В начале нынешнего года президент фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари "Ош Кече" Виталий Головин обратил внимание на юридический нюанс: оказывается, должность главы централизованной организации традиционной религии мари предполагает, что этот человек является и верховным картом. Так записано в уставе организации. Ее возглавляет с мая 2017 года Василий Смирнов. В официальном обиходе же верховным картом по-прежнему считается предшественник Смирнова Александр Таныгин. Корреспондент "Idel.Реалии" поговорил об этом с инициатором дискуссии.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
— Вы инициировали дискуссию по поводу статуса верховного карта марийской традиционной религии. Обратили внимание, что Александр Таныгин, которого официально продолжают представлять в качестве верховного карта, на самом деле юридически им не является с 2017 года. На чем основывается ваше мнение?
— Глава организации и высшее духовное лицо — это один человек. Этот принцип действует во всех других религиях. Главой организации марийской традиционной религии является Василий Фёдорович Смирнов. Александр Иванович Таныгин себя везде представляет как верховного священнослужителя. На самом деле это не так, он им уже не является. Почему он себя так всюду позиционирует? До мая 2017 года организацию возглавлял Таныгин. И именно по его предложению главой, когда истек его очередной срок полномочий, избрали Смирнова. Он его продвигал, помогал ему. Но как только увидел, что новый глава становится самостоятельным лицом, то решил сделать задний ход. Так появилась информация о том, что Смирнов — только лишь руководитель организации традиционной религии, а Таныгин остается по-прежнему верховным священнослужителем. У Александра Ивановича остался административный ресурс, благодаря этому ресурсу его и поддерживают по привычке. Хотя, ситуация меняется.
— По информации из открытых источников именно Василий Смирнов с весны 2017 года возглавляет Централизованную организацию традиционной религии мари. Александр Таныгин бывший глава. Но где прописано, что глава организации и верховный карт — одно и то же лицо?
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "IDEL.РЕАЛИИ": Что такое Традиционная религия мари, и как проходят загадочные языческие моления
— Любая религиозная организация в нашей стране действует соответствии с федеральным законодательством на основании четкого регламента, прописанного в уставе. И действующим считается лишь устав, зарегистрированный в Минюсте. В соответствии с действующим уставом, который зарегистрирован с изменениями и дополнениями в 2016 году, глава организации наделяется титулом верховного священнослужителя марийской традиционной религии. Это положение прописано в уставе. За него проголосовало, по крайней мере, легитимное большинство. Это более двух третей членов организации. Иначе бы устав не был принят. Сейчас говорят, что были версии устава 2017 года, с изменениями. Но эти версии не зарегистрированы, не утверждены.
— Организация обязана предоставить копию действующего устава любому гражданину, который обратится по этому поводу. Вы так и поступили, чтобы получить доступ и изучить его?
— Я в свое время обратился за этим документом к представителям Централизованной организации. Я юрист и тогда (это было весной 2019 года) я готовил документы для создания похожей централизованной организации традиционной религии мари в Башкортостане. Там сейчас существуют шесть местных религиозных общин.
— Разделение должности главы организации и верховного карта — целесообразно, возможно?
— Такой необходимости нет. Это устоявшаяся общемировая норма. Во всех других религиях так. В положении о главе организации в уставе есть норма о создании аппарата. Это позволило бы разгрузить главу организации, особенно если учитывать, что он постоянно живет, находится в каком-то из районов республики.
— Вы говорите о том, что Александр Иванович Таныгин является сейчас скорее почетным верховным картом. Есть такая формулировка в уставе организации, или это именно ваше предложение?
— Титул "Почетный верховный карт Марий Эл" это не мое предложение, так решили старейшины. В соответствии с уставом, глава организации — высшее духовное лицо, не может избираться на эту должность после достижения 65 лет. Александру Ивановичу идет 78-й год. Он возглавлял организацию с момента создания, по моему мнению он достоин титула "Почетный верховный карт Марий Эл". В уставе этой формулировки нет. С другой стороны, все звания назначаются духовным советом религиозной организации. Так можно решить и этот вопрос, не нарушая действующего устава.
— В начале марта на официальном сайте Госсобрания Марий Эл появилась информация о встрече верховного карта Таныгина и председателя парламента республики Смирнова. Пресс-служба Госсобрания сообщила, что карт одобрил поправку к Конституции о русском, как языке государствообразующего народа. Чем плохо упоминание статуса, не соответствующего реальным данным?
— Если бы эту идею озвучил Василий Смирнов, это была бы официальная позиция религиозной организации. Сейчас это мнение только одного из представителей, пусть даже и авторитетное, поэтому его мнение не может быть мнением всей организации.
— Можете ли вы охарактеризовать бывшего и нынешнего руководителей организации традиционной марийской религии?
