В июне прошлого года на руководителя общественной организации "За права многодетных Пермского края", мать четверых детей Людмилу Елтышеву неизвестные пожаловались в отдел опеки. В письмах, люди, представляющиеся "соседями", рассказали, что мать уделяет слишком много времени общественной жизни, развлечениям и недостаточно заботится о своих детях. Было написано заявление в полицию с требованием признать авторов анонимных писем виновными в клевете. Уголовное дело по данному факту возбудили, но виновных так и не нашли. Подробности всей истории в материале "Idel.Реалии".
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
"Людмила Анатольевна погрузилась в водоворот протестных акций, шествий, манифестаций по поводам, не имеющим отношения к правам многодетных семей — перенос железной дороги, протесты против действующего губернатора, пенсионной реформы, недобросовестных застройщиков" или "стали замечать на младших детях Елтышевых мелкие царапины и синяки, а также то, что многодетная пара "начала частенько проводить время на алкогольно-кальянных вечеринках", сообщили анонимы.
Через некоторое время в семью пришли с проверкой, но представителей опеки домой не пустили, ссылаясь на нормы Семейного кодекса и Конституцию РФ. Людмила Елтышева назвала донос на нее ложным, клеветой и написала открытое письмо Уполномоченному по правам ребенка Пермского края Светлане Денисовой, которую она готова пригласить в гости, чтобы та убедилась в благополучии семьи.
Людмила Елтышева погрузилась в правозащитную деятельность после того, как в 2014 году отменили социальные выплаты на третьего и последующего ребенка. Она вспоминает, как создала первую в своей жизни петицию в интернете, как ходила по кабинетам чиновников в надежде добиться справедливости, но там “отфутболивали”. А в 2015 году в Перми стали закрывать молочные кухни. Несмотря на то, что приказ о закрытии был уже издан, удалось его отменить. За две недели активистам удалось собрать 7 тысяч "живых" подписей. Для Перми это стало небывалым событием. Потом на круглый стол, организованный издательством "Звезда", Людмила Елтышева принесла продукцию молочной кухни, наглядно доказав, что лучше этой еды не может быть ничего. В это время власти в регионе хотели убрать эту продукцию, заменив на смеси. Это и был старт правозащитной деятельности собеседницы "Idel.Реалии".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Глаза горят". Как в Перми отреагировали на нового губернатораПосле этого многодетные матери Перми смогли отстоять и пособия. Были и "предательства". Многие соратники "отвернулись", и ушли в другую провластную организацию "Многодетные Пермского края", которая, по сведениям Елтышевой, благополучно существует до сих пор и "кушает" с руки власти. Организация "За права многодетных Пермского края" (организация зарегистрирована на 5 человек, активных участников около 30 человек — "Idel.Реалии") официально зарегистрировали только в 2019 году и ее председателем была избрана Людмила Елтышева.
— Мы сделали невозможное: долбили федеральные министерства — в течение года нами было написано более 2000 писем. Бывший губернатор Максим Решетников сдался под напором нас и федералов. В итоге выплаты Пермскому краю вернули на детей, рождённых в 2019 году, — вспоминает она в беседе с журналистом.
Людмила Елтышева убеждена, что история с анонимными доносами связана с ее протестной активностью за сохранение ветки железной дороги горнозаводского направления. Ведь она и раньше занималась правозащитной деятельностью, но доносов не было.
— Я не привлекала власть. Но когда начала заниматься железной дорогой, видимо, наступила на больную мозоль. Думаю, что "последней каплей" послужило мое обращение к президенту Владимиру Путину для "Прямой линии". Тогда у ролика было больше 100 тысяч просмотров. И мне пришел ответ в виде этих доносов, — рассказывает наша она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Перми на митинг против отмены электричек вышло 1500 человекВ сентябре 2017 года экс-губернатор Пермской области Максим Решетников во время визита президента Владимира Путина заявил, что железнодорожную ветку будут ликвидировать. Власти посчитали, что это сделает город привлекательнее, позволит отреставрировать набережную, чтобы по ней можно было гулять. Жители Перми говорят, что многие в это даже не верили. К тому же в 2016 году, наоборот, население в количестве 4,5 тысяч человек проголосовали "за" создание новой остановки для электрички. Поэтому пермяки в основной массе посчитали идею тогдашнего губернатора о закрытии электричек неправдоподобной, шуткой.
— Как проблема закрытия электричек напрямую коснулась многодетных семей Перми? Почему этим начала заниматься ваша правозащитная организация?
— Эта проблема действительно касается и многодетных семей Пермской края. Я живу в Левшино, это Орджоникидзевский район города Перми. Здесь также проживает много семей с детьми, которые обучаются в школах в центре города. Мы пользуемся электричкой каждый день, мой старший сын вынужден был переехать в город и снимать жилье, потому что он работает между станциями Пермь и Пермь-2. Средний сын учится и тоже ездит на электричке. Моих детей укачивает в общественном транспорте. Мы всей семьей несколько раз в год ездим на поездах дальнего следования, потому что это удобно и с котомками, и с коляской, и с чемоданами.
— Вы выяснили, кто именно писал анонимные доносы на вас?
