Верховный суд Марий Эл начал слушания по делу о ликвидации правозащитной организации "Человек и Закон". Иск подало региональное управление министерства юстиции России. Ходатайство о ведении прямой трансляции судебного заседания было отклонено. Чем не угодила чиновниками существующая более 20 лет общественная организация, какие доводы они приводят в обоснование поданного более полугода назад судебного иска, в каких условиях пройдет суд — все подробности в материале "Idel.Реалии".
Иск вместо предупреждения
В начале декабря 2019 года управление министерства юстиции по Марий Эл в очередной раз завершило проверку в организации "Человек и Закон". На своем сайте, в посвященном проверкам НКО разделе, ведомство поместило информацию о подготовленном исковом заявлении о ликвидации организации. Причиной подачи иска стали технические ошибки, которые проверяющие нашли в протоколах общего собрания и координационного совета организации. В предписании, которое чиновники выдали правозащитникам, говорилось об устранении недочетов, ни о какой перспективе ликвидации в результате не устранения недочетов речи не шло. В организации узнали о намерении ликвидировать ее в момент, когда устранили все замечания и отправили информацию в управление минюста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Человек и Закон": пять лет как иноагентПозже стало известно о претензиях по поводу участия представителей межрегиональной организации зарегистрированной в Марий Эл и имеющей представительство в Калининграде в семинарах и конференциях на территории других регионов.
— Они считают, что разовые мероприятия, которые мы проводим в каком-то регионе России (за пределами Марий Эл и Калининграда) они расценивают как работа организации на территории субъекта, — говорит председатель "Человек и Закон" Ирина Протасова. — Хотя, это не работа, а проведение какого-то мероприятия — встречи, конференции, семинара. В законе, действительно, есть норма, которая говорит о том, что организация имеет право вести работу только там, где есть ее филиалы, представительства. В Калининграде мы действительно работаем, у нас там есть штатный сотрудник. В других регионах мы не представлены, не проводим такую работу, как в Калининграде, Йошкар-Оле. Они подменяют понятия. Эту претензию нам предъявили впервые, без всякого предупреждения, сразу включили ее в иск.
24 декабря исковое заявление минюста было направлено в суд. Однако, суд его отклонил. По словам председателя Ирины Протасовой, "в определении было четко указано, что не был соблюден порядок — минюст не вынес нам предупреждения". К тому же, по мнению суда истец не доказал наличие существенных нарушений, которые могли стать действительной причиной искового заявления о ликвидации организации.
— После этого, в новое исковое заявление они добавили все нарушения прошлых лет, — рассказывает Протасова.
Так появился третий довод регионального управления минюста в пользу ликвидации правозащитной организации: "Человек и Закон" неоднократно привлекали за нарушение законодательства к административной ответственности.
Ирина Протасова говорит, что и эта претензия выглядит достаточно надуманной:
— Нас штрафовали дважды за отсутствие маркировки “иноагент” (сначала из-за публикации в личном блоге одного из правозащитников, а затем — за кратковременное отсутствие информации в паблике организации после системного сбоя в соцсети — "Idel.Реалии"). Это действительно было правонарушением. Но дело в том, что мы уже выплатили штрафы. И эти нарушения были более года назад. Согласно кодексу об административном правонарушении, лицо считается привлекаемым к ответственности, если прошел год с момента исполнения решения суда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ликвидация "Человек и Закон"?Если рассматривать ситуацию "Человек и Закон" формально, то за технические ошибки в протоколах (по результатам проверки было известно лишь об этой претензии) организации можно было вынести предупреждение, и только, полагает Протасова.
— Минюст ссылается, что мы неоднократно и грубо нарушали закон Российской Федерации, — говорит она. — И они эту неоднократность и грубость видят в нарушении абсолютно технических моментов — в неточности протоколов общего собрания и координационного совета. Где-то мы не указали ответственного за подсчет голосов, где-то не указали время проведения собрания. Это чисто технические ошибки, которые никак не влияют на нашу работу. Тем более, что после того, как нам принесли акт, мы сразу же устранили все нарушения. И отправили все это в управление министерства юстиции по Марий Эл. На что нам начальник отдела написала, что все это не имеет значения, поскольку мы уже нарушили.
