Разные оппозиции в Башкортостане. Лилия Чанышева и Руслан Габбасов

Your browser doesn’t support HTML5

О Хабирове, Куштау и БСК, башкирах и татарах, будущем Башкортостана и пандемии

В рамках проекта "Реальные люди" "Idel.Реалии" поговорили о разности и сходстве оппозиционных сил в Башкортостане с главой штаба Навального в Уфе Лилией Чанышевой и башкирским общественным деятелем Русланом Габбасовым.

О возможной ликвидации Конституционных судов в республиках России

Чанышева: Это неоднозначное решение. С одной стороны, по факту эти Конституционные суды фактически в регионах ничем не занимаются, только тратят бюджетные деньги и сокращение расходов на этот бессмысленный орган в регионах я приветствую. С другой стороны, Конституционный суд - это такой некий символ федерализма в нашей стране, но по факту он — имитация этого символа, потому что, на самом деле, наша страна давно уже не федеративная, а унитарная. Наверное, уничтожение этого символа, пусть и такого фиктивного, который есть на самом деле, это будет некий дополнительный шаг к тому, чтобы уже и формально признать, что наша страна не федеративного характера, а унитарная. Уже не по существу, а по форме.

Габбасов: В принципе, я согласен с Лилией. Единственное только не согласен с тем, что не нужно деньги тратить на этот бессмысленный орган. Согласен, что он бессмысленный, конечно, да. Как правило в последние годы только во время Рахимова он что-то там делал, а в последнее время он вообще ничем не занимался, я о нем даже не слышал, чтобы он принимал какие-то в пользу республики. Поэтому он (этот орган) давно уже умер, либо находился в таком спящем состоянии. Но ликвидация Конституционного суда, я считаю, это очередное наступление на права национальных республик, на федерализм. Все равно мы все это вернем обратно.

Алпаут: я правильно вас понимаю, что по большому счету, суть того, что вы говорите сводится к тому, что головную боль не нужно лечить отрубанием головы?

Габбасов: конечно! Да, действительно, надо не отрубать, а нужно возвращаться к сути федерализма. Вообще, это в первую очередь должен был делать сам Хабиров — задействовать Конституционный суд в решении проблем нашей республики, но так как он зависим от центра и от его воли, естественно, он этого не будет делать. Я уверен, что он либо промолчит, либо, кажем так, поддакивать будет решениям по уничтожению Конституционного суда.

Активизм при Радие Хабирове

Чанышева: Я считаю, что при Хабирове стало хуже, чем при Хамитове, как минимум в том, что подавляется свобода слова. Стало больше дел инициироваться в отношении журналистов, которые у нас в регионе работают, которые при Хамитове могли высказывать любую точку зрения. Наш штаб перестали впускать на такие общественные мероприятия, как, например, публичные слушания по бюджету республики или города. Раньше при Хамитове такого не было. Я не восхваляю Хамитова, я считаю, что он ничего не сделал для того, чтобы наша республика стала сильной, процветающей и экономически стабильной. Но при этом он по крайней мере не мешал работать ни СМИ, ни движению "Башкорт" (признана экстремистской организацией в РФ), ни штабу Навального. А теперь, при Хабирове, с этой точки зрения ситуация ухудшилась.

Габбасов: абсолютно согласен с Лилией. При Хабирове, как вы знаете, у нас посадили Айрата Дильмухаметова. У нас сейчас сидит Рамиля Саитова. Запретили организацию "Башкорт". Это я перечислил только башкирских деятелей национального движения. Помимо этого, действительно, свободы слова нет, идет вранье из государственных каналов. Тот же "Башинформ" — это пропаганда. Еще раз говорю, вранье. Навешивание ярлыков. И то, что было на Куштау — это яркий показатель всей работы команды Хабирова.

О борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Концертам — да, митингам — нет

Чанышева: я не довольна, потому что сейчас, когда уже началась так называемая вторая волна, люди оставлены практически сами себе на выживание. До больницы дозвониться нельзя, в аптеках пропали лекарства, я не знаю, это связано с деятельностью Хабирова и его правительства или нет, но тем не менее такое случается. Медикам продолжают не платить нормальные выплаты и еще такая всплыла проблема, когда студентов-медиков стали привлекать к работе в красных зонах, при этом не трудоустраивая их, не выплачивая им достойную зарплату. Все это оформляется как практика. Более того сами власти провоцируют еще большую заражаемость в нашей республике, устраивая различные концерты с массовым участием граждан, не умело выстраивая прием граждан в определенных органах власти, в ГИБДД там я видела фотографии с очередями, когда люди в очереди не могут попасть и там в толпе люди стоят и могут друг друга заразить. Я считаю, неэффективно Хабиров справляется с пандемией.

Габбасов: это стандартная политика нашей республиканской власти — отказывать в одном, а себе любимым разрешать, то есть когда нужно проводить митинг в поддержку "Единой России" или там в честь присоединения Крыма, у нас не то, что разрешенные площадки для проведения публичных мероприятий дают, у нас площадь Салавата Юлаева предоставляют для них. Если проводить оппозиции или вообще общественности свои публичные акции, то все заранее обычно забито, ничего не разрешено, а сейчас еще в условиях пандемии они пользуются этим, то, что пандемия и поэтому отказывают.

Чанышева: при этом они умудрились провести парад медиков во время пандемии.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.