Последующие доносы были якобы от моей коллеги, которая, будто бы, вместе со мной занимается общественной деятельностью
— Доносы с посылом "ходит на митинги, детьми не занимается" якобы были от моих соседей. Подписано людьми, которые на самом деле не существуют. В ОВД доказали, что этих людей нет. Парадокс, последующие доносы были якобы от моей коллеги, которая, будто бы, вместе со мной занимается общественной деятельностью. Будто она написала донос на меня, а я якобы написала на нее. Вся эта история с доносами продолжается до сих пор: на меня пишут и в Следственный Комитет, причем уже в Москву.
— Вы обращались к уполномоченному по правам ребенка. Чем эта история закончилась?
— Да, она даже приезжала к нам домой. Не то, что заступилась. Но в следующем доносе и Светлану Анатольевну Денисову упомянули! Написали в письме: "вместо того, чтобы меня наказать, она мило чирикала у меня дома".
19 июля прошлого года семья Людмилы Елтышевой была поставлена на учет в группу риска. Основанием явилось то, что после вызова врача на дом, Елтышевы не пришли в поликлинику и не получили справку, что здоровы. 9 августа 2019 года в Перми прошел пикет против вмешательства в дела семьи. Поводом для акции послужила ситуация, в которую попала многодетная мать и активистка Людмила Елтышева. Участники массового пикета вышли на улицу с лозунгами: "В Перми анонимный донос — повод для вторжения в семью", "Нет ювенальному террору в Пермском крае", "Аварийное жилье — семья в группе риска", "Я\ МЫ Людмила Елтышева". В защиту пермской семьи Елтышевых выходили с одиночными пикетами и в Сургуте, и в Кунгуре.
— Анонимные доносы, которые были написаны на вас, могли сработать? Вы ощущали, что это угроза вашей семье?
— После самого первого доноса ко мне пришли представители ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних — прим.) и опека. Я думаю, что люди, которые писали их, не ожидали, что последует бурная реакция общественности и за меня заступится народ. Если бы люди не поднялись на мою защиту, то были бы приняты дальнейшие действия.
Людмила Елтышева с самого начала была убеждена, что доносы — дело рук краевых чиновников
Людмила Елтышева с самого начала была убеждена, что доносы — дело рук краевых чиновников. В результате изъян в семье был найден, и он заключался в том, что дети были не привиты. После этого началось давление со стороны департамента образования на директора школы, где обучаются дети Людмилы Елтышевой.
— Мы все сделали по закону: рентген, необходимую справку от врача. И от прививок написан отказ на законных основаниях. Довели врача детской поликлиники вплоть до увольнения. Давление оказывалось сверху, а она отказалась клеветать против моей семьи, отказалась писать плохую характеристику на меня и моих детей. Есть давление на директора школы, но меня окружают хорошие люди, и я всегда приду на помощь.
— Как давят на директора в школе?
— Не хотела бы это обсуждать, у меня с ним доверительные отношения. Могу сказать, что благодаря директору нашей школы мой ребенок под защитой, и это для меня главное сейчас.
— Расскажите о своих детях.
— У меня двое совершеннолетних. Старший сын отучился в техникуме и работает, параллельно получая еще высшее образование. У него своя семья, снимают жилье. Средний сын учится в медицинском колледже ему уже 18 лет. Другим детям — 7 и 5 лет. Средний ребенок ходит в первый класс. В этом году младшая дочь пойдет в первый класс. Как-то писали в доносах, что мои дети гуляют одни, а моему третьему сыну из-за особенностей здоровья организма нельзя одному находиться на улице. Мы всегда гуляем вместе и находимся втроем.
— Муж переживает за вас?
Моя общественная деятельность не приносит никакого дохода, кроме морального удовлетворения
— Говорит, зачем мне это все надо. Однажды попробовала "завязать" с общественной работой, отключиться полностью. Но это как с людьми, имеющих дар лечить, но скрывая свой дар они заболевают. И со мной также — я сильно заболела. Моя общественная деятельность не приносит никакого дохода, кроме морального удовлетворения. Ко мне обращаются с разными проблемами: кому-то нужны вещи, кого-то обидели в школе, родители не дают деньги на учебники. Проблем много и разных. Когда помогаешь и тебе говорят "спасибо" — это самая большая награда. Когда желают здоровья мне и моим детям, я убеждаюсь, что именно этим я должна заниматься.
— Какими проблемами кроме отмены электричек занимаетесь еще?
— У нас в 2018 году вышло постановление ПДН о проверке холодильников. Суть в том, чтобы проверить наличие холодильника и спального места. Такие проверки противоречат Конституции РФ — в рамках жилищной неприкосновенности и я вправе не впускать домой посторонних людей. После многочисленных писем в разные инстанции это постановление отменили, но на смену ему вышло другое постановление, по которому холодильники не проверяют, но суть остается такой же. В некрасивую ситуацию попадают малоимущие и многодетные семьи, их берут на карандаш. На каждого ребенка заведен журнал, в котором отмечают настроение ребенка, опрятность, проверяют детей в школах и детсадах. Но дети бывают разные. А в ПДН есть план — поставить 30% семей на учет. Детские сады выкручиваются — ставят на учёт тех, кто не может за себя постоять. Порой до того выходит, что если папа пенсионер, семья может стать опасной для ребенка. Наш Пермский край — пилотный регион по внедрению ювенальных проектов — это когда дети принадлежат государству, а не семье. И якобы все самое страшное и опасное для ребенка находится в семье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мать восьмерых детей ограничили в правах на шесть месяцев после пикетов у кабмина РТБойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.