятельностью, связанной с администрированием интернет-сайтов и размещением информации на них.
Айрат Дильмухаметов был задержан органами ФСБ и арестован в марте 2019 года. В ходе следствия ему были предъявлены обвинения по ст.280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) — в вину политику по этой статье были вменены видеообращение к оппозиционному Форуму свободной России в Интернете с призывами "к созданию новой федерации" и его высказывания в передаче "Персонально ваш", прошедшей в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" в мае 2018 года. Дильмухаметову также были предъявлены обвинения по т.н. "террористической" статье 205.2, ч.2 УК РФ — по ней ему были вменены его высказывания во время выступления в ноябре 2018 года по поводу осуждения в Уфе членов запрещенной в РФ религиозной организации “Хизб-ут-Тахрир”,и по так называемой "экстремистской" статье 280 ч.1 — по ней политику были поставлены в вину его высказывания во время инцидента в Баймаке в октябре 2018 года, когда после столкновения группы местных жителей с чеченскими рабочими на стихийном сходе граждан возле Баймакского РОВД собравшиеся потребовали освобождения всех задержанных. В январе 2020 года УФСБ по Башкортостану возбудило в отношении Айрата Дильмухаметова еще одно уголовное делo, на этот раз — по обвинению в "финансировании экстремистской деятельности". В окончательной редакции обвинения эпизод по обвинению в "публичном оправдании терроризма" был переквалифицирован следствием в "пропаганду терроризма".
Процесс в апелляционном военном суде продолжался два дня. 1 декабря, выступая в судебных прениях, Айрат Дильмухаметов и его защитник, адвокат Международной правозащитной организации “Агора” Владимир Красиков заявили, что вынесенный обвинительный приговор является незаконным, необоснованным и несправедливым. Политик вновь отметил, что он никогда не выступал против конституционного строя Российской Федерации, не призывал нарушить территориальную целостность РФ, не занимался пропагандой терроризма и не высказывал экстремистских призывов. Он и его защитник требовали вынести ему оправдательный приговор. Представитель гособвинения просил оставить приговор без изменений, а апелляционные жалобы — без удовлетворения.
В последнем слове политик заявил, что в его действиях отсутствует состав какого бы то ни было преступления.
— Раз состава нет, то его надо придумать. Для этого у следствия прямо по роману Джорджа Оруэлла есть сотрудники “министерства правды” — так называемые “эксперты”. Они стряпают нужные следствию экспертизы. Пять экспертиз экспертов Хазимуллиной и Плехановой (специалисты Башкирского государственного педагогического университета Елена Хазимуллина и Екатерина Плеханова, подготовившие экспертизы по высказываниям Айрата Дильмухаметова. — Idel.Реалии) и составляют всю содержательную суть обвинений по указанным статьям, — сказал Дильмухаметов.
Политик назвал экспертизы специалистов БГПУ “наглядным образчиком карательной психолингвистики ФСБ России начала XXI века”.
— У любого вменяемого гражданина после просмотра, прослушивания моих материалов и после прочтения этих “экспертиз” возникнут четыре вопроса. Первый — каким образом у Дильмухаметова исторически обоснованный, юридически подкрепленный тезис о восстановлении и развитии федерализма в России в “экспертизах” превратился в “призывы к нарушению территориальной целостности”, да еще и “вооруженным путем”? Второй — каким образом политический деятель, сыгравший основную роль в разгоравшемся конфликте, грозившим приобрести межнациональный оттенок – успокоивший одну сторону конфликта, выведший из-под удара другую сторону, настроивший сам механизм правоохранительного и административного реагирования на конфликт, - оказался, в итоге, оказался единственным виновным в нем? Третий — каким образом политик, прямо осудивший террористическую, деятельность, рассказавший об идейной и практической несостоятельности целей запрещенной организации, предостерегающий от вступления туда вдруг в экспертизах стал пропагандистом терроризма? Четвертый — каким образом политический деятель, который под своим собственным именем в соцсетях, на своем собственном Ютуб-канале вел открытую легальную политическую борьбу за пост главы – президента Республики Башкортостан и который, каклюбой видеоблогер, в конце своих программ обращался с фразой — “Поддерживайте наш проект добровольными пожертвованиями” — вдруг стал сборщиком средств, “заведомо предназначенных для экстремисткой деятельности”? Совершенно очевидно, что все это стало возможным лишь в условиях отсутствия законности, попрания прав и свобод человека и гражданина.
Дильмухаметов напомнил, что в суд первой инстанции были представлены заключения квалифицированных независимых специалистов по этим экспертизам, продемонстрировавшие их “полную научную, методическую и содержательную несостоятельность” и выразил возмущение тем, что суд “скопом объявил их не имеющими юридической силы”.
Он также обратил внимание на “явные фактические и логические противоречия” в заключениях экспертов, которые приписывали ему намерения “отделить Башкортостан от России” и создать республику с “доминированием в ней башкирского населения”.
— Если бы я действительно хотел отделения, если бы ненавидел Россию, ненавидел бы русских, как она [эксперт] пишет в своей бредовой экспертизе, мечтал бы о “государстве башкир без других народов”, вынашивал бы планы о депортации, геноциде, этнических чистках – зачем вообще мне тогда писать огромные программы по будущей Конституции России, ее федеративному, государственному, экономическому устройству, создавать большую работу “Прекрасная Россия будущего”?! — спросил политик
— Я вынужден, доказывать свою невиновность, вынужден читать этот мракобесный бред экспертов Хазимуллиной и Плехановой, преодолевая чувство отвращения и брезгливости, — подытожил свое отношение к экспертизам обвинения Айрат Дильмухаметов. Само обвинение и процесс над ним политик назвал средневековой инквизицией, отметив, что “это инквизиция с той лишь разницей, что здесь ведьмы охотятся на человека”, и заявив, что единственно законным решением суда может быть только его полное оправдание и реабилитация.
Свое выступление Дильмухаметов завершил словами: “Россия будет свободной!”
Последнее слово Айрата Дильмухаметова продолжалось два часа.
После непродолжительного перерыва судейская коллегия огласила резолютивную часть решения. Приговор был оставлен без изменений и, тем самым, вступил в законную силу.
— Я раньше не был знаком с делом Айрата Дильмухаметова, но сегодня слушал его двухчасовое выступление, которое, по сути, явилось квинтессенцией всего, что происходило на процессе. И могу сказать, что это — политический деятель, что его судят лишь за его мысли и слова, пользуясь какими-то домыслами. Его судят за “сепаратизм”, но какой он сепаратист?! Он — чистейшей воды федералист! Немногого стоят и все остальные обвинения. Понятно, за что его судят — он собирался баллотировать на пост президента Башкортостана и его таким образом отстранили от политики, — сказал присутствовавший на заключительном заседании суда московский общественник Шаукят Жамниханов.
Защита Айрата Дильмухаметова заявила, что даст детальные комментарии после изучения мотивировочной части решения суда.
— Мы считаем, что суд апелляционной инстанции вынес незаконное решение, поскольку оснований и для изменения квалификации, и для оправдания Дильмухаметова было достаточно, — коротко заявил адвокат Алексей Захаров.
Вопрос о тактике обжалования решений первой и апелляционной инстанций будет решен после консультаций адвокатов со своим доверителем. Обжалование, по мнению защиты, может быть произведено одновременно в кассационную инстанцию, каковой является судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ, и в Европейский суд по правам человека.
Мать Айрата Агиляш Дильмухаметова стала участницей специального видеопроекта Татаро-Башкирской службы Радио Свободная Европа, посвященного матерям политзаключенных.
Your browser doesn’t support HTML5
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.