"Процесс имеет явно политический характер"

Сторонники организации "Башкорт" пришли поддержать общественную структуру

Верховный суд Башкортостана в пятницу начал рассмотрение административного иска республиканской прокуратуры о признании национальной организации "Башкорт" экстремистской и запрете ее деятельности.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

О том, что республиканская прокуратура направила в суд иск о запрете "Башкорта", стало известно в начале этой недели. Ранее надзорное ведомство вынесло в адрес "Башкорта" предупреждение "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".

Претензии прокуратуры были основаны, в частности, на том, что в деятельности "Башкорта", якобы, "активное участие принимают Сагит Исмагилов, Фанзиль Ахметшин, Айрат Дильмухаметов, ранее судимые за преступления экстремистской направленности", и что при участии упомянутых людей "на территории Республики Башкортостан организуются массовые публичные мероприятия с целью осуществления призывов к экстремистской деятельности и вовлечения в его состав новых участников".

Также было заявлено, что, согласно выводам некоего "историко-психолого-лингвистического исследования" специалистов Башгосуниверситета, проводимые "Башкортом" "йыйыны", на самом деле, "таковыми не являются". На устранение нарушений прокуратура дала организации два месяца, которые истекали в конце февраля.

Однако, как выяснилось, свой иск прокуратура направила в суд уже через неделю после вручения "Башкорту" своего предупреждения. Последнее было вручено 24 декабря, иск был подписан и.о.прокурора республики Виктором Логиновым уже 31 декабря 2019 года.

Как следует из документа (копия имеется в редакции), для того, чтобы как-то обосновать свои утверждения об "экстремистской" деятельности "Башкорта", надзорное ведомство собрало в один "пакет" все претензии, которые выдвигались к организации правоохранительными органами за последние два года. Начав с митинга в защиту башкирского языка, проведенного "Башкортом" в сентябре 2017 года, прокуратура охарактеризовала его, как "провокационный", и заявила, что в выступлениях его участников "содержатся высказывания, имеющие лингвистические и психологические признаки возбуждения ненависти и вражды", в том числе, "по отношению к лицам небашкирской национальности". В вину выступавшим прокуратура также поставила "отрицательную оценку представителей законодательной и исполнительной власти" и "формирование крайне негативного психологического образа главы РБ (эту должность тогда занимал Рустэм Хамитов — "Idel.Реалии"), и в его лице государства в целом".

Особое внимание в иске прокуроры уделили бывшему председателю "Башкорта" Фаилю Алчинову. В вину активисту вменили то, что он "30 сентября 2018 года организовал и провел несогласованное публичное мероприятия перед зданием ОМВД по Баймакскому району". (Осенью 2018 года после столкновения группы местных жителей с рабочими из Чечни собравшиеся на стихийном сходе граждан возле Баймакского РОВД потребовали освобождения всех задержанных).

Далее, перечислив в иске все наложенные штрафы и вынесенные предостережения в адрес Алчинова, прокуратура заявила, что в выступлении активиста на курултае башкир Зилаирского района 10 апреля 2019 года "имеется обоснование необходимости обособления части территории Российской Федерации (Республика Башкортостан) и выхода ее из состава РФ", а также "обоснование необходимости нарушения прав и свобод лиц небашкирской национальности".

Отметили в иске прокуроры и произошедший в июне прошлого года инцидент на V Всемирном курултае башкир, когда избранные делегатами Фаиль Алчинов и еще один активист "Башкорта" Ильмир Мухаметьянов были силой удалены с мероприятия. Разумеется, прокуратура истолковала инцидент как лишнее подтверждение "экстремизма" в действиях членов организации.

Наконец, заявив, что после вынесенного в декабре предупреждения на странице "Башкорта" вКонтакте были опубликованы высказывания о несогласии с претензиями правоохранителей, что, по мнению прокуроров свидетельствует о том, что организация "продолжает экстремистскую деятельность", надзорное ведомство потребовало признать "Башкорт" экстремистской организацией и запретить ее.

На судебный процесс пришло в качестве слушателей около 30 активистов и сторонников "Башкорта".

