3 июня дочерняя компания "Ростеха" "РТ-Инвест" заявила о начале строительства мусоросжигательного завода под Казанью. Против строительства завода несколько лет выступали гражданские активисты и обычные люди. Каким было это противостояние? И продолжится ли оно?
По данным заказчика, подрядчиком стал татарстанский холдинг "Татнефтепроводстрой". Работы начались после того, как проект одобрили зарубежные специалисты. Момент выбран как нельзя удачно: в период пандемии массовые акции запрещены (надо заметить, полиция не гнушается задерживать и за одиночные акции). И в целом люди больше озабочены тем как выжить здесь и сейчас: не заразиться, прокормить себя и семью.
Впрочем, даже в "мирное время" тех, кто протестовал против появления под Казанью завода задерживали, отправляли под арест и штрафовали, а в провластных Telegram-каналах и СМИ на них вылились тонны грязи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мифы о Диоксиново. Разбор фейков о "плохих" противниках МСЗО планах построить в Казани мусоросжигательный завод стало известно осенью 2015 года. Осенью 2016-го власти подтвердили это намерение. Где именно он будет располагаться, не уточнялось.
В январе 2017 года на Change.Org появилось обращение к Владимиру Путину с просьбой отказаться от идеи строительства (забегая вперед, отметим: к Путину впоследствии обращались представители старого состава СПЧ — безрезультатно). На данный момент под обращением стоят около 40 тысяч подписей (есть еще общероссийская петиция на РОИ).
В августе 2017 года бывший министр строительства Татарстана Ирек Файзуллин сообщил: завод могут построить за "Оргсинтезом", на границе Зеленодольского района и Казани. Позже, в марте 2018 года, стало известно: на этом варианте и остановились. Формально, участок, отданный под завод, находится в Зеленодольском районе, фактически же — в непосредственной близости от северной границы Казани.
Но не исключалась вероятность того, что власти отдадут под завод земли в Самосырово — это восточная граница столицы Татарстана. Во всяком случае, в территориальной схеме в области обращения с отходами Татарстана, утвержденной в 2016 года, было указано именно Самосырово. И первый митинг против строительства состоялся в восточной части Казани.
Не меньшая неопределенность была со сроками начала строительства. Они сдвигались. Первоначально строительство предполагали начать осенью 2018 года. Затем летом — 2019 года.
Власти заверяли: сроки — не главное, главное — убедиться в безопасности проекта.
Примечательно — организации, проводившие экспертизы, инициированные лоббистами строительства завода (включая последнюю, по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова) одобрили проект. В то время как независимые эксперты дали отрицательные заключения.
К тому времени, как власти и инвестор наконец определились с местом, где предполагается построить завод, протест стал а) постоянным б) разнонаправленным.
Перечислим только некоторые направления.
Противники строительства проводили уличные акции: митинги и серии одиночных пикетов (и все время их за это привлекали к ответственности).
Боролись в судах — и выигрывали (три иска, уточнила "Idel.Реалии" перед выходом материала представитель экоактивистов Елена Бикташева, еще рассматриваются).
Пытались донести позицию до власти на публичных слушаниях и встречах. В частности, настаивали на встрече с президентом Татарстана, но Рустам Минниханов ее избежал. В конце 2019 года он, например, заявил, что "мы же решение по строительству МСЗ еще не приняли. Что со мной встречаться?"
Минниханов отправил общаться с народом мэра Казани Ильсура Метшина. Последний заверил, что купит сыну в Осиново дом (по данным на момент выхода статьи, дальше обещаний дело так и не зашло). Затем о готовности построить дом рядом с МСЗ заявил и глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев.
Метшина к противникам строительства завода Минниханов отправил еще раз — после разгона палаточного лагеря в Осиново. Ключевым требованием тех, кто жил в лагере, была как раз встреча с Миннихановым.
Разгон лагеря — на сегодня самый драматичный эпизод противостояния. Палаточный лагерь "Диоксиново им.Р.Н.Миннихнова", разбитый на пути к будущему месту стройки, был уничтожен рано утром 16 декабря. Силами полиции и Росгвардии, многократно превосходящими силы противников — нескольких дежуривших в лагере активистов и женщин из поселка, принесших им еду.
Противникам МСЗ не хватило того, что было, например, в Шиесе — постоянного массового протеста.
Возможно, если бы завод начали строить на восточной границе Казани, сложилось бы иначе, потому что рядом оказался бы густонаселенный массив многоквартирных домов Азино и не менее густонаселенный частный сектор.
Но, возможно, и нет (кстати, не исключено, что на перенос места расположения завода с востока на северо-запад повлияло то, что земли на востоке находятся в руках влиятельных частных инвесторов и появление там завода могло обрушить стоимость будущих объектов).
Осиново же, где "РТ-Инвест" обзавелась участком, — не самый богатый и густонаселенный поселок. Да, рядом есть жилой массив "Салават Купере". Но он заселен участниками государственной ипотеки, меньше всего склонными идти на конфронтацию с властью.
Елена Бикташева подчеркивает, что строительство можно остановить на любом этапе (собственно, к такому повороту активисты готовились изначально). В частности, этому могут способствовать решения судов по рассматриваемым сейчас искам, если они будут приняты в пользу истцов.
— Государство всячески игнорирует мнение жителей, — констатировала Бикташева, уточнив, что даже на публичных слушаниях в Осиново против высказались 6,5 тысяч человек. — Но всем все равно. Мы очень опечалены.
Представитель экоактивистов напомнила: им до сих пор, несмотря на решение суда, не отдали документацию, которая бы позволила завершить независимую экспретизу проекта (один из текущих судебных процессов связан с ее дальнейшим истребованием).
Елена Бикташева обратила внимание на следующее обстоятельство: неизвестно, какими материалами располагали немецкие эксперты. Но в том, что специалисты из компаний Muller-BBM и LGA располагали полным пакетом документов, приходится сомневаться: независимые специалисты уже нашли в экспертизе несостыковки. Кроме того, уточняет Бикташева, вопрос на разрешение экспертам был поставлен таким образом, что не ответить на него положительно было сложно даже при желании, и позволял не учитывать в расчетах наиважнейшие обстоятельства. В частности, на пресс-конференции, устроенной накануне, представители немецких компаний признались, что не учитывали состав мусора, который будет направляться на завод.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.