Все предыдущие судебные заседания по инициированным госорганами искам проходили для “Человек и Закон” примерно одинаково: суд признавал организацию виновной и ответственной и принимал решение не в ее пользу. Однако, в деле о ликвидации, кажется такой же результат будет абсурдным. Ирина Протасова обращает внимание именно на причину появления иска:
— Понятно, что это вообще не правовые основания для того, чтобы ликвидировать организацию. Даже для того, чтобы иск о ликвидации подать.
Она добавляет:
— Других каких-то претензий нам предъявить не могут.
Суд с февраля
Второй, исправленный и дополненный иск минюста Верховный суд Марий Эл принял к производству 14 февраля. А в марте состоялось первое из двух предварительных заседаний.
— У судьи перед основным заседанием есть право назначить предварительное судебное заседание, — рассказывает Ирина Протасова. — На нем рассматриваются все ходатайства, разъясняются вопросы. Есть возможность ознакомиться с документами. Например, управление минюста предоставило 17 томов дела в отношении нашей организации — 14 томов контрольного дела и три тома регистрационного дела. Со всеми этими документами можно было ознакомиться, и мы не вступали в основное заседание. Было назначено и второе предварительное заседание (поскольку не все процессуальные вопросы были решены), оно в связи с пандемией было перенесено на неопределенный срок. Потом республика была закрыт, не было возможности приехать для адвоката. И только 26 июня состоялось второе предварительное заседание.
На основном судебном заседании интересы "Человек и Закон" представляют Ирина Протасова, юрист организации Владимир Протасов и сотрудничающий с "Общественным вердиктом" адвокат Алексей Лаптев.
Суд проходит в условиях продолжающих действовать на период распространения коронавируса ограничений, предварительно представителям "Человек и Закон" сообщили о том, что на него не допустят слушателей. Тем не менее, Ирина Протасова направила председателю Верховного суда письменный запрос. По ее словам, на заседание готовы прийти не менее 14 человек. Кроме того, правозащитники направили в суд ходатайство о ведении прямой видеотрансляции заседания. Это должно решить проблему гласности судопроизводства во время открытого процесса в период действия ограничений. По словам председателя организации, "Человек и Закон" может помочь суду организовать трансляцию, если это затруднительно для госучреждения с технической точки зрения или из-за нехватки персонала.
Что известно об организации "Человек и Закон"
Единственная в Марий Эл правозащитная организация существует с 1999 года.
- Она ориентирована на защиту прав человека при контакте гражданина с государственными органами. Правозащитники организации вели многие резонансные дела о пытках, которым подвергались жители республики, контактировавшие с представителями правоохранительной системы. После отказов в справедливом решении судебных инстанций на территории России, жалобы потерпевших получали оценку в Европейском суде по правам человека.
- После признания "иностранным агентом", суды в Марий Эл трижды штрафовали "Человек и Закон". Два штрафа, наложенных на организацию в 2016 и 2018 годах были связаны с отсутствием маркировки "иностранный агент" на публикациях в личном аккаунте одного из правозащитников, а также в паблике организации в соцсетях — после того, как в результате системного сбоя в социальной сети, эти данные непреднамеренно временно исчезли.
- Осенью 2019 года "Человек и Закон" обратили внимание на несоответствие регионального закона об уполномоченном по правам человека федеральному: в Марий Эл право предлагать кандидатуру омбудсмена имеет лишь глава республики. Правозащитники предложили приостановить процедуру назначения уполномоченного, внести изменения в региональное законодательство — наделить правом предлагать кандидатов депутатов парламента и общественные организации. После внесения изменений, запустить процесс выборов омбудсмена уже на новых принципах. Кроме этого, представители организации обратили внимание, что принцип назначения уполномоченного по правам человека не прописан в Конституции Марий Эл.
Никакой прямой реакции чиновников на заявления правозащитников не было. Однако, среди подготовленных к рассмотрению на сессиях Госсобрания республики документов зарегистрировано сразу два проекта закона Марий Эл об уполномоченном по правам человека. Они предусматривают наделение правом выдвигать кандидатов на эту должность парламентариев, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.