— Конечно, характер руководителя и его манера общения достаточно сильно влияет на его окружение. У Александра Ивановича довольно экспрессивный, прямолинейный, я бы даже сказал импульсивный характер. В конфликтных или спорных ситуациях он действует жестко, властно, старается продавить своим авторитетом. Поэтому многими он воспринимается как человек скандальный. Говоря о характере Василия Федоровича, можно сказать, что в похожих ситуациях, он более уравновешенный. По общему мнению, он обладает более гибким характером, пытается в конфликтных ситуациях выровнять позиции всех сторон. Действует при этом мягко, в то же самое время уверенно, гибко, дипломатично, как и подобает духовному лидеру такого высокого уровня. Сам он, в отличие, от Таныгина, никогда не создает конфликтных ситуаций. Возможно, поэтому его поддерживают многие молодые карты, да и не только молодые, но и старейшины. Таныгин же в силу своего характера, часто провоцирует на конфликт, поэтому его авторитет, как руководителя организации, стремительно падает.
— Вы даете характеристики Таныгину и Смирнову, соответственно, хорошо знаете их?
— Я принимал участие в молениях с Александром Ивановичем на больших все марийских молениях. Как карта, священнослужителя я его оцениваю очень высоко. У него большой опыт, он общался с людьми старых традиций, которых сейчас уже нет. С Василием Фёдоровичем я тоже несколько раз принимал участие в совместных молениях. У меня нет, личной заинтересованности отстаивать интересы одного из них в ущерб другому. Важен принцип. Если бы на месте Смирнова был Таныгин, я бы поддерживал его. Я считаю, если поддерживать нелегитимного руководителя, то можно развалить организацию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Два "Марий Ушем". Что происходит?— Вы сказали, что многие молодые карты поддерживают Василия Смирнова. Это так? Откуда вам известно об этом?
— Я часто общаюсь с нашими картами в Марий Эл: на традиционных молениях разного уровня, на конференциях и других официальных мероприятиях, которые проводит централизованная религиозная организация марийской традиционной религии. В частных мнениях и в официальных докладах, я все чаще слышу критику действий Таныгина, как от молодых картов, так и от старейшин. Многие недовольны тем, что он занимает должность, уже не принадлежащую ему.
— Чем различаются позиции Таныгина и Смирнова с точки зрения сообщества самих священников, картов — как вы это видите?
— Позиция группы Александра Ивановича Таныгина заключается в том, чтобы держать все под тотальным контролем. В отношении дальнейшего развития и образования, на словах это всегда примерно так: "Ура, давай-давай, сделаем, поможем, думаем о будущем". На деле все остается только лозунгами, реальных действий нет. В некоторых вопросах он активно противодействует, делая это в ущерб интересам марийской традиционной религии. Смирнов говорит, что надо учить молодых, поддерживать их; необходима духовно-просветительская, миссионерская деятельность. В реальности он один из немногих, кто самым активным образом помогает в подготовке молодых кадров. Активно и много печатается в районных и республиканских изданиях, выступает на радио. Готовит учебные материалы, выступает с лекциями и принимает участие в практических занятиях.
— Каким вы видите будущее марийской традиционной религии в Марий Эл?
— Я очень надеюсь, что нынешняя ситуация напряженности и конфликта завершится. В связи с тем, что интерес к своим традициям, к своим корням стремительно растет, так же будет больше работы у местных религиозных общин. И постепенно возрастет число верующих в марийской народной религии. Одновременно увеличится и спрос на качественные кадры священнослужителей. Раньше все жили на одном месте: дед — сын— внук, поэтому знание передавалось от поколения к поколению. Сейчас возникает необходимость создавать в профессиональной подготовке священников традиционной марийской религии. Нужны не только руководители обрядов, но и хорошие управленцы для общин. В Башкортостане, силами марийской духовной общины и ведущих российских специалистов по профессиональному религиозному образованию сейчас начинается разработка такой программы.
Корреспондент “Idel.Реалии” попросил прокомментировать вопрос о статусе верховного карта, его соответствии действующему уставу нынешнего руководителя централизованной организации традиционной религии мари Василия Смирнова и секретаря Александра Таныгина Галину Ласточкину. Ласточкина сообщила, что по ее мнению, верховным картом является Таныгин. Смирнов сказал, что готов пообщаться на эту тему, "когда приедет в Йошкар-Олу".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Глава традиционной религии марийцев поддержал поправку в Конституцию России о русском как языке государствообразующего народаО Виталии Головине:
Виталию Головину 47 лет. Уроженец Яранского районе Кировской области. Он занимается марийской традиционной медициной, является профессором народной медицины РАНМ. Дипломированный юрист, психолог. В 2018 году на марийских молениях в Башкортостане стал картом-священнослужителем традиционной религии мари (инициацию — обряд посвящения в марийские жрецы проводили глава централизованной религиозной организации марийской традиционной религии марийцев Башкортостана, верховный карт восточных мари Геннадий Пастиев и старейший карт восточных мари Павел Шамиев). Сейчас Виталий Головин живет в Казани. Он является президентом фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари "Ош Кече". Как активный общественник, Головин занимается вопросами сохранения марийского языка, традиций, обычаев, религии в регионах компактного проживания марийцев, а также за пределами России.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.