Казанская пенсионерка Лена Бурганова с начала года отбивается от притязаний управляющей компании, насчитавшей ей десятки тысяч рублей долгов за жилищно-коммунальные услуги. Женщина не понимает, за что должна платить: какие именно расходы включены в статью "содержание жилого помещения", ей удалось узнать только из расчетов, представленных жилищниками суду.
Первый раз Лена Бурганова судилась с жилищниками в 2015 года. Тогда представители "Управляющей компании Приволжского района" сочли, что женщина должна им больше ста тысяч рублей. Пенсионерка заверяет: она исправно оплачивала счета-фактуры, и откуда взялся долг, ей непонятно. Суд в итоге с ней согласился: судебный приказ, которым она признавалась должинцей, был отменен.
Через несколько лет домом по адресу Проспект Победы, 19 стала управлять компания "Уют-Сервис" (компания фигурировала в расследовании казанского штаба Навального как арендодатель мэрии автомабиля "Порш Кайен"). По данным МинЖКХ.РУ (на портале этого проекта содержится информация о всем жилищном фонде в России), компания взяла дом под управление в феврале 2019 года. Но в счетах -фактурах, которые получает Лена Бурганова, "Уют-Сервис" значится с марта 2018 года.
Your browser doesn’t support HTML5
О переделе на рынке ЖКХ в Приволжской районе Казани мы рассказывали здесь.
Примерно тогда же, как следует из решения суда (о нем — позже) "Управляющая компания Приволжского района" уступила права требования новому кредитору — "Уют Сервису" (недавно Арбитражный суд Татарстана решил, что уступать право требования платы за жилищно-коммунальные услуги нельзя, если организация, которой это право уступают, домом не управляет).
Пенсионерка уточняет: она не помнит о том, чтобы в доме проводилось общее собрание собственников, на котором бы выбрали новую УК. Ни в 2018 году, ни в 2019-м. Но, как и многие казанцы, тому, что в счетах-фактурах указана новая управляющяя компания, значения она не придала. А теперь оспаривать легитимность ее управления домом поздно.
Первый раз, по словам Бургановой, иск к ней новая управляющая компания подала в январе 2020 года. Суд его отклонил. Жилищники не отступились, и в июне судебное разбирательство состоялось.
Изначально, рассказывает пенсионерка, с нее попытались взыскать больше двухсот тысяч рублей. Но во время заседания требования уточнили: с пенсионерки потребовали 58 813 рублей в уплату основного долга и 22 618 рублей пеней (сумму пеней суд снизил до трех тысяч, а основной долг решил взыскать в полном объеме).
Пенсионерка вспоминает, что требования поменялись так молниеносно, что она не успела разобраться, за что у нее отсудили деньги. А когда стала разбираться, убедилась, что, по крайней мере, часть этих денег она не должна.
Лена Бурганова рассказывает, что на протяжении нескольких лет пыталась добиться того, чтобы ей объяснили: какие именно статьи расходов включает строка "содержание жилого помещения" и действительно ли эти расходы производятся. И поскольку попытки не увенчались успехом, приняла решение платить только за то, что ей представляется бесспорным. Например, за коммунальные услуги (электричество, воду, канализацию), лифт и за вывоз мусора.
Как именно расшифровывается строка "содержание жилого помещения", пенсионерка увидела только, изучив расчеты, которые жилищники предоставили суду в обоснование ее долга. Ее, бывшего плановика "Татэнерго", эти расчеты поразили своей запутанностью.
Например, суммы в графе "Начислено" с самого первого месяца, за который представлены расчеты, с января 2017 года, фигурирует общая сумма в 15 025 рублей. Если сложить цифры, указанные в графе, до 15 тысяч общая сумма никак не дотягивает. В следующей графе, "перерасчет" минусуется 9 903 рубля, и итоговая сумма, в третьй графе "к оплате" составляет 4219 рублей. Но, как несложно вычислить, даже в этом "уравнении" цифры не сходятся.
