Казанская полиция не заметила публичной критики президента

Your browser doesn’t support HTML5

Почти час простоял в одиночном пикете с плакатом "Ганьба нелегітымнай улады!" ("Позор нелегитимной власти!") у отделения посольства Республика Беларусь в Казани активист и социолог Искандер Ясавеев. Отделение расположено в одном дворе с республиканскими структурами, крыльцо — под прицелом нескольких камер, но за целый час к Искандеру так ни разу и не вышел ни один полицейский, который заинтересовался бы надписью на плакате и доложил "наверх" о случившемся.

Искандер развернул свой плакатик на крыльце отделения посольства 11 августа во втором часу дня, намереваясь провести на крыльце не больше тридцати минут. Через четверть часа он решил перейти на другую сторону крыльца, предположив, что угол, где он встал изначально, не попадает в поле зрения видеокамер. Но и перемещение не сработало — полиция к нему не вышла.

Тогда Ясавеев решил дождаться конца обеденного перерыва — но и это не помогло. Люди выходили и входили в здание довольно часто (внутри еще несколько госучреждений, в частности, офис уполномоченной по правам ребёнка). Некоторые останавливались и спрашивали перевод надписи. Одна девушка вышла из здания, сфотографировала Искандера на смартфон и сразу же забежала внутрь (теоретически это могла быть как раз сотрудница посольства). В третьем часу Ясавеев свернул плакат.

Одиночный пикет у отделения посольства Республики Беларусь в Казани

Такое равнодушие полиции к одиночным пикетам практически невозможно представить себе в 2020-м, который ознаменовался именно тем, что "вязать" активистов начали уже и за подобную активность тоже. Причем Татарстан и тут оказался впереди России всей.

В начале августа суд назначил активистке Гульназ Равиловой пять суток ареста за то, что она еще в мае фотографировала пикетчика для партийной газеты (Равилову признали организатором, а пикет — массовой акцией).

Еще раньше, в марте, за организацию серии одиночных пикетов напротив Кабмина РТ осудили экоактивистку Ирину Никифорову. А в самом начале года за одиночные пикеты с требованием отставки министра внутренних дел РТ Артёма Хохорина были приговорены к восьми и пяти суткам административного ареста, соответственно, активистки Марина Шоетова и Елена Изотова.

Правда, во всех этих случаях активистки наступали на самые больные мозоли татарстанской власти. Например, выступали против строительства МСЗ под Казанью, призывали к диалогу президента РТ Рустама Минниханова или осуждали действия министра внутренних дел. Гульназ Равилова, кроме того, участвует в работе казанского штаба "Объединенных демократов", который этим летом подвергается настоящей травле со стороны татарстанских силовиков. В любом случае полного отсутствия интереса к одиноким пикетчикам в полиции еще ни разу не проявляли. Даже если требования причислялись к разряду относительно безобидных — как, например, в случаях с пикетами инвалидов-колясочников или родителей, которые добиваются жизненно необходимого лечения для своих детей — к пикетирующим подходили как минимум полицейские, которые переписывали суть претензий в свои блокноты и снимали лозунги с плакатов на смартфоны.

Что же случилось с полицией, столь чуткой ко всякой публичной критике власти, на сей раз? Этот вопрос корреспондент "Idel.Реалии" задал Искандеру Ясавееву после того, как тот свернул плакат.

— Я, скорее, ожидал, что выйдет кто-то из отделения посольства Беларуси, — признался Искандер. — Узнать мотивацию, почему я здесь. Что касается реакции полиции, то, скорее всего, они просто понимали, что нет совершенно никаких оснований реагировать. Это — одиночный пикет, и он не противоречит никаким нормам даже нынешнего абсурдного законодательства — и поэтому тоже не реагировали. Ну среагировали бы, было бы продолжение.

— Да, но в России в этом году и за одиночные пикеты наказывают вовсю. Вообще, как мне кажется, всё зависит от лозунга. Видимо, этот оказался просто не из внутренней российской повестки — и поэтому "ладно"?

— Ну да, я бы назвал это примером избирательного правоприменения. И случай Гульназ Равиловой, например, очень показателен в этом отношении.

— А как вы считаете, реши вы поддержать, к примеру, Хабаровск, реакция властей была бы такой же?

— Честно говоря, действия полиции иногда не поддаются объяснению, логике… Возможно, реакция была бы другой, если бы я, например, вышел с этим лозунгом к приёмной президента России. Там, я думаю, что да, они среагировали бы. Во всяком случае зафиксировали бы происходящее.

Возможно, некоторая сдержанность в реакции — мы же видели такое очень сдержанное, своеобразное поздравление Лукашенко с победой — объясняется тем, что сейчас, я уверен, идут очень тесные контакты между администрациями президентов, в которых обсуждаются варианты взаимодействия, как я полагаю. И, возможно, внешняя пауза, какая-то внешняя пассивность России связана, в том числе, с этим.

— То есть, на такие протесты против происходящего в Беларуси внутри России власти стараются не реагировать жестко, потому что это усиливает переговорную позицию Путина?

— Трудно сказать, есть ли какая-то продуманная реакция на эти пикеты и вчерашние события у посольства Беларуси в Москве. Я думаю, что иногда мы сами наделяем российские власти такими качествами, как продуманность, системное мышление, продуманные решения… А очень часто ничего такого нет. И Хабаровск это показывает. Просто не просчитали, не смогли понять, как будут реагировать люди на эту ситуацию. То же самое, я думаю, может быть с планированием реакции на то, что связано с Беларусью.

Хотя сейчас аналитики обсуждают еще один сценарий развития событий в Беларуси. Это сценарий обращения Лукашенко за силовой помощью к Путину — в случае, если ресурсов белорусского репрессивного аппарата будет не хватать. Это совершенно неприемлемо, и я уверен и надеюсь, что это вызовет очень серьезную реакцию внутри России. Такого рода сценарий и возможную реакцию на него, мне кажется, следует продумывать.

P.S. Кстати, как сообщил председатель реготделения "Яблока" Руслан Зинатуллин, к нему за время проведенного 10 августа на Баумана полуторачасового пикета в поддержку протестов в Беларуси также не подошёл никто из полиции. Подобное "невнимание" российской полиции к белорусской повестке вряд ли можно назвать случайным.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.