Провалилась очередная попытка ввести в Татарстане в политический оборот народное мнение как полноценную валюту. Противники строительства мусоросжигательного завода под Казанью подали в Центризбирком РТ заявку на проведение референдума, в ходе которого жители республики могли высказаться: согласны ли они как с выбором этого места для МСЗ, так и с тем, что подобные решения в принципе следует принимать с учетом мнения населения. И снова получили отказ. Поводом послужили "ошибки в документах".
Для колумниста "Idel.Реалии" Марины Юдкевич эта новость стала поводом набросать общую историю референдума в Татарстане и отметить, как важно, предлагая тему плебисцита, не совершить роковой ошибки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Исполком Казани согласовал пикет против строительства мусоросжигательного завода
Первая попытка задействовать законодательство о референдуме, т.е. сделать народное мнение силой, способной реально противостоять безраздельному господству воли начальства, в Татарстане имела место осенью 2006-го.
Это был момент, когда Ильсур Метшин, ещё новенький мэр Казани, принялся за перекройку потребительских рынков татарстанской столицы, начав с рынка общественного транспорта. И, по сути, объявленный им курс исключительно на "большие красные автобусы" значил крах для небольших казанских бизнесменов — владельцев маршрутных "Газелей". Инициативная группа по проведению местного референдума и состояла в основном из них, и первый из вопросов, которые предлагалось вынести на суд жителей Казани, был о сохранении прежней организации пассажирского транспорта.
Ну а вторым вопросом было: "Согласны ли вы с тем, что мэр Казани должен быть избран всеми жителями города?"
Ведь реформатор Метшин таким мэром, избранным казанцами на прямых выборах, как раз не был (и с тех пор так и не стал: градоначальником его все четыре раза избирали из своего состава депутаты Казгордумы). И вообще Татарстан к тому времени был единственным субъектом РФ, кроме Чечни, где никогда не было прямых выборов мэров.
Между тем, сам Устав Казани 2005 года определял, что мэр татарстанской столицы должен избираться именно всеми казанцами… Однако тот же Устав предусмотрительно отложил введение этого разгула демократии до выборов второго созыва Казгордумы, т.е. до 2010 года — а незадолго до наступления этого момента Казгордума окончательно изгладила прямые выборы мэра из устава города…
Ну а попытка организовать референдум по этому опасному вопросу в 2006-м была отбита Казгордумой, и татарстанские суды всех уровней поддержали этот отказ.
В 2007-м лишение казанцев права самостоятельно избирать градоначальника признал вполне законным уже Конституционный суд Татарстана. Это оказалось несложным, поскольку представитель Казгордумы объяснил высокому беспристрастному суду: по закону, население Казани запросто могло добиться прямых выборов, стоило лишь провести местный референдум по этому вопросу — а референдума-то и не было!
В 2011-м группа активистов попыталась вынести на городской референдум вопрос о восстановлении в Уставе Казани положения о выборности мэра всеми жителями. И эта попытка была отбита Казгордумой, приведшей крайне остроумный довод: изменение устава города… "не относится к вопросам местного значения".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ильсур Метшин решил обсудить с казанцами Генплан. Никто не понимает, зачемВ 2008-м инициативная группа казанцев потребовала проведения референдума по двум волновавшим тогда вопросам: 1) о запрете "упрощённого порядка" изъятия земельных участков горожан под нужды Универсиады и 2) о запрете переноса памятника Муллануру Вахитову (последний власти в ту пору намеревались переместить с центрального Кольца, где планировали строить огромное здание Национальной библиотеки по проекту модного иностранного архитектора, на носящую имя Вахитова неказистую площадь).
И, опять же, получила от власти Казани отказ.
Впрочем, второй вопрос скоро решился сам собой: перенос монумента, не будучи запрещен, так и не состоялся вследствие проблем с реализацией того амбициозного строительного проекта.
В 2015-м властями Казани была успешно завалена заявка на проведение референдума с единственным вопросом: "Поддерживаете ли вы решение исполкома Казани о создании платных муниципальных парковок?" (Как раз тогда Ильсура Метшина посетила счастливая мысль о возможности собирать деньги за место на муниципальном асфальте.)
В 2017-м собравшейся в Набережных Челнах группой гражданских активистов и татарстанских политиков была сделана новая попытка ввести в политический оборот народное мнение как полноценную валюту.
На сей раз это была заявка на общереспубликанский референдум — второй за 25-летнюю (на тот момент) историю Татарстана после знаменитого референдума-1992 о суверенитете. На него было предложено вынести законопроект "Об избрании в РТ глав муниципальных образований...", состоящий всего из трех статей.
Первая из них: "Глава муниципального образования города Казани, глава иного... муниципального района, городского округа или городского поселения... избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права".
Эта заявка на референдум означала, что вопрос о прямых выборах мэров, прежде уже неоднократно похеренный Казгордумой, теперь предстояло похерить Госсовету Татарстана и для всего Татарстана… Госсовет справился тем же способом, что и казанская Дума: заявил, что назначать плебисцит по такому вопросу он не вправе.
А кто вправе? Ну понятно кто: местные думы, горсоветы и т.п… Ну вы же знаете, как охотно они идут на удовлетворение подобных запросов избирателей!
С тех пор попыток вдохнуть политическую жизнь в татарстанское законодательство о референдуме уже как-то не предпринималось.
Правда, ещё заговорили было о референдуме насчёт обязательности преподавания государственного татарского языка — да на этот раз в отказ пошли сами инициаторы. Видно, припомнив предыдущие опыты, сообразили, что это самое законодательство, вдыхай-не вдыхай, уже не поддается реанимации…
Хотя… Ведь на самом-то деле референдумы в Татарстане следуют ну буквально один за другим! Правда, с одной-единственной повесткой: "Согласны ли вы на введение самообложения каждого совершеннолетнего жителя — ДА, НЕТ, нужное "ДА" подчеркнуть"…
Зато ни разу ведь не было такого, чтобы власти, нахмурившись, отказали инициаторам в проведении такого плебисцита под каким-нибудь надуманным предлогом… Типа "не вправе вынуждать бедное население финансировать то, что должен финансировать бюджет".
Вот что значит — не ошибиться с выбором темы для референдума!
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.