Чувашский минус. Краевед о том, чего ожидать чувашам от новой переписи

Виктор Симаков, краевед. Фото с сайта чувашской газеты Татарстана "Сувар"

Предстоящая Всероссийская перепись населения, назначенная на октябрь 2020 года, беспокоит не только политологов, экономистов и социологов. Национальный срез её итогов обозначит реальный статус и перспективы развития народов, входящих в состав Российской Федерации. Безусловно, русские по численности остаются вне конкуренции, шансы сохранить второе место есть у татар. А вот как сложится судьба других нерусских народов, в том числе башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, под вопросом.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Чуваши — четвертые по численности среди коренных народов России. В 2010 году их было 1,44 миллиона, и они впервые пропустили вперед башкир, уступив им всего 148 тысяч человек. Скольких чуваши недосчитаются на этот раз? Сохранят ли они за собой место в пятерке лидеров? Отчего зависит этот процесс и как исправить ситуацию?

С этими вопросами "Idel.Реалии" обратились к чувашскому краеведу из Татарстана Виктору Симакову. Многие его знают как автора-составителя "Энциклопедии чувашских населённых пунктов Самарской области" и "Энциклопедии чувашских населённых пунктов Татарстана".

― Виктор Егорович, по данным последних Всероссийских переписей населения численность чувашей неуклонно сокращается. Ваши краеведческие наблюдения подтверждают это?

― Да, численность чувашей неуклонно сокращается. Взгляните на таблицу, на которой представлены сведения за 1989-2002 годы по регионам, в которых я жил и работал.

Регионы

1989 год

2002 год

Осталось, в %

Уменьшилось, в %

СССР

1843 000

Российская Федерация

1773 645

1637 004

92,31

7,69

Республика Татарстан

134 221

126 532

94,27

5,73

Самарская область

117 914

101 358

85,95

14,05

Причём численность чувашей начала заметно снижаться именно после 1989 года. До этого с XVIII века наблюдался стабильный рост.

Годы переписей населения

Число чувашей

Всего

В том числе на территории

Чувашского края

Вне территории Чувашского края

тыс. чел.

в %

1723

217,9

194,0

23,9

11

1795

352,0

233,9

118,1

33,6

1897

843,8

542,4

301,4

35,7

1926

1117,4

667,7

449,7

40, 2

1959

1471,0

770,4

700,6

47,6

1970

1694,4

856,2

838,2

48,8

1979

1751,0

887,7

863,7

49,3

1989

1842,9

906,9

928,4

50,7

2002

1637,1

889,2

748,0

45,74

2010

1440,0

814,75

629,2

43,41

Обратите внимание на показатели 1989 и 2002 годов: с 1843 тысяч человек снизилось до 1637,1 тысяч. Дальше ― больше. В Татарстане в 1970 году чувашей было 153,5 тысяч, а в 2010-м осталось 116,2 тысяч человек. В Самарской области за те же годы похожие показатели ― 113,6 тысяч было, осталось 84,1 тысяч. Разница убыли удручающая. Потери больше, чем за время Великой Отечественной войны.

― Как это объяснить?

В 1956 году партия и правительство встали на путь обрусения всех нерусских народов СССР через школы


― Причин много, включая социально-экономические и политические преобразования в стране, перечислять их не буду. Но одну причину, напрямую связанную с формированием национального самосознания чувашей, не назвать не могу. Она возникла не вчера и не позавчера: в 1956 году партия и правительство встали на путь обрусения всех нерусских народов СССР через школы.

По директивному указанию сверху закрылись чувашские педучилища в селе Аксубаево (Татарстан), Ульяновске, Подбельске (Самарская область), Бугуруслане (Оренбургская область), Белебее (Башкортостан), а в Чувашии ― Цивильское, Норусовское, Ядринское, Батыревское и другие училища. Осуществился переход на русский язык без права преподавания родного (чувашского) языка. Это был сильнейший удар по жизненному потенциалу народа. Оставшись без права на родной язык, мы скоро исчезнем.

― Каковы ваши прогнозы на предстоящую перепись ― ситуация изменится?

― Мои прогнозы на перепись 2020 года исходят из показателей прежних переписей: тенденция снижения не прекратится, число чувашей уменьшится. И свежие данные на виду ― уменьшается число жителей в сёлах и деревнях. Условия жизни улучшились, а социального и духовного комфорта в сельской местности нет. Из-за отсутствия работы на селе многие уезжают в города и постепенно русеют вместе с детьми.

В большинстве школ с переходом на русский язык обучения исчезли уроки чувашского языка и литературы. Это дало толчок к обрусению детей


Повторяю, уменьшение численности чувашей началось в 70-80-х годах прошлого века, когда переход на русский язык обучения в школах дал резкое снижение числа чувашей. В большинстве школ с переходом на русский язык обучения исчезли уроки чувашского языка и литературы. Это дало толчок к обрусению детей. В городах, райцентрах и некоторых крупных сёлах вслед за чиновниками многие родители начали воспитывать своих детей на русском языке, по-русски.

Сегодня во многих чувашских семьях дети не знают языка своих родителей, многие чувашские школы стали русскими. Такой процесс длится уже 30 лет. Школы превратились в душителей родного языка, и это даёт свои плоды. В 1980-х годах в некоторых школах диаспоры начали преподавать чувашский язык, а теперь, после введения добровольного изучения родных языков, и они вновь зачахнут.

― Знакомы ли вам случаи, когда при переписи населения чуваши записывались русскими или татарами?

В школах райцентров до сих пор родной язык отсутствует. Это главная причина обрусения


― Знаю чувашские семьи в райцентрах и городах, которые при переписи записались русскими, а родным языком назвали русский. Но их ли в этом вина? Чувашского в окружении нет! В школах райцентров до сих пор родной язык отсутствует. Это главная причина обрусения.

