На фоне ситуации с пандемией коронавируса в Кировской, Пензенской, Самарской областях и Башкортостане власти начали больше обычного закупать аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В Кировской области за январь-март купили уже 37 аппаратов, в Пензенской и Башкортостане — по 14, а в Самарской — 20 штук. Всего в регионах ПФО (кроме Нижегородской и Оренбургской областей) почти шесть тысяч аппаратов ИВЛ. "Idel.Реалии" выяснили, насколько регионы обеспечены такими аппаратами, сколько их закупают обычно и почему ИВЛ в Поволжье больше, чем в США и Италии.
МЕДИЦИНА ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В начале марта, когда ситуация с количеством зараженных коронавирусом в Италии ухудшилась, местное общество анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (SIAARTI) выпустило этические рекомендации. В них в частности говорилось, что делать врачам в том случае, если у них не будет возможности лечить всех, и нужно будет выбирать.
В документе SIAARTI советует руководствоваться принципами медицины во время военных действий: не пытаться лечить всех, а сосредоточиться на тех, у кого больше шансов выжить — молодые люди без сопутствующих заболеваний.
Еще до того, как в стране заболело несколько тысяч человек, местные СМИ призывали остаться дома: аппаратов искусственной вентиляции легких в стране не так много (около пяти тысяч), а в случае распространения вируса врачам придется делать выбор, кого подключать, а кого — нет. Позже так и случилось.
Аппараты искусственной вентиляции легких наряду с другим оборудованием — дефицитный сейчас товар. Во всем мире страны, где вирусом уже заражены несколько тысяч человек, пытаются закупить ИВЛ в достаточном количестве. Россия и, в частности, регионы ПФО, — одни из лидеров по обеспеченности такими аппаратами, но окажется ли этого достаточно — главный вопрос, которым сейчас задаются медики и эксперты.
300 МЛН НА АППАРАТЫ ИВЛ
С января по март в нескольких регионах Поволжья власти закупили рекордное по сравнению с тем же периодом прошлого года количество аппаратов искусственной вентиляции легких. Их закупают каждый год, но почти никогда — в первые месяцы. Почти все изученные "Idel.Реалии" прошлогодние закупки приходились на вторую половину лета и осень. В этом году власти решили либо сдвинуть сроки закупок, либо вовсе увеличить их количество.
Так, в Кировской области за январь-март этого года закупили 37 аппаратов ИВЛ, хотя в прошлом году область приобрела только 14. На это они потратили уже 151,5 млн рублей. Пензенская область закупила 14 аппаратов на 28,3 млн рублей, в прошлом году власти региона потратили только 18,5 млн на 10 аппаратов.
Еще в нескольких регионах можно отметить повышение количества закупок ИВЛ — это Башкортостан, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл. В прошлом году у них было меньше тендеров в этот период или не было вовсе. Так, Уфа закупила уже 14 аппаратов ИВЛ за 46,9 млн рублей. В Удмуртии и Чувашии по шесть штук, при этом первая республика потратила на это 20,4 млн, а вторая — только 9 млн.
В Самарской области в этом году закупили 20 аппаратов ИВЛ, но при этом область — лидер по их количеству на 100 тысяч населения. Сейчас в регионе, согласно информации из открытых источников, таких единиц медтехники более 1 300.
Больше всего среди регионов ПФО аппаратов искусственной вентиляции легких в Татарстане — 1 400. При этом по количеству на 100 тысяч населения республика занимает в регионе только четвертое место после Самарской, Кировской областей и Чувашии.
При этом в регионах Поволжья и в России в целом аппаратов ИВЛ на 100 тысяч населения больше, чем в США и в странах Европы. Однако медики отмечают, что в России медтехника не всегда в хорошем состоянии из-за возраста или качества. Даже если изучить несколько технических заданий из тендеров на покупку аппаратуры, окажется, что их цена варьируется от 500 тысяч до почти 5 млн рублей за штуку. Какие именно аппараты и в каком они состоянии в регионах Поволжья — неизвестно.
В 2019 году больше всех в ПФО аппаратов искусственной вентиляции легких закупили в Татарстане — 74 штуки, согласно сайту Госзакупок. На это республика потратила 90,3 млн рублей. Следом идет Чувашия, закупившая 69 аппаратов ИВЛ за 152 млн рублей. В Самарской области в 2019 году купили 64 новых аппарата за 114 млн рублей. В Саратовской области и Пермском крае потратили 142 и 72,5 млн на 54 и 55 ИВЛ соответственно.