Откуда изначально взялись эти 15 тысяч, что это за странные перерасчеты и почему цифры не сходятся, пенсионерке так никто и не объяснил.
Далее, в феврале 2019 года в расчетах появляются две строки" н/п Электроснабжение", с суммой в 15 841 рублей, и "п/к Электроснабжение", с суммой в 1178 рублей. Общая сумма долга сразу взлетает почти на 20 тысяч. В расчетах за следующие месяцы эти суммы уже не фигурируют. Но сумма долга так и не уменьшилась.
Что это за статьи расходов, женщина так и не смогла понять. Но предполагает, что первая сумма — это штраф, наложенный на нее управляющей компанией за установку электросчетчика. Который, заверяет пенсионерка, она зарегистрировала по всем правилам, в том числе в самой управляющей компании. Что значит "п/к Электроснабжение", она так и не поняла.
В счетах-фактурах же эти цифры в итоге просто вошли в первую строку "Электроснабжение". Пенсионерка убеждена, что это незаконно вдвойне: штраф не являются услугой, и включать его в счет за жилищно-коммунальные услуги нельзя.
Кроме того, обращает внимание Бурганова, в расчетах не отразилась внесенная ею плата за ноябрь 2018 года. Но она, настаивает пенсионерка, платила. Пенсионерка показывает выцветший чек.
Наконец, убеждена женщина, ей неправильно рассчитали пени. Они должны составить не больше 400 с лишним рублей.
Бурганова пыталась оспорить решение первой инстанции в Верховном суде Татарстана. Не получилось. Сейчас она готовит кассационную жалобу в Самару. Лена Бурганова говорит, что не отказывается платить и чужого ей не нужно, но хочет, чтобы судьи посмотрели на ее расчеты.
Тем более, что после первого суда, в 2015 году, она убедилась, что жилищники могут быть, мягко говоря, неправы. Но смотреть никто не хочет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чиновники пообещали замерзающим жителям дома в Дербышках перерасчет и отказались от дальнейших проверок, сославшись на коронавирусОбращение в надзорные инстанции также ничего не дало. Бурганова показывает схему: куда она писала жалобу и куда ее письмо перенаправили. Описание "путешествий" ее писем из ведомства в ведомство занимает целый лист.
За долги Бургановой дважды отключали электричество. Подключили после вмешательства чиновника районной администрации. Ему пенсионерка бесконечно благодарна. Зато в жилинспекции Татарстана ей сообщили, что отключения не было.
— Как не было, первый раз просидела без света полтора месяца, второй раз неделю, даже "Эфир" сюжет снимал, — удивляется Бурганова.
Еще она показывает письмо прокурору с просьбой защитить ее, одинокой пенсионерки, интересы в суде.
Это письмо Бурганова так и не отправила, потому что поняла — бесполезно.
Лена Бурганова — не единственная казанская пенсионерка, чьи попытки добиться прозрачности в начислениях за жилищно-коммунальные услуги заканчиваются судами. И, как правило, заканчивается это плохо: суды встают на сторону жилищников.
Несколько лет некие люди, называвшие себя представителями УК "Уютный дом" надавали тумаков пенсионерке Екатерине Силантьевой, когда она пыталась помешать им отключить ей за долги электричество (скандал освещался в СМИ).
Год назад мы рассказывали историю еще одной казанской пенсионерки, Галины Юсиповой, годами замерзающей в своей квратире, но вынужденной платить за тепло в полном объеме.
Единственным, пожалуй, исключением стала история пенсионера Юрия Величко, отказавшегося платить по выставляемым ему счетам. Коллекторы стали пенсионеру угрожать. Но Величко был фронтовиком, и история получила резонанс в масштабах всей России. Заминая скандал, глава районной администрации Тимур Алибаев заверил, что погасил долг (при этом ветеран нигде не заявил, что больше не считает долг мнимым). В апреле этого года Юрий Величко умер.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.