Представлявший интересы организации "Башкорт" адвокат Станислав Селезнев сразу же заявил ходатайство об отложении дела ввиду того, что прокуратура не ознакомила ответчиков с иском и его материалами.

— Согласно Кодексу административного судопроизводства (КАС), истец должен был обеспечить ответчика самим исковым заявлением и приложенными к нему документами. В адрес "Башкорта" эти материалы не приходили. Председателю организации само исковое заявление прокуратуры пришло по его запросу по электронной почте из суда, а материалы более чем на 390 страниц так не пришли. Ответчик, таким образом, лишен был возможности ознакомиться и сформулировать свою позицию по делу, — заявил Селезнев.

Адвокат попросил суд оставить иск без движения, а также вынести в адрес прокуратуры частное определение за нарушение норм КАС. Дополнительно Станислав Селезнев попросил суд потребовать от прокуратуры "провести среди сотрудников образовательные мероприятия для изучения положений Кодекса административного судопроизводства".

Представители надзорного ведомства в ответ заявили, что все материалы были направлены ответчику своевременно, по юридическому адресу организации. После короткого разбирательства судья ВС Гузель Фархутдинова предоставила представителям "Башкорта" две недели для изучения иска и приложенных к нему материалов прокурорской проверки.

Комментируя журналистам ход процесса, адвокат заявил, что он носит явно политический характер.

Примеров каких-либо высказываний о насилии, о каких-то недемократических процедурах в исковом заявлении не содержится


— Тот факт, что дело имеет политическую подоплеку, подтверждается самим текстом искового заявления. Прокуратура вменяет активистам “Башкорта” высказывания, направленные на освещение деятельности органов власти, а также высказывания о необходимости смены власти демократическим путем. Отдельно хочу заметить, что примеров каких-либо высказываний о насилии, о каких-то недемократических процедурах в исковом заявлении не содержится. И мы ожидаем от Верховного суда Башкортостана учета не только толкования законов прокуратурой республики, но и сложившейся практики Европейского суда по правам человека, — сказал Станислав Селезнев.

Комментируя содержание иска, адвокат также отметил, что "личность Алчинова, очевидно, вызывает повышенное внимание прокуратуры и других правоохранительных органов в республике".

Эксперты не исключают, что, если суд удовлетворит иск прокуратуры, против отдельных активистов могут быть возбуждены уголовные дела.

— Мы ожидали, что будет преследование нашей организации, — сказал "Idel.Реалии" Фаиль Алчинов. — После прихода к власти Радия Хабирова на нас началось сильное давление. Меня и вызывали, и угрожали уголовным делом. Но скажу так — если "Башкорт" запретят, и мы не добьемся отмены этого решения в судах, то мы создадим новую организацию и будем работать дальше

Сегодняшние преследования нас говорят о том, что у нас есть своя независимая позиция, неугодная властям


— Наша организация была создана в 2014 году, как мост между башкирским народом и властями республики, чтобы доносить до них народные проблемы, которые они [власти] сами не видят. Сегодняшние преследования нас говорят о том, что у нас есть своя независимая позиция, неугодная властям, — отметил один из лидеров "Башкорта" Руслан Габбасов.

Видео — "Руслан Габбасов о начале судебного процесса по запрету "Башкорта"

Накануне начала судебного процесса "Башкорт" заявил, что считает нынешнего главу республики Радия Хабирова инициатором преследования организации

"Суд 7 февраля — это политическое мероприятие, задуманное для того, чтобы положить конец свободе слова. Этот механизм задумывался давно. Завтра его испробуют на активных сынах башкирского народа. А затем уже опробованный механизм будут использовать против других национальных общественных организаций, которые неудобны для властей", — говорилось в заявлении.

Попытка запрета "Башкорта" вызвала большой резонанс, как в самой республике, так и за ее пределами.

"Властями башкирскими найден новейший враг "государства, общества и неопределенного круга лиц", как это сказано в иске прокуратуры.

