Стрельба, полицейский и алкоголь. Суд начал рассмотрение уголовного дела против полицейского Александра Козенко

Александр Козенко и его адвокат Ирина Князева в зале суда

В Лаишевском районном суде Татарстана 28 сентября началось рассмотрение уголовного дела против сотрудника угрозыска, оперуполномоченного Александра Козенко. Его обвиняют в стрельбе по двум мужчинам на базе отдыха "Солнышко" в июне прошлого года. Сам Козенко не считает себя виновным и интересуется, не проводили ли сотрудники ФСБ беседы с потерпевшими. Корреспондент "Idel.Реалии" присутствовал на первом заседании и приводит версии каждой из сторон.

Адвокат Юлия Зуева 1 июня 2019 года сняла дом на базе отдыха "Солнышко" (село Атабаево Лаишевского района Татарстана). Она планировала отпраздновать день рождения в кругу друзей, но закончился праздник стрельбой и вызовом полицейских. Сегодня один из гостей — сотрудник угрозыска по Лаишевскому району, оперуполномоченный Александр Козенко — обвиняется в двух уголовных статьях.

По версии следствия, Козенко несколько раз выстрелил из травматического пистолета в жителей Казани Алексея Миронова и Биглара Гагаишвили. Полицейского задержали через полгода после возбуждения уголовного дела. Тогда суд отказался избрать ему меру пресечения. Казалось, расследование практически остановилось, но к осени 2020-го года дело все-таки дошло до суда. Сейчас сотрудника угрозыска обвиняют в хулиганстве с применением оружия (п."а" ч.1 ст.213 УК РФ) и умышленном причинении легкого вреда здоровью с применением оружия (п."в" ч.2 ст.115 УК РФ).

Спускаясь к берегу мы увидели застрявший в грязи автомобиль. Там были две девушки и парен

Дело рассматривает судья Лаишевского райсуда Татарстана Фирдавис Фазлиев. Первое заседание началось с ходатайства об отводе. Обвиняемый Александр Козенко попросил суд отстранить от процесса юриста потерпевших Елену Новицкую.

Он обосновал это тем, что Новицкая проходит обвиняемой по делу, в расследовании которого он участвовал, и "проклинает" его в интернете. Адвокат полицейского Ирина Князева поддержала ходатайство своего подзащитного.

Елена Новицкая действительно подсудимая в деле о крупном мошенничестве. Следственные органы в пресс-релизах называют ее членом банды "черных риелторов". Сама Новицкая, как и остальные четверо обвиняемых, отрицает свою вину и считает дело сфальсифицированным. Одна из причин этому, по ее словам, отказ платить полицейским. Александр Козенко ранее работал в отделе по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ. Он оказывал оперативное сопровождение в деле против Новицкой, участвовал в ее допросах. Сейчас дело "черных риелторов" рассматривает Приволжский райсуд Казани.

— С подсудимым никаких личных отношений нет и быть не может. Все отношения, которые были, с данным уголовным делом не связаны, — сообщила на заседании юрист.

Участники процесса. Александр Козенко, Биглар Гагаишвили, Елена Новицкая и Алексей Миронов

Судья отклонил ходатайство Козенко. После этого суд перешел к допросу каждой из сторон. Первым версию событий той ночи рассказал потерпевший Алексей Миронов. В него Козенко выстрелил четыре раза.

— 1 июня 2019 года мы с друзьями запланировали рыбалку с ночёвкой. Определились с местом — залив Камы и Волги около села Атабаево <…>. Приехали в 19:00. Спускаясь к берегу мы увидели застрявший в грязи автомобиль. Там были две девушки и парень. Мы остановились, предложили помощь, они согласились. Мы подняли машину в гору, там познакомились. Девушки сказали, что отдыхают на базе недалеко, — рассказывал во время заседания Алексей Миронов.

