Как видится конкурентная борьба между башкирскими суфиями и салафитами в глазах башкирского активиста? Именно на этот вопрос отвечает в своем новом материале Руслан Габбасов, один из руководителей организации "Башкорт".
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
Любая мировая религия, как только овладевает умами миллионов ее последователей, рано или поздно начинает разделяться на различные ответвления и течения. Так и в исламе, одной из трех мировых религий планеты.
У нас в России все последователи ислама в основном сунниты, но и здесь есть свои различные направления. Во всех мусульманских республиках в последние десятилетия обострилась борьба между суфиями и салафитами. Не обошло это и Республику Башкортостан.
Я не являюсь теологом и не получал образования в исламских университетах, и я не разбираюсь, какое направление более верное и правильное, но меня очень сильно тревожит непрекращающаяся вражда между последователями этих двух направлений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Имамов двух мечетей сняли с должностей по "закону Яровой"В Башкортостане испокон веков был силен суфизм. Его самым известным тарикатом (братством) был орден накшбандия. Этот суфийский орден был основан еще в XIV веке Баха ад Дином Накшбанди Бухари.
Самыми известными суфиями этого ордена в Башкортостане были Зайнула ишан Расулев (ветвь халидия), Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев (ветвь муджаддидия), шейх Мурат Рамзи и другие. Отец самого уважаемого башкирского национального деятеля Заки Валиди также был последователем ордена накшбандия.
В нашей республике в последние годы активно ведет свою деятельность такое суфийское течение как накшбандийский тарикат хакканийа. Главой этого ордена сегодня является Шейх Мехмет Адиль, сын основателя ордена Хакканийа Мухаммеда Назима аль-Хаккани. Его последователям через проповеди предлагается ожидание конца света, борьба с индивидуализмом и эгоизмом, развитие духовности, получение божественной энергии, самореализация. Мусульманский зикр превращается в "суфийскую медитацию". Поощряется музыка и танцы. Последователи тариката накшбандия отличаются крайней нетерпимостью к салафитам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Меня уволили, меня втоптали в грязь, используя грязные технологии, черный PR"После того, как мюршидом (суфийский наставник — примечание редакции) в Башкортостане назначен был Салават Кильдин, к хакканитам активно начала присоединяться башкирская интеллигенция. Именно разрешение музыки и многие послабления привлекло в первую очередь башкирских последователей. Выбор, как мне видится, не зря пал на Кильдина. Он, в свое время возглавлял Гостелерадио БАССР, был генеральным директором ГТРК "Башкортостан", начальником Управления Государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Республике Башкортостан, имея большой опыт в работе на телевидении, является отличным идеологом и организатором, обладает силой убеждения, харизмой, имеет широкие связи и влияние на политическую и интеллигентскую среду Башкортостана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто в Башкортостане спасает башкирский народДругое направление в исламе — салафизм, сегодня в республике прочно занял свои позиции и активно распространяется в среде широкого слоя мусульман, особенно среди молодежи.
Салафизм определяется разными востоковедческими школами как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии. Название пришло от арабского выражения "ас-салаф ас-салих" (праведные предки).
Your browser doesn’t support HTML5
Сторонники салафизма выступают за то, чтобы мусульмане во всех своих действиях и правилах следовали тому, что существовало и делалось в период первоначального ислама. Основы салафизма заложил арабско-мусульманский теолог Шейх аль-ислам Ибн-Таймия в конце XIII века. Он критиковал суфизм, осуждал суфийскую практику достижения экстаза с помощью музыки и танцев, народные верования, посещения гробниц с подношениями, клятвы и обращения к святым.
В России новое дыхание салафизм получил в конце 1980-х гг., когда ислам вновь вернулся в привычную жизнь мусульман. Естественно, что такие различные течения в исламе как салафизм и суфизм не могли не вступить в противоречия.
У нас в республике эти противоречия имеют свои локальные особенности.
Например, гнев башкирских салафитов вызвало утверждение хакканитов, что на горе Нарыстау (Миякинский район) захоронены могилы сахабов, что ничем и никем не подтверждено. Сейчас это место сделали точкой притяжения паломников.
Далее еще интереснее. В последнее время хакканиты начали распространять утверждение о том, что мифический башкирский герой Урал Батыр был на самом деле пророком, и что найдена его могила на территории Башкортостана в Уральских горах.
Эти посылы вызвали ожесточенный спор между суфиями и салафитами.
