"Были нарушены все требования о безопасных условиях нашей работы"

Около 50 медиков Республиканской клинической больницы имени Куватова в Уфе требуют от председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело в отношении руководства больницы и "иных должностных лиц, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в Республике Башкортостан".

Однако в РКБ разделение на "чистое" и "заразное" отделение как таковое произведено не было. Туалеты общие на этаже, которым все пациенты были вынуждены пользоваться.


В своем обращении в СКР медики подчеркнули, что "сам факт массового заражения сотрудников РКБ в период с марта 2020 и до окончания карантина свидетельствует о нарушении всевозможных требований охраны труда и безопасных условий работы в РКБ в период пандемии".

В конце марта среди пациентов РКБ им. Куватова произошла вспышка вирусной пневмонии. После того, как выяснилось, что одна из умерших пациенток была заражена коронавирусной инфекцией, всю больницу 6 апреля закрыли на 14-дневный карантин. Изолированными в корпусах лечебного учреждения оказались более 600 пациентов и более 600 медработников. Из-за того, что ограничительные меры были введены с большим опозданием, зараженными коронавирусом оказались сотни пациентов и сотрудников больницы. Кроме того, пациенты, приехавшие в больницу на лечение из различных городов и районов республики и оказавшиеся инфицированными COVID-19, увезли вирус обратно, в местные больницы, из-за чего в них также были введены карантинные меры.

В обращении медработники указали, что нормы "Санитарно-эпидемиологическими правилами “СП 1.3.3118-13. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)" предусматривают разделение в госпитале, работающего в очагах заболеваний, вызванных микроорганизмами I-II групп патогенности на "заразное" и "чистое" отделения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Лечили почки — умерла от коронавируса". История смерти Аиды из Башкортостана

"Однако в РКБ разделение на "чистое" и "заразное" отделение как таковое произведено не было. Пациенты оставались в своих палатах ("заразное отделение"), медицинский персонал оказывал им медицинскую помощь в тех же палатах, а после возвращались в ординаторские или кабинеты ("чистая зона"). Туалеты общие на этаже (за исключением одно- и двухместных палат с собственным санузлом), которым все пациенты были вынуждены пользоваться. Специальные комнаты для снятия и надевания защитной одежды также отсутствуют. Более того, сама защитная одежда была предоставлена несвоевременно — лишь на вторые-третьи сутки карантина. Используемые до этого медицинские маски и чепчики не являются средствами индивидуальной защиты (СИЗ), так как не обеспечивают необходимую степень защиты от инфекции", — написали врачи.

Большая часть медперсонала не являлась специалистами в инфекционных заболеваниях, эпидемиологами либо иными специалистами, обладающими специальными познаниями в лечении COVID-19


Отдельно медики указали, что согласно приказу минздрава России №198н от 19 марта 2020 года защиту от случаев внутрибольничного инфицирования и недопущение распространения инфекции в условиях противоэпидемического режима должно было осуществлять структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19. "В наших же условиях все отделения РКБ оказались в роли такого структурного подразделения, но при этом большая часть медперсонала не являлась специалистами в инфекционных заболеваниях, эпидемиологами либо иными специалистами, обладающими специальными познаниями в лечении COVID-19", — подчеркнули врачи, отметив также, что медицинский персонал в течение всего этого времени не был обеспечен средствами индивидуальной защиты.

"Самым тяжким преступлением" подписавшие обращение медики считают тот факт, что необеспечение требований санитарных правил, требований к должной организации труда медперсонала в условиях пандемии началось, по их мнению,задолго до объявления карантина 6 апреля. Врачи указывают, что меры, предписанные еще в январе федеральным минздравом и Роспотребнадзором, руководством больницы не исполнялись.

Начало эпидемии в Башкортостане было пропущено, что, в свою очередь, привело к массовому заболеванию не только сотрудников и пациентов РКБ, но множества людей, контактировавших с выписанными с марта пациентами, а также уволенными в этот период сотрудниками РКБ


"Несмотря на длящиеся с марта 2020 года обращения на оперативных совещаниях медперсонала к руководству РКБ перенос сроков оказания медицинской помощи в плановой форме не осуществлялся, выписка не приостанавливалась, забор и проведение анализов на COVID-19 у пациентов с подходящими симптомами, пневмониями неизвестного происхождения не производились… Как минимум 05.04.2020 руководство РКБ уже было в курсе эпидемиологической ситуации в больнице, но, запустив в больницу огромное количество медработников и новых пациентов, допустило их инфицирование, что для многих из нас и пациентов закончилось вредом для здоровья разной степени тяжести. Всё это, по нашему мнению, привело к умышленному сокрытию истиной картины заболеваемости, начало эпидемии в Республике Башкортостан было пропущено, что, в свою очередь, привело к массовому заболеванию не только сотрудников и пациентов РКБ, но множества людей, контактировавших с выписанными с марта пациентами, а также уволенными в этот период сотрудниками РКБ", — указано в обращении.

Подписавшие заявление медики потребовали возбудить "в отношении руководства РКБ, иных должностных лиц, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в Республике Башкортостан, организацию условий труда и оказания медицинской помощи в РКБ" уголовное дело по статьям 124.1 (Воспрепятствование оказанию медицинской помощи), 143 (Нарушение требований охраны труда), 236 (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил), 293 (Халатность) УК РФ.

Ранее медики РКБ им. Куватова опубликовали видеообращение к федеральным властям с требованием тщательно расследовать события, которые привели к массовому заражению коронавирусной инфекцией пациентов и сотрудников лечебного учреждения.