Пассажиры и водитель застрявшего автомобиля были гостями Юлии Зуевой. По словам Миронова, его друг Адель и девушка по имени Гузель обменялись телефонами, после чего разошлись — Миронов со своей компанией пошли рыбачить, а их новые знакомые уехали на базу отдыха. Позже девушка позвонила другу Миронова и позвала их в дом. Так, по словам потерпевшего, их хотели отблагодарить за помощь с автомобилем. Сначала молодые люди отказались от предложения, но после повторного звонка согласились ненадолго зайти в гости. На берегу тогда остались Биглар Гагаишвили, двое его сыновей и друг.

— Мы пришли на базу отдыха. У ворот нас встретила Гузель, повела нас на территорию базы. На крыльце стояли Александр Козенко и Юлия Зуева. Зуева была выпившая и начала нас выгонять нецензурной бранью. Попросила уйти по причине того, что у нее день рождения и она не хочет нас там видеть. Мы ответили, что нас пригласила Гузель и мы уйдем скоро, — сообщил суду Миронов.

Козенко отодвинул Юлию Зуеву и выстрелил [в меня]. Первый раз в грудь, потом в левое бедро, правое колено и в правую руку

Они с друзьями и компанией Зуевой расположились в беседке у дома. Гости именинницы, по его словам, вынесли виски, закуску и кальян. Далее версии потерпевших и подсудимого расходятся. Миронов утверждает, что они с друзьями недолго посидели, а когда решили уйти, столкнулись с агрессивными полицейским в лице Козенко. Подсудимый же говорит, что молодые люди начали приставать к девушкам и избивать одного из гостей.

— Проходя мимо [Юлии] Зуевой и Александра [Козенко] я услышал в свой адрес оскорбления. Подошел к ней и пояснил, что я ее знать не знаю. Она не успокаивалась. Я обратился к Козенко: "Успокой свою девушку, давай вместе поговорим". В этот момент Александр отлучился. Прошло полминуты-минута, [когда он вернулся]. Козенко отодвинул Юлию Зуеву и выстрелил [в меня]. Первый раз в грудь, потом в левое бедро, правое колено и в правую руку. Без предупреждения, в упор. В дальнейшем я оттолкнул Юлию Зуеву. Рядом стоял автомобиль, я обежал его с другой стороны и побежал в сторону ворот <...>. Перебежав через дорогу, я упал на траву. В этот момент открылись ворота. Я увидел белую выезжающую машину. За рулем был Александр Козенко. Ко мне подбежали друзья, — рассказал Алексей Миронов.

Алексей Миронов в зале суда

Второй потерпевший — Биглар Гагаишвили выступил в суде после Миронова. Он в ту ночь получил ранение в руку. Гагаишвили рассказал, что во время потасовки он был на берегу, но слышал звуки выстрелов. Ему позвонил их с Мироновым друг и рассказал, что в Алексея стреляли, попросил подойти. Мужчина оставил сыновей с товарищем на берегу и побежал с дому, прихватив по дороге палку. Ему по телефону объясняли куда идти. К тому моменту молодые люди уже вызвали скорую и полицию. Миронов лежал на земле и не мог встать.

Когда Биглар Гагаишвили подошел к участку, он, по его словам, заметил приближающуюся белую машину — Александр Козенко возвращался к дому. Он недолго простоял около ворот, после чего развернулся и поехал в сторону потерпевших, сообщил Гагаишвили в суде. Их общий друг с Мироновым кинул в автомобиль камнем, в ответ Козенко еще раз выстрелил. На этот раз — в Гагаишвили. Пуля задела руку.

— Я не знаю [зачем в меня стреляли]. Я не угрожал, ничего, — сообщил суду Биглар Гагаишвили.

Я открыл окно, держа руль левой рукой, взял пистолет и правой рукой начал стрелять в окно, в воздух

Александр Козенко выступал на первом заседании последним. По его словам, он защищал гостей праздника и себя самого, а повторную стрельбу открыл после того, как услышал звуки ударяющихся камней о корпус его BMW X5. Козенко также сообщил суду, что Юлия Зуева неоднократно просила молодых людей уйти с территории арендованного участка, но они не слушали.

