Сегодня утром к нескольким активистам татарского национального движения, в том числе, к лидеру Всетатарского общественного центра Фариту Закиеву, лидеру Союза татарской молодежи "Азатлык" Наилю Набиуллину, пришли сотрудники уголовного розыска и Центра по противодействию экстремизму. Они вынудили их поехать в прокуратуру для вручения предостережений о недопустимости нарушения закона — проведения акций в честь Дня памяти. "Idel.Реалии" поговорили с несколькими активистами и правозащитниками о действиях силовиков и прокуратуры.
"БОЛЬНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО В СВОЕЙ РЕСПУБЛИКЕ МЫ НЕ МОЖЕМ ПУБЛИЧНО ПОЧТИТЬ ПАМЯТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ"
"Везут сотрудники уголовного розыска" — написал в половине восьмого утра корреспонденту "Idel.Реалии" лидер Союза татарской молодежи Наиль Набиуллин. В 6:59 похожее сообщение уже прислал лидер ВТОЦ Фарит Закиев: "Пришла полиция. Ничего не предъявляют, говорят, что им велели доставить меня в прокуратуру".
Как минимум пять активистов национального движения сегодня оказались в кабинете прокурора: Фарит Закиев, Наиль Набиуллин, Раис Хабиров, Фаниль Гилязов и еще один активист — Валеев.
Это воспринимается как психологическое давление, элемент запугивания
— В 7 утра постучали в дверь. Стояли двое в гражданской форме, показали удостоверение уголовного розыска. Сказали, что прокурор собирает. Причину не объяснили. В случае отказа пригрозили приводом. В прокуратуре на улице Чехова зампрокурора, если не ошибаюсь, вручил предостережение. Сказал, что по итогам Хәтер көне (День памяти) 2019 года было возбуждено уголовное дело и административные дела. По его информации, якобы я планировал участвовать в несанкционированных мероприятиях 15-го и 16-го октября. Поэтому вручил предостережение. На данный момент меня отпустили, — рассказал "Idel.Реалии" Наиль Набиуллин.
Активист уточнил, что сотрудники полиции вели себя вежливо, отвезли его в прокуратуру и даже пообещали вернуть обратно домой, но "свое слово не сдержали".
— Я если честно в шоке [от ситуации с доставлением в прокуратуру], в 7 утра я еще спал. Не понимаю, какая необходимость поднимать человека с постели, везти в сопровождении сотрудников уголовного розыска, чтобы вручить предостережение. Можно же просто пригласить повесткой, звонком, в конце концов, в удобное для человека время, — рассказывает он. — Они еще написали, что якобы есть информация о планируемом участии ряда граждан, в том числе и меня в несанкционированных мероприятиях. Хотя это ложь и не соответствует действительности. Это воспринимается как психологическое давление, элемент запугивания. И очень больно осознавать, что в своей республике мы не можем публично почтить память своих предков.
День памяти
Хәтер көне (День памяти) отмечался татарской общественностью с 1989 года: поначалу это было многотысячное шествие по центральным улицам Казани. В 2000-х годах власти шествие запретили, разрешив проводить только митинг, который сначала проходил на Площади Свободы, затем у площади перед театром Г.Камала, а затем — в парке Тинчурина.
На Хәтер көне вспоминаются события октября 1552 года, когда войска Ивана Грозного захватили столицу Казанского ханства. Татарские ученые считают это поворотным моментом в истории татар: нация потеряла независимость, вслед за Казанским пали и другие татарские ханства.
Татаро-башкирская служба Радио Свободная Европа в 2019 году выпустила специальный видеопроект, посвященный историческим событиям 1552 года.
Другой активист, Фаниль Гилязов, также рассказал "Idel.Реалии" о своем доставлении в прокуратуру.
— Пришли с утра, доставили в прокуратуру и дали предостережение. До этого вчера явились на работу и тоже вручили предупреждение. По их мнению, кто-то хочет устроить публичное несанкционированное мероприятие после молитвы у башни Сююмбике. А там якобы могут прозвучать экстремистского толка какие-то высказывания. Если мы будем в этом принимать участие, то нас предупреждают, чтобы мы не попали. Не знаю, будет ли сегодня какая-то акция. Но меня никуда не приглашали сегодня и я не собирался. На днях, 12-го числа, уже было подобное мероприятие, — отметил он.
