Власти Саратовской области официально заявили: число заразившихся коронавирусной инфекцией медиков перевалило за 700 случаев. И это при пяти тысячах больных по всему региону. "Idel.Реалии" поговорили с местным лидером профсоюза медиков "Действие" о том, что происходит в области, почему почти 15% из всех заболевших — медики и как к этому относятся власти.
Саратовская область вторая по количеству заболевших коронавирусом в Приволжском федеральном округе с 5 217 зараженными на 19 июня, ее опережает только Нижегородская — там более 15 тысяч инфицированных. При этом в регионе разрешили посещать парки и скверы, планируют проведение парада Победы, правда, с оговоркой, что решат точно к 24 июня в зависимости от обстановки. Кафе, бассейны, пляжи, фитнес-центры, музеи и другие досуговые места пока закрыты до 30 июня.
Накануне стало известно, что с начала распространения коронавирусной инфекции в России от нее умерли 489 медицинских работников. Об этом рассказала глава Росздравнадзора Алла Самойлова. Позже ведомство уточнило, что эти цифры — неофициальные. При этом в "Списке памяти", который ведут медики самостоятельно, в настоящее время 459 фамилий. Из Саратовской области два имени — Галина Трубникова, 53 года, анестезиолог-реаниматолог из Городской клинической больницы №1 им. Гордеева и Клавдия Левченко, 64 года, диспетчер скорой и неотложной помощи из ССМП Красноармейская ЦРБ.
На карте проблем "Альянса врачей", где медики сами отмечают о нарушениях на рабочих местах, в обрасти отмечено шесть нарушений — нехватка средств индивидуальной защиты, отсутствие тестирования на коронавирус и невыплаты "путинских надбавок".
Самой резонансной новостью из Саратовской области за последние несколько дней стало то, что, согласно официальным данным, в регионе заболело коронавирусом более 700 медиков. Об этом на брифинге рассказал первый замминистра здравоохранения региона Станислав Шувалов. Он сообщил, что в больницах лежат 1552 пациента с пневмонией, из них 976 — с ковидом. На кислородной поддержке находятся 115 человек, 67 человек — на ИВЛ. Еще 1250 человек остаются на амбулаторном лечении.
"Есть ли связь с работой или нет, то на эту тему в каждой медицинской организации работают комиссии в рамках 313-го указа президента по выплатам. 35 медработников получили страховые выплаты. То есть было установлено, что инфицирование произошло в ходе исполнения должностных обязанностей. Я понимаю, может последовать вопрос, почему так мало, но нужно, чтобы медицинский работник выздоровел, нужно, чтобы прошло заседание всех комиссий, сформировать документы и направить их в фонд социального страхования, принять решение по выплате, — пояснил первый замминистра здравоохранения.
***
"Idel.Реалии" поговорили с лидером профсоюза медиков "Действие" в регионе Ириной Климентовой о ситуации в области в связи с большим количеством заболевших медиков.
— Почему так получилось, что в Саратовской области такое большое количество заболевших COVID-19 среди медицинского персонала?
— Я могу предположить, что такое огромное количество медработников, заразившихся COVID-19, связано с полнейшим развалом в области здравоохранения Саратовской области. Сюда, по моему мнению, можно отнести и острую нехватку врачей, среднего и младшего медперсонала, недостаточное обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), нежелание чиновников регионального минздрава слышать жалобы от медиков и оперативно на них реагировать. Но реагировать не так, как это происходит сейчас: применяются репрессии к тем, кто озвучил правду, отрицание проблемы и обвинения самих медработников во всем. За время пандемии есть масса публикаций в СМИ, комментарий в соцсетях, когда медработники в области озвучивают различные проблемы на своих рабочих местах.
— Достаточно ли больницы и другие медучреждения обеспечивают СИЗами?
— Сам губернатор Валерий Радаев в ходе проведения совещания 19 мая озвучил, что к нему поступают жалобы из больниц, не получивших средства индивидуальной защиты. Он тогда попросил минздрав проверить все учреждения и решить проблему. Но чиновники минздрава, лишь только опровергают подобные жалобы, постоянно игнорируют ряд "неудобных" вопросов журналистов на ежедневных онлайн-брифингах.