Главным идеологом салафитов в республике можно с уверенностью назвать харизматичного, мусульманского религиозного и общественного деятеля, переводчика, выпускника Международного исламского университета Аль-Азхар (Египет), автора многих книг Ишмурата Хайбуллина. Он не раз выступал с критикой суфиев республики в своих статьях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: С предложением муфтия Татарстана согласились бы ультраправые в ЕвропеСуфии обвиняют салафитов в излишнем радикализме и нетерпимости к другим мусульманам. Правда, применяют они к ним другой термин — ваххабиты. И как пример ставят ситуацию на Северном Кавказе, где конфликт между этими двумя течениями доходил до убийств религиозных деятелей. Так, например, был убит заместитель муфтия Дагестана Ахмет Тагаев.
У нас же в республике большей атаке подвергаются именно салафиты со стороны суфиев. У нас, конечно, не Северный Кавказ и слава Аллаху не стреляют, но конфликт есть, и достаточно глубокий. Атака же идет в основном через подконтрольные СМИ и отдельных представителей известной в башкирской среде творческой интеллигенции.
Одним из недавних таких "наездов" может служить публикация в ряде СМИ информации о том, что ликвидированный на Дёмском шоссе боевик Бекзотжон Мурзакаримов проводил проповеди в уфимской мечети "Рамазан". Там же эта мечеть названа оплотом салафитов.
Опровергая слова суфиев, что салафиты и ваххабиты дестабилизировали обстановку на Северном Кавказе, салафиты предлагают вспомнить, с чего началась дестабилизация обстановки на Северном Кавказе и знаменитые в 90-е годы зикры вооруженных чеченцев в Грозном. Сама же Чеченская Республика всегда славилась своим суфийским направлением. Если обвинять друг друга, то всегда можно привести массу аргументов и контраргументов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гранаты под кроватью. Мордовское Белозерье опять под прицеломПо статистике в Башкортостане мусульманами является более половины населения. Но основная вражда между суфиями и салафитами идет именно в башкирской среде. Главные идеологи своих течений, что Салават Кильдин, что Ишмурат Хайбуллин являются башкирами по национальности. Да и сам конфликт больше проходит внутри башкирского народа. Меня как башкира это не может не тревожить. Любое разногласие в башкирской нации неблагоприятно сказывается на всех нас.
Любое разногласие в башкирской нации неблагоприятно сказывается на всех нас
Радикализм с обеих сторон чреват трагическими последствиями и до него нельзя доводить. Считаю недопустимым осквернение и уничтожение могил уважаемых и почитаемых в мусульманском мире людей. Ничем нельзя объяснить взрывы скульптур которым несколько тысяч лет, разрушения древних памятников культуры. Также никогда не понять придумывание несуществующих пророков и новшеств в исламе.
Необходимо отказаться от практики брать плату за религиозные обряды. Некоторые муллы не брезгают называть определенный тариф за то или иное религиозное действие.
Помню, проводили дома аят (поминание умерших родственников, чтение дуа по ним) и какой шок произвел мулла на моих родственников, когда он отказался брать деньги, которые по привычке начали ему совать присутствующие. Он подробно объяснил всем, что этого нет в исламе и те муллы, что называют цену своим религиозным действиям, поступают неправильно и грешно.
Вообще, надо сказать, что разногласия между суфиями и салафитами есть во всех национальных республиках Российской Федерации, где ислам является основной религией местного населения. Но даже там, где разногласия доходят до крайности, все же есть место и взаимному примирению.
Например, в Республике Дагестан 29 апреля 2012 года в Соборной мечети Дагестана состоялась встреча между суфиями и умеренными салафитами, которые, таким образом, решили найти пути компромисса и взаимопонимания. По итогам этой встречи была принята компромиссная резолюция, которая содержала несколько пунктов:
- Полное следование аятам Корана.
- Следование Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
- Опора на четырёх имамов этой уммы — Абу Ханифу, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля в фикхе и их вероубеждениях.
- Необходимость строго следовать словам Аллаха: "Держитесь все веры в Аллаха и не разделяйтесь", то есть в приверженности Корану, Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно вероубеждениям, фикху четырёх имамов и словам Аллаха: "Воистину, уверовавшие — мусульмане, братья, так примиряйте же ваших братьев, может быть, вы будете помилованы".
- Запрет на поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: "Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами", включающий использование оскорбительных прозвищ и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман.
- Все участники единодушно заявляют о запрете выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность к различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.
- Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц.
- Осуждение действий любой категории лиц, препятствующих призыву к исламу, а также совместная поддержка призывающих к исламу, которым мешают в их деятельности.