Your browser doesn’t support HTML5
Действия силовиков — это попытка "немного напугать общественность и тех, кто обычно активнее себя ведет и уже участвовал в мероприятии "Хәтер көне"
Он уверен, что действия силовиков — это попытка "немного напугать общественность и тех, кто обычно активнее себя ведет и уже участвовал в мероприятии "Хәтер көне". "В прокуратуре мне сказали, что такая их реакция связана с прошлогодней акцией. На ней было, по их мнению, много противоправных действий и нарушения. Я же не считаю, что в прошлом году что-то такое было", — отметил он.
Ранее сотрудники полиции уже пытались вручить активистам предостережения о недопустимости проведения акции на День памяти. Некоторые из них получили документ за подписью начальника отдела охраны общественного порядка Управления МВД РФ по Казани Александра Царевского. В нем лишь сказано, что проводить какие-либо массовые мероприятии без согласования запрещено.
12 октября один из доставленных сегодня активистов — Раис Хабиров — написал на своей странице в Facebook, что 15 октября в мечете Кул-Шариф будут читать намаз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как перестать бояться Хәтер көне и удревнить историю русских в Татарстане"Отдельно на площади или около минарета прочитаем дуга, молитву-поминовение, также мулла еще прочитает речь на татарском, посвященную погибшим казанским воинам, павшим при обороне Казани в 1552 году и всем, кто погиб до настоящего времени. После молитвы выходим к месту захоронения казанских ханов, что находится у минарета Сиюмбике. Этот День Памяти по всем мусульманским канонам надо проводить только с благими пожеланиями и хорошими помыслами. Режем барашка затем или идем пить чай с печеными изделиями и вспоминаем за столом всех павших воинов. В этот день должен быть один ният, не следует говорить плохие слова, конфликтовать, надо говорить и думать только о хорошем", — написал он.
БЕЗ ДНЯ ПАМЯТИ
В этом году власти отказали в проведении традиционной акции. Уведомление подавал Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). В ответе, полученном из мэрии за подписью руководителя аппарата исполнительного комитета Евгения Варакина, сказано, что согласовать мероприятие на этих площадках не представляется возможным, так как может случиться "нарушение закона во время самого мероприятия". Варакин отметил, что участники могут призывать к нарушению территориальной целостности российского государства, либо высказывать мнения, способные привести к межнациональным конфликтам, что, в свою очередь, является нарушением законодательства РФ.
При этом, стоит отметить, что первоначально мэрии была не против проведения акции и согласовала ее на 18 октября в сквере Тинчурина, но после отозвала решение со ссылкой на просьбу прокуратуры.
Для некоторых участников аналогичного мероприятия, прошедшего в октябре 2019 года, дело кончилось судебным разбирательством. 30 августа Вахитовский районный суд Казани приговорил активиста ВТОЦ Айрата Шакирова к 40 часам обязательных работ за чтение Корана в ходе митинга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как перестать бояться Хәтер көне и удревнить историю русских в ТатарстанеЗа выступление на том же мероприятии активиста ВТОЦ Галишана Нуриахметова оштрафовали на пять тысяч рублей по статье 20.3.1 КоАП РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства"). В июне стало известно, что суд оштрафовал писательницу, общественного деятеля Фаузию Байрамову на 10 тысяч рублей за выступление на том же мероприятии.
10 октября уже этого года православные активисты провели богослужение в память воинов, погибших при взятии Казани. А 12 октября татарские активисты прочитали молитву в память о павших воинах, защищавших столицу Казанского ханства от завоевания войском Ивана Грозного в 1552 году.
Your browser doesn’t support HTML5
"ПРОКУРОР НЕ МОЖЕТ ДАВАТЬ УКАЗАНИЕ О ПРИВОДЕ ЧЕЛОВЕКА"
В своем предостережении о недопустимости нарушения закона (есть в распоряжении редакции) Прокуратура Казани указала, что они проверили проверку соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности при организации публичных мероприятий.