Является ли БОО "Башкорт" врагом государства и
общества — можно задать такой вопрос любому башкорту, кто хоть немного знает о ней и ее делах. Уверен, что 99,9 процентов скажут, что нет (разумеется, кроме Башлыка и заинтересованных лиц). Наоборот, мы, башкорты, считаем, что именно эти молодые башкорты, объединившись, ведут борьбу за лучшее будущее государства в лице Республики Башкортостан, отстаивают интересы башкортского народа и всех живущих с нами рядом сограждан, независимо от национальности и вероисповедания. Когда возникает необходимость, молодые люди из БОО "Башкорт" публично выступают против нарушения прав народа и сограждан, организуют протестные акции. Но все это лишь в рамках конституционных прав граждан, и во время этих акций, собраний никогда не звучали какие бы то ни было призывы экстремистского характера.

Нам, гражданам нашего государства, известны печальные страницы из жизни недавно живших поколений, когда из народа вырывали и губили лучших его сынов и дочерей во имя защиты государства, на самом деле ослабляя и вредя ему. То, что ныне происходит в государстве, можно назвать рецидивом этого мрачного прошлого…

Башкорты — народ гордый. Их трудно подавить, если задеты их чувства. Принимаемые в отношении молодежной башкирской организации репрессивные меры могут вызвать среди нашей молодежи соответствующую ответную реакцию. И эта реакция будет не в пользу башкортостанской власти", — пишет один из старейших активистов башкирского национального движения Валиахмет Бадретдинов.

Видео — "Правозащитники призывают к разуму"

Свою обеспокоенность политическими репрессиями против "Башкорта" выразил на днях "Демократический конгресс народов Российской Федерации".

Базирующаяся за рубежом общественная платформа "Свободный Идель-Урал" заявила, что "начнет консультации с дипломатическим корпусом государств-членов ЕС, Великобританией, США, Канадой и Турцией о введении персональных санкций против сотрудников прокуратуры и судебных органов власти, причастных к давлению, запугиванию и преследованию членов "Башкорта", если репрессии против организации не будут прекращены".

Эксперты согласны в том, что преследование "Башкорта" инициировано, в основном, республиканскими властями в соответствии с общей линией Москвы на изоляцию независимых движений в национальных республиках.

— По отношению к "Башкорту" — это последовательная позиция Радия Хабирова лично и его команды в целом, — полагает политтехнолог Андрей Потылицын. — С другой стороны, это и общефедеральный тренд на уничтожение независимых национальных организаций. Я полагаю, что если этот процесс увенчается успехом властей, это разрушительно повлияет на саму организацию; она, скорее всего, прекратит существование. Но, как говорится, "свято место пусто не бывает" — на ее месте появится что-то иное. Вопрос, в каком виде? Очень возможно, что Радий Хабиров, в итоге, с ликвидацией "Башкорта" наживет себе на голову большие проблемы, чем те, которые доставляли ему нынешние башкирские активисты.

— Думаю, это делается достаточно централизованно, однако, и республиканская власть также явно причастна к этой теме, — считает и политолог Дмитрий Михайличенко. — Она здесь является активным исполнителем, так сказать, "наконечником копья". Но назвать такую политику разумной я не могу. Поясню — всякий раз, когда политиком затрагивается тема национализма, она актуализируется и в сознании населения многонациональной Башкирии. Допустим, глава республики жестко высказывается о "башкирских националистах". Русские националисты думают — "ну все, наконец-то, этих нациков поставят на место"; как следствие, ужесточают риторику, переводят дискурс в конфронтационное русло. Башкирские националисты, естественно, не отстают, отвечают. А ещё есть татарские националисты... Короче, открывается ящик Пандоры. В итоге межнациональный мир и согласие, уважение к культуре других — все это ставится под сомнение. И все это также ведет к усилению националистических настроений среди башкирской молодёжи. Для нейтрализации же негативного эффекта нужна конструктивная повестка, а она у нынешней республиканской власти практически отсутствует.

Очередное заседание суда назначено на 21 февраля. Интересы "Башкорта" будут представлять адвокат Станислав Селезнев из Международной правозащитной организации “Агора”, а также уфимские юристы Виталий Буркин и Гарифулла Яппаров.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.