Власти Башкортостана, вновь столкнувшиеся с галопирующим ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией, настроены провести массовый скрининг целых категорий населения. Количество граждан, которые могут подвергнуться тестированию на COVID-19, может исчисляться десятками, если не сотнями тысяч. Опрошенные эксперты и врачи, отмечая запоздалость этих мер, сомневаются в том, что “оптимизированная” республиканская система здравоохранения в принципе способна провести столь масштабные мероприятия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Уфе уволена врач, рассказавшая правду о ситуации в РКБПо оперативным данным минздрава республики, на 8 ноября в регионе было зафиксировано 11 547 случаев заражения коронавирусной инфекцией. Прирост за сутки составил 101 случай – тем самым, повторились печальные весенние рекорды, когда суточные приросты на пике “первой волны” переваливали за сотню зараженных. Количество пациентов, болеющих в тяжелой форме коронавирусом возросло до 14 человек; четверо больных находятся на ИВЛ. Одновременно за последние сутки было зафиксировано 273 новых случая заболевания внебольничной пневмонией. Число умерших от заболевания COVID-19 с начала эпидемии составило 60 человек.
На минувшей неделе глава Башкортостана Радий Хабиров внёс очередные изменения в указ о режиме повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавируса. В указе, частности, предписывается республиканскому минздраву обеспечить обязательное тестирование на COVID-19 целых категорий населения, среди которых есть такие неопределенно большие группы, как "контактировавшие с больным COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих коронавирус, в ходе медицинского наблюдения и при отсутствии клинических проявлений на 8-10 календарный день медицинского наблюдения со дня контакта с больным", "пациенты с диагнозами "внебольничная пневмония", "грипп" и "ОРВИ", "пожилые людей старше 65 лет, обратившиеся за медицинской помощью с респираторными симптомами", "работники медицинских организаций, имеющие риск инфицирования при профессиональной деятельности", "дети из организованных коллективов при возникновении трёх и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19", "люди, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях соцобслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы, при появлении у них респираторных симптомов".
Отдельным пунктом ведомству предписывается "обеспечить оперативную передачу результатов тестов (не позднее 24 часов после их завершения) в медицинские организации, направившие биологический материал".
В минздраве не смогли прокомментировать запрос "Idel.Реалии", обладает ли ведомство всеми необходимыми ресурсами для проведения такого масштабного скрининга. Без ответа также остался вопрос о сроках, в которые необходимо провести тестирование, например, работников медицинских организаций.
По данным регионального управления Роспотребнадзора, в республике в настоящее время осуществляют тестирование на COVID-19 методом ПЦР 25 лабораторий. По некоторым данным, в республике в ближайшее время будут открыты еще три лаборатории.
Как заявляют в управлении Роспотребнадзора, количество проведенных в сутки исследований постоянно нарастает — так, по состоянию на 8 ноября за последние сутки было обследовано 11 386 человек. Всего с момента начала эпидемии на коронавирус в регионе было обследовано 1 399 357 человек. В ведомстве также сообщили, что "ведется работа по определению и помещению под медицинское наблюдение лиц, контактировавших с госпитализированными пациентами, заболевшими коронавирусной инфекцией, проводится их лабораторное обследование".
Тем не менее, опрошенные эксперты выразили серьезные сомнения в осуществимости планов властей.
— Я полагаю, после двадцати с лишним лет оптимизации нашего здравоохранения оно уже не в состоянии предпринять такие масштабные действия, — заявил координатор местного отделения Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Антон Орлов. — Система и в доковидное время весьма непрочно стояла на ногах. Сейчас же она просто не может справиться с потоком больных – и мы это видим каждый день. Всюду огромные очереди — в поликлиниках, в кабинеты компьютерной томографии, в лаборатории, на госпитализацию в больницы, где люди лежат в коридорах. Везде сильная нехватка медработников, среди которых вновь резко выросла заболеваемость. Многие из врачей уже начинают увольняться, потому что просто не выдерживают нагрузок и, вдобавок, им не выплачивают положенные федеральные коронавирусные выплаты. Поэтому я думаю, что намеченные меры, будучи на бумаге абсолютно правильными, в реальности вряд ли осуществимы.
Общественник также выразил недоумение, почему власти решились на такие меры только сейчас.
