Комментируя протесты в Хабаровске, пресс-секретарь российского президента заявил об участии в них "квазиоппозиции". Это продолжение старой кремлевской игры в настоящее и ненастоящее. Настоящим для Кремля является только то, что соответствует его интересам.
Дмитрий Песков, отвечая в конце июля на вопросы журналистов о его отношении к протестам в Хабаровске, сказал:
"Сейчас, знаете, это такое модное направление для представителей такой квазиоппозиции, которая не прочь там чуть-чуть пошуметь, попытаться чуть-чуть заработать себе каких-то очков на этой ситуации".
Днём позже Песков уточнил:
"Продолжающиеся акции, конечно, являются такой питательной почвой для разных квази- или псевдооппозиционеров, специальных дебоширов и так далее, которые на этом кормятся, которые, конечно же, туда прилетели".
Пресс-секретарь президента, очевидно, претендует на знание, какая оппозиция является настоящей, а какая — нет, но не уточняет, в чем заключается это различие. Это далеко не первая претензия Кремля на проведение грани между "настоящим" и "ненастоящим".
Владимир Путин неоднократно говорил об "истинных (настоящих, подлинных) ценностях", которые он противопоставлял "квазиценностям".
Точно так же он противопоставлял "истинную культуру" субкультурам, не понимая значения последнего понятия:
"Мне все время хочется сказать не "субкультуры", а "суп культуры", суповой набор такой… Нам нужно научиться отделять истинную культуру от субкультуры, которая не представляет ценности и, наоборот, уводит куда-то в сторону".
Деление на "истинные" ценности и культуру, с одной стороны, и "квазиценности" и ненастоящую культуру, с другой, представляется Путиным как нечто самоочевидное, не требующее разъяснений. Это старый языковой прием, используемый спецслужбами, когда они говорят, например, о внешнем влиянии и внешних врагах, но не уточняют, чье это влияние и кто эти враги. Тем самым создается впечатление о каком-то серьезном, но скрытом знании, которым обладают спецслужбы и власти.
Однако никакого знания об истинном за путинскими и песковскими высказываниями нет. Любая оппозиция является настоящей, если она выступает против действующей власти. Любые ценности являются настоящими, если они поддерживаются людьми. Любая культура или субкультура подлинна, если она свойственна какому-либо сообществу.
Для меня и многих моих коллег ценностями являются права людей на свою частную жизнь, свое пространство, свою сексуальность, включая ЛГБТ+, самовыражение, свободу слова, критику властей и требование их сменяемости, уличные протесты. Разве это не подлинные ценности?
Для путинского Кремля деление на истинность и ложность очень простое: истинно все то, что соответствует его интересам, самым главных из которых является сохранение власти. Именно поэтому акцент делается на "традиционных ценностях", опять-таки не уточняемых, обращение к которым способствует сохранению существующего положения вещей. Поворот к традиционализму Путин сделал после протестов 2011 и 2012 года, вызванных циничной "рокировкой" Медведев — Путин и фальсификациями на выборах в Госдуму.
Между тем, все протестующие в Хабаровске, Куштау и Беларуси — это настоящая оппозиция. Это свободные граждане, заявляющие о своем праве самим сообща решать, каким должно быть будущее их земли, края, страны. А языковые игры Кремля в настоящее и ненастоящее возмутительны. Не нарушающему свои обещания (не менять Конституцию, не повышать пенсионный возраст) изворотливому правителю и его глашатаю указывать гражданам, что подлинно, а что ложно.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.