Они выяснили, что в "сети "Интернет" размещена информация о проведении 15 и 16 октября на территории Казанского кремля возле башки Сююмбике собрания, посвящённого погибшим казанским войнам, павшим при обороне Казани в 1552 году, однако, согласно имеющейся информации органами публичной власти уведомление о его проведении не поступало, согласование не проводилось".
Надзорное ведомство уточняет, что проведение публичных богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, которые проводятся в общественных местах, требует согласования.
"В то же время ежегодно на территории республики сторонниками национальных общественных объединений проводятся публичные мероприятия, именуемые "Хәтер көне" (в переводе — "День памяти"), организация и проведение которых сопряжены с допускаемыми нарушениями, в том числе в сфере антиэкстремистского законодательства", — сказано в документе, что, по мнению прокуратуры, и стало причиной для вызова активистов сегодня утром.
Однако юристы, опрошенные "Idel.Релии" считают, что такие действия со стороны сотрудников полиции и прокуратуры незаконны.
— Во-первых, закон не содержит такого основания для отказа в проведении публичного мероприятия "как в прошлом году были нарушения". А во-вторых, эти действия по приглашению на профилактическую беседу с уголовным розыском — это, безусловно, незаконно, — отмечает юрист Эльза Нисанбекова. — Прокуратура может проводить такие профилактические беседы, но такое мероприятие является добровольным для всех его участников. Соответственно, осуществление привода и заставлять людей при помощи сотрудников полиции приходить на такую беседу — незаконно. Необходимо обжаловать действия прокурора и сотрудников уголовного розыска.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Падение Казани в 1552 году: месть русского духовенства за завоеванный турками Константинополь?Глава правозащитного проекта "Апология протеста" Алексей Глухов вовсе отмечает, что прокуратура должна опираться в своих действиях на проверку, которая не может основываться только на их предположениях.
— Публично, насколько мне известно, активисты ВТОЦ отказались от проведения мероприятия в связи с тем, что не удалось добиться согласования в окончательном виде. Таким образом, говорить о том, что что-то будет происходить —невозможно. Более того, предостережение выносится в связи с приказом Генеральной прокуратуры после проведения проверки, то есть не на основе там рапорта сотрудника или каких-то умозаключений в голове прокурора, а должен быть опрошен непосредственно человек, в отношение которого хотят вынести документ, собрать другие доказательства и только после этого дать оценку, — отмечает он.
Правозащитник рассказал, что "прокурор не может давать указание о приводе человека" в свой кабинет для таких действий.
— Это не более чем запугивание. Никаких законных оснований для привода к прокурору быть не может. Не пришел к прокурору, ну и все. Если прокурор хочет что-то там объявить, то сам пусть едет в 7 утра, стоит на пороге и читает свое предостережение. А таскать людей из дома — это не законно. По сути это является формально задержанием, а такое тоже недопустимо, — указывает Глухов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чтобы помнили марийцев как защитников Казани"По мнению правозащитника, прокуратура должна была провести настоящую проверку и поговорить с активистами, которых они в чем-то подозревают, до того, как выносить какое-либо предостережение.
— Если, на основании проверки, прокуратура знает, что кто-то из активистов собирается сказать: "Берите вилы, топоры и доставайте латы и садитесь на коней, прогоним Московию с территории нашего Казанского ханства", то предостерегайте этого человека. Совершение каких-то предосудительных действий тем или иным человеком, не должно лишать права на свободу собраний всех остальных. Более того, если нет явного доказательства, что человек будет призывать к насилию, ксенофобские какие-то высказывания допускать, то нет никаких оснований для запрета. Эта позиция, которая неоднократно была подтверждена Европейский судом по правам человека. Все мнимые предположения о возможном предположении о нарушении закона, если они не подтверждены конкретными доказательствами, не являются основаниями для ограничения свободы собраний. Поэтому отзыв согласования по требованию прокуратуры — это отдельное нарушение свободы собраний, гарантированное Конституцией России, Конституцией Татарстана и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, — отметил глава "Апологии протеста".
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.