48 новых аппаратов купили в 2019-м в Башкортостане за 135,8 млн рублей. В Удмуртии и Ульяновской области приобрели по 24 и 23 штуки за 37,4 и 52,1 млн рублей соответственно. Меньше 20 купили в Кировской (14 штук) и Пензенской областях (10 штук), а также в Мордовии (16 штук). В аутсайдерах по покупке такой медтехники в 2019 году оказалась Марий Эл — три аппарата за 2,7 млн рублей.
ЧТО ТАКОЕ ИВЛ И ПРИ ЧЕМ ТУТ КОРОНАВИРУС
Аппараты искусственной вентиляции легких "дышит" за человека в случае, если по какой-то причине организм не справляется с этой задачей. С его помощью пациенту вводят воздух с повышенным содержанием кислорода или другие медицинские газы (к примеру, особые разновидности ИВЛ используют для введения наркоза). При тяжелых случаях вентиляция осуществляется инвазивно, через интубационную трубку, которая вводится прямо в трахею.
Если же состояние пациента позволяет обойтись неинвазивной вентиляцией легких, тогда используют маску. Однако такой метод применяется достаточно редко: дело в том, что при подключении больного к аппарату необходимо заглушить его собственную дыхательную деятельность, которая при вентиляции будет вызывать сопротивление. Препараты для седации в таком случае могут вызывать расслабление мышц и, как следствие, западание языка. А интубационная трубка позволит исключить этот риск.
Стоит отметить, что далеко не всем пациентам с коронавирусной инфекцией нужен аппарат ИВЛ. Течение болезни у всех разное: кто-то ощущает симптомы ОРВИ, у кого-то наблюдается не угрожающая жизни пневмония, и тогда к аппарату не подключают. Однако если у заболевшего наступает тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом (ОРДС), тогда ИВЛ жизненно необходима.
ОРДС испытывают от 17 до 29 процентов пациентов. Этот синдром, характеризующийся отеком легких (заполнением их жидкостью), в случае с коронавирусом возникает в результате развития пневмонии. Обычно лечение ОРДС направлено на устранение причины, то есть, основной болезни, однако с коронавирусом это невозможно, так как эффективного лекарства пока нет. Так что использование аппарата ИВЛ носит симптоматический характер и позволяет дать пациенту своего рода "отсрочку", чтобы его организм сам справился с инфекцией. И во многих случаях это помогает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Коронавирус против человечества? Интервью с микробиологомЭффективность аппаратов ИВЛ как симптоматического лечения, помогающего иммунитету пациента самостоятельно справиться с болезнью, можно проследить на примере Германии, где в связи с пандемией отказались ото всех плановых госпитализаций, чтобы освободить как можно больше аппаратов ИВЛ. В ход пошли наркозно-дыхательные аппараты, которые обычно используются в операционных для погружения в медикаментозный сон. Относительно большая обеспеченность Германии техникой, обеспечивающей дыхание пациента при ОРДС, заметна в общей статистике — смертность от коронавируса на территории страны ниже, чем у европейских "соседей", даже при большом количестве зараженных.
Стоит отметить, что аппарат ИВЛ — сложнейший медицинский прибор, и для работы с ним необходима квалификация врача анестезиолога-реаниматолога. Техника требует тонкой и точной настройки под каждого конкретного пациента: регулируются частота дыхательных движений, показатель объема легких, давление и многие другие показатели.
ОБЕСПЕЧЕННЫЕ РОССИЯНЕ И ДОМАШНИЕ ИВЛ
К концу марта в российских СМИ появилась новость о том, что состоятельные россияне стали покупать для личного пользования аппараты искусственной вентиляции легких на случай лечения от новой коронавирусной инфекции COVID-19 и других видов пневмонии.
Издание The Moscow Times опросило некоторых состоятельных жителей Рублевки. Один неназванный собеседник, чье состояние превышает миллиард долларов, заявил, что приобрел один аппарат стоимостью 1,8 миллиона рублей и пытается купить еще два, однако лист ожидания на них расписан на восемь месяцев.
Большинство продавцов аппаратов ИВЛ, опрошенных The Moscow Times, утверждают, что около 30% всех продаж за последние две недели приходится на частных покупателей. Многие уже полностью распродали свои запасы медицинского оборудования и формируют бессрочные листы ожидания. При этом Минздрав РФ заявил, что покупка аппаратов для личного пользования бессмысленна. "Определить необходимость применения ИВЛ при пневмонии может только врач в условиях стационара", — говорится в сообщении пресс-службы министерства.