— Вторая волна COVID-19 прогнозировалась еще летом, но власти спохватились только в последние недели, когда мы бьем все весенние рекорды по росту заболеваемости. У нас, что, вообще нет планирования в среднесрочной и долгосрочной перспективе, есть только режим реагирования? — задался вопросом Орлов.
Системный аналитик Ильшат Хаматшин, также отметив некоторую запоздалость намечаемого скрининга, обратил внимание на целый ряд неясностей, касающихся организации процесса обследования.
— Возьмем категорию лиц, контактировавших с больными — очевидно, что это будет довольно большое количество людей. Неясен механизм, который будет задействован, чтобы их выявить, протестировать, взять под наблюдение, пролечить (весной, в ходе "первой волны" коронавируса республиканские власти задействовали для выявления контактных лиц и наблюдения за их самоизоляцией работников систем социального обеспечения, сферы ЖКХ и волонтеров. — Idel.Реалии). Непонятно также, как в условиях ограниченного времени, — а другого развивающаяся эпидемия не предоставляет, — и при ограниченных медицинских ресурсах протестировать всех больных с симптомами пневмонии, гриппа и ОРВИ. Такие диагнозы ставятся в сезон этих заболеваний тысячами, если не десятками тысяч. А детские коллективы? У нас с 9 ноября несколько сот тысяч школьников пойдут после вынужденных каникул в классы, и количество сезонных заболеваний теми же гриппом и ОРВИ среди них явно возрастет, опять-таки всех нужно будет обследовать, но какими силами? И, наконец, что власти потом будет делать с результатами обследования, когда они получат взрывной рост даже официальной статистики заболеваемости? Всех заболевших нужно будет лечить, либо амбулаторно, либо в госпиталях, что, в свою очередь, приведет к резкому росту потребности в койко-местах, врачах, лекарствах и препаратах.
Резюмируя, эксперт заявил, что "у властей, похоже, больше не осталось хороших ходов". "Отнекиваться и делать вид, что все, мол, под контролем уже невозможно, и, в то же время, намеченные шаги, вероятно, уже запоздали", — констатировал Хаматшин.
— Было бы великолепно, если бы результат тестирования на ПЦР приходил через одни сутки, но за счет каких сил это будет делаться? — заметил врач ковид-госпиталя в Зубово Глеб Глебов. — На данный момент такие сроки в поликлиниках не соблюдаются — это я могу сказать точно. И я не знаю, что должно произойти, чтобы они соблюдались. Результаты приходят через пять дней ввиду загруженности лабораторий, ввиду катастрофической нехватки медперсонала (местные СМИ на днях сообщали, что уфимцы не могут получить результаты тестов ПЦР по 3-4 недели.- Idel.Реалии). Нужно наращивать мощности лабораторий и, в то же время, укреплять первичное звено системы здравоохранения в поликлиниках. Обучать персонал правильно брать мазки, поскольку довольно много ложных, неверных результатов. И, кроме того, создать мобильные лаборатории, чтобы разгрузить хоть немного поликлиники.
Отметим, на днях Глебов предложил установить в городах мобильные пункты для тестирования граждан на ПЦР и начать бесплатный забор крови на антитела к вирусу.
Медсестра Центральной подстанции уфимской "Скорой помощи", активистка профсоюза "Действие" Тамара Богданова также считает задачи, поставленные перед минздравом нереальными, отмечая, что их исполнение, к тому же, потребует значительного увеличения финансирования системы здравоохранения.
— Нагрузка на лаборатории колоссальная, нередко случаются ошибки. Вот, я заболела коронавирусом, у меня взяли мазок — и он пропал. Без его результатов я не могла закрыть больничный, пришлось сдавать тест снова, уже за свой счет. И таких случаев пропажи, случаев позднего прихода результатов много. Их может стать еще больше, если не увеличится количество лабораторий. Далее, что власти, органы управления здравоохранением будут делать с большим количеством положительных результатов? Кроме тог, что всех зараженных нужно будет лечить, их также нужно будет отправлять на больничный, а контактировавших с ними – на самоизоляцию. Многие при этом не смогут выходить на работу, потеряют заработок. Готова ли наша система здравоохранения, готов ли бюджет республики ко всему этому, осилит ли он такие затраты? Я очень в этом сомневаюсь, — сказала медик.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.