"Я туда зашел спросить, законно ли это или нет, мне сказали, что законно, взяли объяснения и сказали в этих мероприятиях не участвовать", — столь парадоксальным образом описал суду свой поход в Центр "Э" свидетель по делу о "массовых" одиночных пикетах против МСЗ Алексей Уткин. Свидетеля этого полиция привезла в суд давать показания, хотя её никто об этом не просил, а судья вообще еще не принял решения, стоит ли его допрашивать. В итоге пришлось.
Как уже сообщали "Idel.Реалии", 18 марта в отношении экоактивистки Ирины Никифоровой был составлен административный протокол, а во второй половине того же дня её приговорили к 30 часам обязательных работ, признав виновной в организации серии несогласованных с исполкомом Казани одиночных пикетов, в которых правоохранители увидели массовость.
Одним из доказательств этого стали показания свидетеля Алексея Уткина, который якобы сперва решил поддержать движение против МСЗ, но потом забеспокоился, что его накажут, и обратился за консультацией в Центр "Э". И Центр "Э", конечно, проконсультировал его, как надо...
На допросе свидетеля Уткина с самого начала заседания в Вахитовском суде Казани настаивал представитель Ирины Никифоровой Сергей Сычев.
Сычев указал суду на странность в поведении Уткина, который окончил переписку с Никифоровой в 10.24, а в 10.45 — то есть ровно спустя 21 минуту! — уже давал показания в Центре противодействия экстремизму.
— Не была ли это провокация? — задался вопросом Сычев, упомянув, что работающий инженером Уткин нашел время для посещения полиции в разгар рабочего дня.
Представитель Никифоровой упомянул и других свидетелей, чьи показания представлялись ему сомнительными.
Владельца типографии Козлова, распечатавшего плакаты, личность которого из материалов административного дела установить не представлялось возможным; замначальника УВД по Казани, якобы предупреждавшего более половины всех участников пикета о недопустимости нарушения закона о митингах…
— Мы предполагаем, что эти сведения не соответствуют действительности, — объяснил Сычев. — Поскольку, если человек нарушает и оттуда не уходит — либо составляется на месте протокол, либо человек доставляется в отдел полиции. А тут целый замначальника охраны общественного порядка расписывается в том, что они не пресекали правонарушения на месте!
Как и в случае с Уткиным, Сычев ходатайствовал о вызове загадочного Козлова и полицейского для допроса в суд — но судья сказал, что вернётся к рассмотрению этих ходатайств после того, как рассмотрит все другие имеющиеся в деле материалы.
— В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что Никифорова с 4 февраля по 26 февраля распространила в соцсети "ВКонтакте" информацию о проведении пикетов, призывая неопределенный круг лиц принять участие в несогласованной акции, целью которой было доведение до общественности требований касающихся отмены строительства завода по термическому обезвреживанию твёрдых коммунальных отходов, — зачитал, в чем обвиняют Ирину, судья.
Закончив знакомиться с материалами дела, он поинтересовался у Никифоровой, хочет ли она что-либо пояснить. Активистка отказалась.
Слово вновь взял Сычев.
Это, мы считаем, заказ
— Данное дело является симптоматичным потому что направлено на репрессивные меры в отношении активистки, — заявил он. — Пикетирование не могло быть массовым, потому что стоял всего один человек... Каким образом могло подаваться уведомление в исполком? То есть, я, Сычев Сергей Александрович, уведомляю исполком Казани, что с 3 по 26 февраля неизвестные мне лица будут проводить одиночные пикетирования?!. Какой-либо общественной опасности акты одиночного пикетирования не представляли. За что нести ответственность, за что государству принимать карательные меры — непонятно!.. Никифорова была приглашена в отдел вчера, сегодня с утра приехала — а протокол был уже напечатан! Ни объяснения не сняли, ничего... даже материал не смотрели! Это, мы считаем, заказ.
В деле, просветил Сычев, отсутствуют даже отметки о регистрации рапортов, которые подавали сотрудники полиции. Например, рапорт, написанный замначальника УВД по Казани, минуя дежурную часть УВД, попал сразу в Центр "Э".
Сычев вновь напомнил о скорости, с которой Уткин после разговора с Никифоровой обратился в органы:
— Через 21 минуту! Если я сейчас поеду и попытаюсь найти замначальника ЦПЭ (а Уткина допрашивал именно он — "Idel.Реалии"), я сомневаюсь, что я его за такое короткое время найду!
В какой-то момент дверь зала судебного заседания открылась.
