Наблюдение за усилиями российского истеблишмента обрушить цену на нефть и на собственную валюту заставили колумниста "Idel.Реалии" Марину Юдкевич цитировать шекспировского нехорошего человека Полония: "Он, должно быть, безумен, но в его безумии есть система".
Первый акт. 6 марта, когда большинство российских мужчин посматривали на заготовленные для праздничного уик-энда бутылки, друг Владимира Путина и по совместительству глава "Роснефти" Игорь Сечин поставил всё на бочку. В смысле, на баррель. Лучше бы просто загодя напился, честное слово (хотя, конечно, учитывая последствия, одно не исключает другого).
Коротко говоря, на переговорах ОПЕК+ о сокращении добычи нефти (каковое было призвано сохранить цены на неё в условиях спада мирового спроса на энергоносители — что стало последствием пандемии коронавируса, уже вызывающей проблемы в экономике разных стран) Россия сказала своё бодрое "нет". Как говорят, с залихватским "Вот сейчас мы им покажем!"
Под "мы" подразумевалась в данном случае, разумеется, "Роснефть" (по сведениям СМИ, из всех генералов российской нефтянки за такое решение был только Сечин). А под "ними" — ну конечно, америкосы, кто ж ещё-то. Потому как падение нефтяных цен сделает невыгодной добычу сланцевой нефти в США, ужо вам!
Вообще, священный поход "Роснефти" против сланцевой нефти в США — род войны производителя арифмометра за запрет производства компьютеров. Ну и про "выколю себе глаз, пусть у постылой тещи будет одноглазый зять" мы всё знаем.
Патриоты сечинского закала успели пропеть победную песнь — типа "Выход России из ОПЕК+ обрушивает всю мировую систему, основанную на господстве США, США почти мгновенно потеряют нефтегазовую отрасль, приносящую $1,3 трлн в год — это 7,6% американского ВВП" и т.д.
Только вот отсутствовал куплет о том, что в России — и, в частности, в Татарстане — эта самая отрасль составляет 30 процентов от ВВП и ВРП. И столько же — от доходов бюджета…
Второй акт. Россияне, проснувшись после праздников, обнаруживают родную страну в состоянии тяжкого похмелья от этой сечинской победы.
Оказывается, Саудовская Аравия, не отвлекаясь на отмечание чуждого ей праздника женщин, уже ответила на роснефтевский демарш симметрично и мощно: уже в выходные объявила о наращивании своей добычи да ещё и о скидках для покупателей… Словом, перехватила первую нашу заветную стратегическую доктрину "Вот сейчас мы им покажем!" — а как известно, хорошо показывает тот, у кого есть что показать…
В общем, к вечеру вторника баррель нефти марки Brent, разом потеряв примерно пятую часть своей допраздничной цены, стоил уже (в зависимости от места торгов) от 34 до 38 долларов. А это значит, что цена российской марки Urals упала до 34-30 долл./баррель…
А бюджет России (а также, разумеется, и бюджеты каждого из её регионов) на этот год свёрстаны из расчета 42 долл./баррель. И, повторим, в России и в Татарстане бюджет почти на треть зависит именно от размера нефтяных доходов…
Разумеется, рубль, несмотря на усилия Центробанка, рухнул тоже, и к вечеру вторника ЦБ осталось лишь фиксировать курс: доллар — 72 рубля (+ 4,2 рубля к предпраздничной отметке) евро — 81,9 рубля (+ 5 рублей).
Еще больше обвалилась капитализация российских нефтяных компаний. В частности, акции "Татнефти" потеряли в цене 13 процентов, и рыночная стоимость главной татарстанской кормилицы упала до 1,3 трлн рублей, снизившись на 190 миллиардов.
Больше же всех потеряла сама полугосударственная "Роснефть": 620 млрд рублей или 15 процентов её рыночной стоимости…
А тут и аналитики взбодрили население, припомнив о распаде СССР, простимулированном такими же вот действиями той же Саудовской Аравии на том же самом нефтяном рынке… А ну как эти хитроумные саудиты, опять переглядываясь с этими зловредными америкосами, уже приняли на вооружение и вторую нашу заветную доктрину — "Можем повторить"?!.
А тут и эксперты: предсказывают, Нострадамусы наши, что в ближайшее время подорожают импортные товары. Да вот прямо начиная с лекарств и подорожают (поскольку спрос на оригинальные импортные препараты стабильно высок за счет россиян, которые желают лечиться, а отечественные "аналоги" привлекают лишь россиян, которые желают на их производстве обогатиться)…
Но даже этого "ближайшего времени" не стали ждать отечественные производители: автозавод в Тольятти сразу предупредил, что его продукция, отечественными автомобилистами именуемая "тазиками", претерпит суровое изменение цен. Ибо то, сё, колебание валютных курсов, цен на энергоносители…
Что-что вы говорите — что если цены на энергоносители на мировом рынке падают, то это должно вести к снижению себестоимости энергоемкого производства?..
Ну это вы так думаете. А на самом деле у нас в России каждое падение цен на российские нефть и бензин неотвратимо влечет за собой рост этих цен внутри России. Ведь тогда нефтяные компании, чтобы отбить потери, стараются гнать больше своего подешевевшего товара на всё тот же проклятый мировой рынок — а образующийся в результате внутри страны дефицит отлично справляется с повышением внутрироссийских цен на этот же товар.
Так что вслед за ростом внутренних цен на энергоносители должны дорожать и все продукты отечественного производства. Ездили, знаем!
В общем, дорогие россияне вновь приведены в знакомое состояние "шеф, усё пропало". Гипс снимают, клиент уезжает, нефть падает, рубль сползает по стенке, Конституция превращается в трудновоспроизводимый набор цитат из карманного издания "Вестник малограмотного патриота", даже депутаты Госдумы — и те, говорят, от такой жизни хотят досрочно переизбраться…
И тут…
Третий акт. И тут прямо посреди этой недопереизбранной Госдумы взмывает, как на ракетном топливе, сама Валентина Терешкова. И прямо с высоты своего космического опыта, пронзая дальнозорким оком тучи над страной, вещает, что ситуация тяжелая, население в тревоге, но шанс есть, и он единственный: просто шеф должен остаться.
"Или вообще убрать ограничение по числу президентских сроков, или заложить в законе возможность для действующего президента вновь избираться на эту должность", — указывает она выход из страха, обуявшего россиян.
Тут Госдума, конечно, приходит в безмолвное смятение. Как, вечное президентство?!. попрание цивилизованных норм?!. нет, на это я пойтить не могу!.. или могу?.. раз Отечество в опасности… надо посоветоваться с шефом. Спикер срочно объявляет перерыв и бежит к шефу.
И после недолгого ожидания, скрашиваемого пересчетом депутатских индивидуальных золотовалютных запасов, конец пьесы: "президент России Владимир Путин поддерживает поправку, обнуляющую его президентские сроки и позволяющую ему участвовать в новых выборах" в 2024 году.
Как сразу легко-то стало, как все волненья-то утихомирились — такой приятный ответ на все эти тревоги по поводу обесцениваемых денег, разоряемых бюджетов, дорожающих лекарств и тэдэ, и тэпэ!
Нет, в этом безумии точно есть система. Или, как говорилось в нашем отечестве задолго до ихнего Шекспира: безумный-то безумный, но ложку мимо рта не проносит.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.