Разовые передачи на родном языке по местному радио или телевидению, редкие материалы в региональных печатных СМИ о чувашском языке, чувашской истории и чувашской культуре ― это не решает проблему.

― Значит, каждый чуваш вовсе не обязан записываться чувашем при переписи?

― В идеале каждый чуваш при переписи должен указать свою национальность ― чуваш. Однако мы живем в демократической стране, и каждый чуваш может по своему усмотрению назвать себя русским или кем-то ещё. Конечно, это крайне нежелательно, потому что никакой нации не нужен человек с низким уровнем национального самосознания, это ухудшает атмосферу в чувашском мире.

В идеале каждый чуваш при переписи должен указать свою национальность ― чуваш


Более того, это уже есть самоунижение. В некоторых местностях "диаспоры" это остро чувствуется, особенно в Самарской области. Из года в год чувашское население уменьшается. Куда они деваются? Записывают себя русскими.

Когда я работал в Самарской области сначала учителем, потом редактором и ответственным секретарем газеты "Самар ен", сотрудничал с татарской газетой "Бердэмлек", узнал, что во многих школах специалисты из РОНО требовали от учителей, чтобы родители-чуваши со своими детьми дома разговаривали только по-русски. Даже были случаи, когда в чувашских школах за разговоры между собой на родном языке учителей штрафовали, и "штрафы" удерживались из зарплаты!

Поэтому чему тут удивляться, что в 1979 году в Самарской области было 117,9 тысяч чувашей, в 2002 году осталось 101 тысяча, а в 2010 году ― 84 тысячи.

― Если городской чуваш или чуваш в "диаспоре" не знает или плохо знает родной язык, можно ли ему записываться чувашем? Или чуваш без знания родного языка не чуваш?

Если человек интересуется и гордится историей и культурой своего древнего народа, по возможности старается изучать родную речь и считает её благозвучной, почему же он не чуваш?


― Это зависит от самого человека. У нас много таких, которые не знают или плохо знают свой родной язык, но себя называют чувашами. Чуваш остается чувашем, даже если он забыл материнский язык, утратил отцовский дом, вынужден скитаться по миру и пользоваться двумя-тремя другими языками.

Если человек интересуется и гордится историей и культурой своего древнего народа, по возможности старается изучать родную речь и считает её благозвучной, почему же он не чуваш?

― Есть ли в регионах за пределами Чувашии организации, которые действительно стараются за сохранение народа?

―Такие организации, которые созданы ради сохранения языков и культур народов, имеются везде, во всех регионах. В Самарской области успешно работала Чувашская национально-культурная автономия "Пехил" во главе с Валентином Калмыковым, честным и боевым руководителем. Несколько лет назад он ушёл из жизни, появились другие карликовые организации, но, кажется, их интересы развиваются в другом направлении.

Культурная автономия чувашей Татарстана отлично действовала при лидере Константине Яковлеве, который потом несколько лет работал министром культуры Чувашской Республики. Сейчас в Татарстане районных отделений 27. Они славятся своими Домами дружбы и культурными центрами, но, к сожалению, многие из них только для отвода глаз. Если к общественной работе в ЧНКА Татарстана вернутся прежние активисты, возможно, автономия вновь повернется лицом к чувашским семьям и школам, к живому народу.

― Замечаете ли вы разницу в самочувствии чувашей в Татарстане и Самарской области?

― Разница есть, притом заметная. К примеру, в Казани чувашская газета "Сувар" выходит стабильно и любима народом, а в Самаре чувашская газета "Самар ен" дышит на ладан и не получает надлежащей поддержки ни со стороны областной администрации, ни со стороны культурно-национальной автономии.

К примеру, в Казани чувашская газета "Сувар" выходит стабильно и любима народом, а в Самаре чувашская газета "Самар ен" дышит на ладан и не получает надлежащей поддержки ни со стороны областной администрации, ни со стороны культурно-национальной автономии


В школах Татарстана во многих местах чувашский язык сохранился как отдельный предмет. В четырех районах республики газеты дубляжом выходят на чувашском. В школах, где в 1960-х годах был уничтожен чувашский язык, через два десятилетия восстановили преподавание чувашского языка и литературы. В последнее время, правда, часы на родную словесность урезали до двух в неделю (1 час ― язык, 1 час ― литература).

В Самарской области преподавание чувашского языка и литературы восстановлено только в некоторых школах и только по одному часу в неделю или в две недели. Кроме школ Шенталинского района ― там преподавание чувашского языка и литературы сохранилось. В целом по области чуваши русеют быстрыми темпами.

― На ваш взгляд, что нужно предпринять чувашам в этой критической ситуации? Есть ли выход?

― Восстановить во всех чувашских населённых пунктах преподавание чувашского языка и литературы в школах не менее 5 часов в неделю. Как это было до отмены обязательного преподавания на родном языке. Вот тогда, возможно, в 2030 году перепись населения покажет рост численности чувашей в России.

Виктор Симаков —​ журналист, педагог, полиглот, почётный краевед Союза чувашских краеведов, действительный член Чувашской национальной академии наук и искусств, член Союза чувашских писателей Республики Татарстан. Родился в 1933 году в селе Меречень, проживает в деревне Русская Киреметь Аксубаевского района Татарстана. Учился в Казанском педагогическом институте, в армии служил в Азербайджане, учительствовал в Каракалпакстане, Чувашии, Татарстане, Самарской области. Работал редактором районной газеты в Аксубаеве, редактировал областную газету "Самар ен". Имеет 15 публицистических, краеведческих и художественных книг. За успехи в краеведении и народознании награждён медалью Спиридона Яндуша и орденом Николая Никольского.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.