— Разрешите? — сказал вошедший в зал мужчина.
— По какому вопросу? — поинтересовался судья.
— Меня привезли допросить… Опросить… В 413-й, сказали, подняться…
— Кто вас привез?
— Сотрудник какой-то... полиции.
— Кто вы?
— Уткин.
В зале засмеялись.
— Ходатайство о вашем допросе пока еще на рассмотрено. Подождите, пожалуйста, в коридоре, — попросил судья.
— Не онлайн-трансляция? Может быть, они как-то смотрят? — обратился к активистам, пришедшим поддержать Никифорову судья. Ранее он удовлетворил ходайство о ведении видеосъемки. Видимо, будучи сильно заинтригованным, он решил удовлетворить и ходатайство о допросе доставленного свидетеля.
— Как вы узнали о проведении данного судебного заседания? — спросил судья у приглашенного в зал Уткина.
— Позвонили сотрудники полиции. Сказали, нужно явиться, — объяснил причину своего появления в суде свидетель. В случае с полицией, как оказалось, он вообще привык подчиняться безропотно.
— Полагали, что ваши пояснения будут необходимы суду для разрешения данного дела?
— Наверное.
— Больше ничего не пояснили, да?
— Нет.
Предупредив Уткина об ответственности за лжесвидетельство, судья передал слово Сычеву, который и настаивал на допросе.
Сторонников этого МСЗ, я так думаю, у нас мало
— Около двух недель назад я увидел информацию об одиночных пикетах против МСЗ в соцсети "ВКонтакте", — рассказал Алексей Уткин. — Сторонников этого МСЗ, я так думаю, у нас мало. Хотел узнать, как и что. Я тоже не сторонник. Написал в Ватсапе...
Меня смутило, что прям подробные инструкции мне скинули и сказали материал забирать из самой типографии. Я подумал, что меня за это могут привлечь к ответственности какой-нибудь. Около работы как раз оказался — в "Дубльгисе" я посмотрел — центр против экстремизма. Я туда зашел спросить законно ли это или нет, мне сказали, что законно, взяли объяснения, сказали в этих мероприятиях не участвовать.
— По какой причине не позвонили, а зашли? — поинтересовался Сычев.
— Я работаю рядом. Инженером в КАИ, на Карла Маркса, 10. Я пошел спрашивать, законно ли, а не давать объяснения или писать заявления.
— А по какой причине не в прокуратуру пошли?
— Ну потому что массовые мероприятия экстремизмом уже считаются везде, — простодушно объяснил Уткин, и на эту реплику зал вновь отозвался дружным смехом. — У нас чуть что — сразу "экстремизм"!
После этих слов вопросов у Сычева к Уткину больше не нашлось, и свидетель покинул зал. В вызове других свидетелей судья Сычеву отказал, пояснив, что собранных материалов и так достаточно для вынесения решения.
— Мы считаем — и это подтверждается — что дело абсурдное и оно сфабриковано, — обратился к судье защитник. — Поскольку — в процессе это видно — и над активистами, и над судом, в том числе, издеваются. Потому что как только мы заявили ходатайство о допросе Уткина и об определенных недостатках представленных доказательств — то сразу волшебным образом Уткин был снят с места работы и привезен как на такси сотрудником полиции. Сегодня же рабочий день!
— Если б все ходатайства так удовлетворялись... — мечтательно протянул судья.
Лучше бы ловили преступников, чем возили свидетелей на машине
— Никифорову хотят назначить виноватой. Налицо провокация со стороны Уткина: в 10 увидел, в 10.24 закончил переписку и в 10.45 уже был в ЦПЭ!.. Совершенно непонятно целеполагание человека. Просто человека вынудили вступить в переписку с этим Уткиным, чтобы она дала необходимые им путём наводящих вопросов сообщения, которые можно трактовать двусмысленно... Я думаю, суд не должен пойти на поводу у иных органов власти из-за того, что органы власти не пошли на конструктивный диалог. Просим прекратить данное издевательство над правосудием со стороны сотрудников полиции, которые лучше бы ловили преступников, чем возили свидетелей на машине, — подытожил Сычев.
Но судья пришёл к выводу, что вина Никифоровой доказана, и назначил ей наказание в виде 30 часов обязательных работ. Ирина, в свою очередь, сообщила корреспонденту "Idel.Реалии", что, опротестовывая это решение, она намерена пройти все судебные инстанции, вплоть до ЕСПЧ.
Your browser doesn’t support HTML5
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.