- Стороны согласились, что недопустимо препятствовать выезду дагестанцев за рубеж для обучения в исламских высших учебных заведениях.
Или еще лучший пример. Когда в Республике Ингушетия проходили многодневные акции протеста против соглашения о передаче части ингушской земли Чеченской Республике, ингушские суфии и салафиты объединились в общенациональном вопросе. Угроза потери национальной территории стал примиряющим фактором для вчерашних противников.
Почему бы не сделать то же самое нашим башкирским суфиям и салафитам, почему бы не сесть за один стол переговоров и не выработать единые правила поведения без вражды и оскорблений?
Почему бы не сделать то же самое нашим башкирским суфиям и салафитам, почему бы не сесть за один стол переговоров и не выработать единые правила поведения без вражды и оскорблений? Пора прекратить писать доносы друг на друга, выкладывать с фейковых страниц порочащие друг друга видео, писать статьи полные оскорблений и претензий. Пора прекратить втягивать в свои разногласия национальный фактор и рисовать страшные картины объединения исламистов и националистов.
И в этом главную роль должно сыграть именно Духовное управление мусульман РБ и его муфтий, тоже башкир по национальности, Айнур Биргалин. Хотя надо отметить, что и они нередко подвергаются критике со стороны хакканитов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ВРИО главы ДУМ РБ призвал не сравнивать установку камер в мечетях Башкортостана со скандалом в ТатарстанеКаждое направление в исламе в первую очередь борется за умму, за привлечение на свою сторону как можно больше последователей. Поэтому надо соревноваться честно, через свои убеждения, через свою харизму доносить до людей свою идеологию без противопоставления друг друга. Кто будет более убедителен, к тому и пойдут мусульмане.
С таким посылом я обратился к Ишмурату Хайбуллину.
— Считаете ли вы возможным диалог между суфиями и салафитами?
Причину того, что сегодня в Башкортостане не выстроен такой диалог, я вижу в стиле работы именно просуфийских групп
— Из суры посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) известно, что он договаривался с иудеями Медины, при этом фиксируя этот договор письменно. То есть, ислам, вопреки многим предрассудкам, предписывает мусульманам быть способными к переговорам и дипломатии с представителями даже других конфессий, не говоря уже о внутренних диалогах. Причину того, что сегодня в Башкортостане не выстроен такой диалог, я вижу в стиле работы именно просуфийских групп. Иначе говоря, до сих пор нет из них человека, который предложил бы какой-то конструктивный формат. Почему так получается — тема отдельного разговора, целой аналитической статьи, возможно. Но если коротко: за многие годы демонизации слова "салафизм", обхаживании "доброго суфизма" и прессинга "злого салафизма", мусульмане просуфийского толка (которые, кстати, часто представлены в официальных мусульманских организациях) как-то привыкли к невидимой поддержке "из-за спины" и выстраивают диалог с несогласными исключительно в стиле "папа пытается образумить несносного сына". Пока отец не примет, что сын уже вырос и в чем-то понимает больше, диалог будет затруднен. Так что ждем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Журналист Искандер Сираджи — муфтию Самигуллину: "Вы хотели всех перехитрить, а вышло всё наоборот"Данный вопрос прокомментировал также один из представителей хакканитов, но попросил себя не называть.
"Чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь необходимо понять что такое суфизм. Суфизм — это не одно из течений ислама, суфизм — это высшая ступень в исламе. Любой человек вступающий на путь ислама начинает учиться, и со временем он познает все знания религии от ступени к ступени. И тот, кому открывается ихлас (высшие знания), то встает на путь суфизма", — отметил он .
По словам моего собеседника, салафиты или же ваххабиты (он не видит в названии разницы), отрицают духовность в исламе, и тем самым отрицают Аллаха и ислам изнутри.
"Вот сегодня в мире проблема — короновирус. Он, попадая в организм человека, уничтожает его изнутри. Ваххабизм, как и короновирус, уничтожает ислам изнутри. Еще Зайнулла Расулев писал, что ваххабизм и салафизм ведет к отрицанию основ ислама, как и протестантизм в христианстве. Они отрицают пророков как мост между Аллахом и людьми", — говорил собеседник.
Представитель хакканитов считает, что встреча с салафитами возможна.
"Мы всегда открыты, вот только мы уверены, что те силы, которые стоят за салафитами (ваххабитами) не дадут им разрешения организовать такую встречу", — подытожил он.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.