— Я увидел, что в беседке начинается конфликт. Парень начинает избивать [Александра] Никифорова (гость на дне рождении — "Idel.Реалии"). В это время я сходил в машину, взял зарегистрированный травматический пистолет, положил в карман к себе, отправился обратно в сторону дома. Никифоров тогда уже вышел из беседки и, пятясь назад, пытался защищаться. В этот момент к нему подходили эти парни и наносили удары по лицу, по голове. Я подошел к Никифорову и начал их отталкивать. То есть, Никифорова убрал за свою спину, отодвинул руками, пытался этих парней успокоить. Все эти парни переключились на меня, стали приближаться. В руках у кого-то из парней я увидел нож. Так как Миронов был ближе всего ко мне, он нанес мне удар кулаком в плечо. Я достал травматический пистолет, — рассказал Александр Козенко в суде.

По его словам, сначала он выстрелил в воздух, а позже в Миронова. Козенко заявил, что стрелял в молодого человека пока тот не перестал идти в его сторону и угрожать побоями. Сам Миронов заявляет, что все четыре выстрела произошли в считанные секунды.

По версии полицейского, после произошедшего он решил уехать, но через несколько минут вернулся. Ему позвонила Юлия Зуева и сообщила, что незваные гости кричат через забор, угрожают сжечь дом. Козенко собирался забрать ее в Казань.

— Зуева сказала, что она своих подруг и родственников не оставит, в Казань не поедет. После чего я опять поехал в сторону Казани. Я увидел по ходу движения, что в мою сторону опять направляется толпа молодых людей. Лица их, кто это, сколько их не видел. Увидел, что данные парни начинают кидать в мою машину камни. Один из камней попал по машине, по задней левой двери. После чего я открыл окно, держа руль левой рукой, взял пистолет и правой рукой начал стрелять в окно, в воздух. Так как машина набирала скорость, дорога была неровная, я не исключаю, что мог попасть в потерпевшего Биглара [Гагаишвили]. Возможно, рикошетом. Целенаправленно в него я не целился, умысла не было, — сообщил на заседании Александр Козенко.

Миронов и Гагаишвили настаивают, что Козенко, будучи пьяным, начал стрельбу из травматического пистолета без объективных на то причин. Позицию подсудимого они считают ложью. Сам полицейский не отрицает факт стрельбы, но и не признает свою вину. Во время допроса Миронова он даже поинтересовался, не вели ли сотрудники ФСБ беседы с потерпевшими перед заседанием. Сотрудник угрозыска переживает из-за возможного давления более властных силовиков?

Многие из присутствующих при конфликте в ночь с 1 на 2 июня 2019 года оказались дома только в середине следующего дня. Алексея Миронова госпитализировали. Биглар Гагаишвили отвез сыновей домой и сам обратился за помощью в больницу. Пули из травматического пистолета в его случае прошли по касательной. Александр Козенко в это время прошел медосвидетельствование. В его организме не обнаружили следы алкоголя и наркотиков.

Ранее "Idel.Реалии" уже писали об уголовных делах, которые вел Александр Козенко, будучи сотрудником отдела по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ. Осужденные и обвиняемые по нескольким делам — "Бикбулатовские", "Черные риелторы" и Сергей Григорьев — обвиняли его в пытках, фальсификации доказательств и давлении на свидетелей. Проверки, которые проводили силовики по этим заявлениям, не заканчивались уголовными делами, чего не скажешь о случае с Мироновым и Гагаишвили.

Тем не менее обвинение в хулиганстве и причинении легкого вреда здоровью несколько отличается от практики уголовных дел против сотрудников отдела по борьбе с оргпреступностью в Татарстане. К примеру, весной 2018 года двух сотрудников отдела Романа Пахомова и Евгения Рафикова задержали при получении взятки в 100 тысяч долларов. Позже начальника отдела Ильнара Залялова также арестовали по подозрению в получении взятки. Кстати, последний перед задержанием перешел на работу в Лаишевский район. Там же на сегодня работает и Козенко.

Рассмотрение его дела в суде продолжится 19 октября. Суду предстоит разобраться, кому верить в этой истории.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.