Вместо того, чтобы предоставить отчет с реальными цифрами по лечебным учреждениям о наличии и расходе СИЗ, продуцируют лишь шаблонные ответы: "У нас все есть в полном объеме"! И ведь, что самое главное, федеральные деньги на борьбу с коронавирусом выделяются и поступают регулярно в Саратовскую область. Причина явно не в недофинансировании, а в том, что бардак на местах. Ведь если бы даже во время сезонного гриппа и ОРВИ учреждения здравоохранения были обеспечены в полном объеме СИЗ, то такой острой нехватки во время эпидемии коронавируса, я считаю не возникло бы.
Я лично, когда работала в психбольнице Святой Софии, на свои средства покупала одноразовые маски и перчатки своим сотрудникам, термометры для пациентов, так как главный врач Паращенко не обеспечивал в полном объеме всем необходимым во время сезонного гриппа и ОРВИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сломанные туалеты, каша на воде и невыносимые условияСтоит напомнить про скандал в конце апреля, который вышел на федеральный уровень, с попыткой закупки минздравом "золотых" масок по 425 рублей для медработников. Но вмешалась прокуратура и закупка была отменена, что это было, такая забота о медработниках или попытка освоения бюджетных средств, не понятно. И сразу вспоминается вот это: "Саратовская область вошла в десятку самых коррумпированных регионов России".
— Известно ли вам что-то о том, как проходит тестирование медработников на COVID-19?
— Этот тоже вызывает вопросы. Например, 27 марта, заместитель министра здравоохранения Саратовской области Станислав Шувалов во время брифинга по проблеме коронавируса в пресс-центре регионального правительства, заявил следующее: "Саратовских врачей нет смысла проверять на коронавирус, так как они имеют все необходимые средства индивидуальной защиты". Правда, в дальнейшем мы уже слышим другие заявления, о том, что тесты проводятся регулярно всем медработникам и в полном объеме. Региональный минздрав также утверждает, что почти все медработники, заразившиеся COVID-19, получили заражения якобы бытовым путем.
Я оставляю за собой право, не верить словам чиновников ведомства, так как лично неоднократно сталкивалась сама с их ложью и изворотливостью, поэтому хотелось бы увидеть факты, а не просто слова. Очень много вопросов и мало ответов, так как медработники запуганы и предпочитают молчать, чтобы не быть уволенными после жалоб или еще хуже, получить уголовное дело о якобы "фейках". Хотелось бы обратиться ко всем медработникам, что бы они перестали бояться и говорили правду, если их права нарушаются работодателем.
— В конце апреля в Саратовской области сменился на фоне ряда скандалов министр здравоохранения. Ушла Наталья Мазина, а на ее место пришел Олег Костин. Как вы оцениваете несколько месяцев его работы?
— Новый министр здравоохранения, считаю, такой своеобразный "серый кардинал". Ничего сейчас плохо или хорошо о его деятельности на новой должности в данный момент сказать не могу. Он не многословен, все комментарии и прочее почему-то в большинстве случаев дают его заместители: первый заместитель Шувалов и советник министра Александр Колоколов. Этих двух чиновников из команды прошлого министра Мазиной надо тоже отправить в отставку, так как в каждом их действии и комментарии прослеживается линия поведения прошлого руководства ведомства. И если Костин действительно хочет работать на подъем здравоохранения в регионе, которое сейчас находится в упадке, то и сотрудники в команде ему нужны явно другие.
— В Саратовской области строят новую инфекционную больницу. Когда ее планируют сдать?
— Первый корпус инфекционного центра, по словам зампреда правительства Романа Бусаргина, достроят к 20 июня.
По поводу инфекционной больницы много вопросов! Во-первых, место — на окраине города между двумя кладбищами — старым Елшанским и новым Сторожевским. Обеспечат ли транспортную доступность для будущих пациентов и медработников, в данный момент не известно.
Для сбора благотворительных пожертвований организовали два фонда — один непосредственно в Торгово-промышленной палате, другой — в Общественной палате Саратовской области. Отчитываться в открытом доступе о собранных и потраченных средствах руководители фондов, видимо, пока не планируют. Сейчас проверить суммы поступления не представляется возможным. По некоторым данным, общественникам удалось собрать около 196 млн рублей.
Также был ряд скандалов, которые вышли на федеральный уровень, когда работников бюджетных организаций добровольно-принудительно обязывали пожертвовать однодневный заработок на строительство инфекционной больницы. В том числе, еще бывший министр Наталья Мазина присылала такое распоряжение главным врачам лечебных учреждений, что особенно выглядело циничным.
Облпрокурор тоже нашел нарушения в ходе проверки.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.