"Idel.Реалии" выяснили, что на "Авито" и других сайтах, предоставляющих площадки для частных объявлений, за последнее время появилось много предложений о продаже аппаратов ИВЛ. Только в Казани на момент написания этого материала нашлось семь объявлений. Цена варьируется от 7 до 300 тысяч рублей. В Москве и в некоторых других городах страны продают профессиональные аппараты от 1 до 6 млн рублей.
При этом едва ли покупка аппарата ИВЛ на интернет-порталах что за пять тысяч, что за шесть миллионов рублей может стать разумной тратой денег. По крайней мере, врачи, с которыми удалось побеседовать "Idel.Реалии", скептически относятся к подобным приобретениям:
— Покупать аппараты ИВЛ для домашнего использования — это бред. Во-первых, я даже не представляю, что там за оборудование, которое предлагают на "Авито", имеются ли все необходимые сертификаты, пригодно ли оно вообще к эксплуатации, особенно за 5 тысяч рублей. Ну и самое главное, что самостоятельно использовать аппарат ИВЛ не получится, это должны делать только врачи, в условиях реанимационного отделения в стационаре. Поэтому — только своевременное обращение за медицинской помощью к профессионалам в лечебные учреждения, — сказали изданию собеседники.
ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ МЕДИКИ
Ситуация с аппаратами ИВЛ, даже при вполне обнадеживающей статистики, не может быть однозначной, считают медики, опрошенные "Idel.Реалии".
Так, по словам главы "Альянса врачей" в Саратовской области Ирины Климентовой, власти в ее родном регионе 16 марта заявляли о наличии более 500 аппаратов ИВЛ. Это количество единиц техники чиновники считают достаточным для того, чтобы справиться с пандемией. Одновременно с этим местные СМИ сообщают, что треть техники неисправна и приводят более скромные цифры.
— Хотелось бы вспомнить, что в рамках возбужденных в декабре прошлого года уголовных дел в областной клинической больницы, прошли проверки прокуратуры. Больницу возглавляет бывший министр здравоохранения Владимир Шульдяков, и в СМИ писали о том, что в отделении реанимации и интенсивной терапии №3 областной больницы помощник прокурора Октябрьского района Саратова Рамина Абуталипова нашла четыре неиспользуемых аппарата ИВЛ. Еще два неиспользуемых аппарата нашли в палате №4. Часть из них в ноябре 2019 года якобы "на безвозмездной основе и без заключения какого-либо договора" прошли диагностику у представителя компании "Дрегер". Еще один аппарат при проверке обнаружили в бухгалтерии, куда еще в 2016 году его отправили на списание, которое так и не произвели, — рассказывает Климентова.
По ее словам, уже 26 марта заместитель министра здравоохранения региона Станислав Шувалов называл совсем другие цифры, чем 16 марта: из 631 аппарата ИВЛ треть занята пациентами. При этом чиновник подчеркивал, что в реальности есть около тысячи единиц такой медтехники, но в эту тысячу входят и те аппараты, которые не применимы при лечении коронавирусной инфекции.
— Если данные министерства меняются практически ежедневно, знает ли ведомство вообще реальное количество аппаратов в области? 25 марта на вопрос журналистов о готовности региона к пандемии европейского масштаба министр здравоохранения региона Наталья Мазина заявила, что "прогноза развития ситуации на сегодняшний день министерство не имеет".
В числе прочих "мелочей", которые демонстрируют недостаточную готовность саратовских властей к пандемии — неосведомленность врачей поликлиник об алгоритме действий в связи с эпидемией, о которой писали местные СМИ, необученность тех же врачей работе с тест-системами, наличие всего одного аппарата ЭКМО (техника, необходимая для инвазивного насыщения крови кислородом) на регион вместо пяти, положенных по нормативам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья из Нижнего Новгорода не может добиться тестирования на коронавирус— Недавно выяснилось, что Саратовский регион получит меньше денег из федерального бюджета на борьбу с коронавирусом, чем соседние регионы. Могу предположить, что так получилось, потому что чиновники просто побоялись озвучить реальные данные о необходимом медоборудовании. Либо они реально их не знают сами, что неудивительно. Я считаю, региональный Минздрав каждый раз показывает свою некомпетентность, если сравнивать их деятельность с министерствами здравоохранения других регионов, — резюмирует Ирина Климентова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Депутат Госдумы от Марий Эл предлагает использовать средства ФНБ на борьбу с распространением коронавирусаБойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.