Еще раньше возбудить уголовное дело в отношении руководства больницы потребовал уфимский юрист Виталий Буркин, заявив в своем обращении в СКР, что "есть основания полагать, что к незаконным действиям, направленным на сокрытие масштабов эпидемии и воспрепятствование оказанию медицинской помощи причастны и должностные лица министерства".

Есть основания полагать, что к незаконным действиям, направленным на сокрытие масштабов эпидемии и воспрепятствование оказанию медицинской помощи причастны и должностные лица министерства


Отметим также, что с заявлением в СКР о возбуждении уголовного дела в отношении руководства РКБ обратился и уфимский юрист Урал Хамзин, у которого в больнице от последствий заражения коронавирусной инфекцией умер отец.

Тщательную проверку изложенных в заявлении фактов врачи РКБ им. Куватова попросили поручить управлению СКР по Башкортостану.

"Idel.Реалии" поговорили с уфимским юристом Тимуром Уразметовым, осуществляющим юридическую защиту пострадавших медиков.

— Все медработники, подписавшие заявление — сотрудники РКБ, пережившие ту самую вспышку пневмонии и коронавирусной инфекции в марте-апреле, — сказал юрист. — Почти месяц многие из них находились в адских условиях, в том числе, на первой вахте во время объявления карантина, а затем либо ушли на домашнюю самоизоляцию, либо еще с вахты попали в другие больницы, заразившись коронавирусом.

— Каково сейчас их состояние?

— Кто-то до сих пор лечится в больницах, но по большей части они уже выписались. Причем, хочу отметить, что выписывались они в разном состоянии. Кто-то выписался, приехал домой — у него снова поднимается температура, ухудшается самочувствие, вновь нападает общая слабость. Дело в том, что врачи, получившие во время работы очень большие вирусные дозы, соответственно, тяжелее переносят это заболевание, тем более, что среди них есть и пожилые люди, со своими хроническими болезнями.

— То есть, заболевшие медики отпускались домой, фактически, недолеченными...

Врачи, получившие во время работы очень большие вирусные дозы, соответственно, тяжелее переносят это заболевание, тем более, что среди них есть и пожилые люди, со своими хроническими болезнями


— Вот, характерная история с одной медсестрой, которая заболела еще в начале апреля, до объявления карантина. К 5 апреля она уже валилась с ног, но, тем не менее, отработала дежурство. Утром 6 апреля их смену отпустили домой. У медсестры уже была высокая температура, она еле-еле доехала на автобусе до своего села, добралась до дома и упала, перейдя порог. Там ее обнаружила дочь, сразу вызвала "Скорую помощь", которая отвезла женщину в больницу. Когда дочь спросила ее — как же тебя отпустили в таком состоянии, почему там же не госпитализировали?! — она ответила, что "руководство велело уходить домой". Дочь, кстати, потом тоже заболела… Это только один яркий пример, как действия руководства РКБ подвергли риску коллектив, попутчиков этой медсестры в автобусе, ее домашних, односельчан...

— Региональное управление СКР уже почти месяц ведет доследственную проверку в отношении руководства РКБ. Известно ли что-то о ее ходе?

— Нет, нам ничего не известно. У меня нет данных, что следователи запрашивали какие-либо документы из больницы или минздрава (полагаю, это всһ же делается), что они опрашивали свидетелей — например, врачей РКБ, выступавших в СМИ и направлявших обращения в правоохранительные органы. Хотя сроки домашней самоизоляции у многих медиков уже закончились, и ничего не мешает их опросить.

На запрос "Idel.Реалии" об итогах проверки в региональном управлении СКР сообщили, что она продолжается. Ее детали в СКР отказались комментировать, сославшись на пресловутую "тайну следствия".

Отметим, что защитникии покровители руководства больницы во властных эшелонах республики организовали целую кампанию, направленную на дискредитацию возмутившихся врачей Республиканской больницы. В СМИ и провластных телеграм-каналах стали распространяться утверждения, что ситуация в РКБ объясняется "клановыми медицинскими разборками", а один из главных "возмутителей спокойствия" врач Римма Камалова, якобы, "сама метила на кресло руководителя [больницы]". Далее, в официозных республиканских СМИ было опубликовано явно организованное обращение "медицинского сообщества республики" к врачам РКБ, осуждающее позицию последних за "выяснение отношений, выбивание себе должностей". Вслед за этим на сайте агентства "Башинформ" появилось письмо некоего бывшего военного врача, заявившего, что врачи РКБ "просрали у себя ситуацию с коронавирусной инфекцией, продолжают сопли жевать, только не занимаются делом". Другое официозное СМИ ранее опубликовало якобы "выдержки из блога в соцсетях врача Благовещенской ЦРБ Андрея Сергеева", сообщившего, что врач Римма Камалова "нарушает противоэпидемический режим... выходит в коридор, ходит по палатам с "обходами", провоцирует видеосъемку и собрание пациентов в коридоре". Оригинал этого поста журналистам обнаружить не удалось, а администрация Благовещенской ЦРБ официально заявила, что такого врача в больнице нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уфимский врач Наиль Саматов умер от коронавируса в Подмосковье

Напомним также, что еще в апреле на портале Change.org была опубликована петиция с требованием отставки главврача РКБ им. Куватова Эльзы Сыртлановой , которую к настоящему времени подписали около 16 тысяч человек.

В администрации главы республики Радия Хабирова заявили, что Эльза Сыртланова "останется работать на своей должности".

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.