Секретное письмо о прокурорской проверке преподавания родного языка в школах Татарстана разослал на днях Департамент надзора и контроля в сфере образования министерства образования и науки РТ. В нем директоров просят принять один единственный учебный план, который уменьшит преподавание родного языка почти вдвое. Первым о тайном письме рассказал директор казанской школы "СОлНЦе" Павел Шмаков. "Idel.Реалии" поговорили с ним.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Замминистра образования РТ: никаких засекреченных писем в образовательные организации департамент не направлял— Несколько дней назад вы в своих соцсетях написали, что вам и другим директорам школ в Татарстане пришло секретное письмо (имеется в распоряжении редакции) — его можно открыть только по паролю и требуется сразу же после прочтения удалить, никому не рассказывая о нем. Что именно это было за письмо?
Мне пришло запароленное письмо с требованием его никому не показывать и сразу удалить после прочтения
— Мне пришло запароленное письмо с требованием его никому не показывать и сразу удалить после прочтения. Там подробно написано всё, что у нас должно быть [в учебном плане]. Но то, что задело меня — там явно прописано наличие только одного из вариантов возможного учебного плана.
Это письмо от Департамента надзора и контроля в сфере образования министерства образования и науки РТ. "Перечень вопросов для проверки в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации" — тема письма.
— Вы писали, что к вам обратились директора школ. Что они писали?
— Мне написал один из директоров, который, как у нас принято в республике, попросил не называть его имя. Я знаю, что он директор одной из очень известных татарских начальных школ, национальных святынь. Он сказал, что у них сейчас вот такой вот учебный план, номер 4, если я не ошибаюсь. Всего их четыре сейчас, один из них для школ с преподаванием на татарском языке, а другие с преподаванием на русском. Количество часов татарского и русского там отличается. Он написал, что они — школа с преподаванием на татарском, но их заставляют принять план с преподаванием на русском языке. То есть, их заставляют уменьшить количество татарского языка и увеличить — русского. Там в том письме много всего интересного, надо читать.
Родители не обязаны выбирать родной язык, нет такой у них обязанности
У нас [в школе СОлНЦе] вообще нет родного языка. У нас просто есть татарский язык [как отдельная дисциплина]. У нас есть разные регионы в России, например, Санкт-Петербург. Там учебные планы примерные. Потому что они — ответственность школы. Раньше был национально-региональный компонент в нем, а теперь его нет. Есть только компонент, который выбирается участниками образовательных отношений. В этом компоненте мы и обучаем татарскому языку, у нас никто не против, все довольны. Никаких заявлений [о выборе родного языка] у нас нет, были родительские собрания, были педсоветы, на которых мы это решили: все немножко изучаем татарский язык.
— Школа сама выбирает учебный план. И если родители приносят заявления, тогда уже принимаются решения. Так?
— Школа выбирает учебный план в согласовании с родителями. На родительских собрания, комитетах. Это всё согласовано. В учебном процессе всегда участвуют три стороны: ребенок, родители и школа. Разумеется, в какой-то мере это должно быть разумно согласовано.
Родители не обязаны выбирать родной язык, нет такой у них обязанности. Вот другое дело, если они приходят с заявлением, у них такое право есть. Тогда школа должна реагировать. Но людей сейчас обязывают это делать.
Это не было письмом и официальным приглашением. Всё тайно делается
Учебный план — это ответственность директора школы, который в согласовании с родителями и учебниками его выбирает. Но нет такого обязательного учебного плана, который школа обязана выбрать. Если ребенку надо идти на ОГЭ, ЕГЭ или в школу (если он не на семейном обучении), то он обязан это сделать. А вот с учебным планом такой обязанности нет. Нет такого, чтобы мы должны выбрать определенное количество часов на то или на то. А в этом письме написана еще такая вещь: учебные планы примерные, вы не обязаны четко им следовать — отхождения на один-два часа позволительно. Вот это ложь. Что значит, расхождение на один-два часа? Можем и на три, и на четыре отойти.
— То есть они сейчас этим письмом навязывают один учебный план для всех школ?
— Да-да.
— Такое секретное письмо впервые приходит или это нормальная практика?
Они — школа с преподаванием на татарском, но их заставляют принять план с преподаванием на русском языке
— Я не припомню, может быть такое и было, но я не помню, чтобы раньше приходило запароленное письмо и чтобы с такими словами.
— Они боятся, что опять будет активное обсуждение этого?
— Боятся волны возмущения. Чтобы так это красиво было сделано: никому не показываете, по прочтению уничтожить, сотрите из почты. Это же жуть какая-то!
— В письме было и про проверку прокуратуры?
— Да, что она сейчас уже идет. И проверка сама еще какая интересная! До меня дошла пара писем. В некоторых районах Казани все директора объединены в группы в WhatsАpp. Может быть и в нашем районе объединены, но я не знаю, у меня такой нет. И вся информация о проверке прокуратуры рассылается только там — в закрытой группе. Даже нам из РОНО было несколько сообщений, что директора должны прийти в прокуратуру, но все эти сообщения были устные. Это не было письмом и официальным приглашением. Всё тайно делается.
Your browser doesn’t support HTML5
— Как часто прокуратура проводит такие проверки? Это ежегодное мероприятие или по желанию прокуратуры?
— Не часто, на самом деле. Волна тогда была в 2017 году. А так прокуратура делает либо плановые проверки, которые у них бывают, но редко. Либо они делают проверки по жалобам. У нас жалоб нет. Два года назад была ситуация, когда была жалоба, но это было по семейным обстоятельствам одного из учеников.
— А каком количестве часов на русский и родной язык в письме идет речь?
— Примерное распределение часов указано в примерных образовательных программах. Начальная школа: русский язык — 19 часов в неделю (речь идет о количестве часов в неделю за четыре года обучения, то есть: в первом классе четыре часа, во втором, третьем и четвертом по пять часов), литература — 11 часов в неделю, основная школа: русский язык — 21 час, литература — 13 часов.
В 90-е была проблема в том, что было очень много татарского, а количество русского уменьшили
Директор из татарской начальной школы, который мне написал, сказал, что они сейчас учатся по программе, которая включает русский язык и литературное чтение — 21 час — Федеральный недельный стандарт 4-летки. Он возмущен тем, что от него сейчас требуют принятие другого плана, третьего, а не четвертого: русский — 19 часов, чтение — 11 часов, то есть 30 часов; а родной язык и литературное чтение — 12 часов.
— Сейчас требуют от всех школ, чтобы вот так примерно было?
— Да, так. Тут речь идет о начальной школе, но в целом, да.
— Вы будете что-то менять в своей школе?
— Это проверка формально нас не касается, но, похоже, опять будут судебные дела. Это проверка преподавания родного языка. У нас в учебном плане нет такого понятия. У нас все дети изучают татарский. Мы пошли по другому пути, который разрешен законом. По сути так, как раньше и было.
Русский язык плюс родной русский язык, который никому не нужен, русского и так много
Если бы у нас были желающие заниматься родным языком, то мы бы его, конечно, ввели. Просто мы в школе договорились так, как было бы правильнее. Я не думаю, что к нам в школу придут те, кто захочет изучать много русского и не изучать татарский. Скорее всего, если такое произойдет, то получится так, что эти дети будут лишены математики. Мы придумали такую разумную вещь, что у нас нет никакого перекоса.
В 90-е была проблема в том, что было очень много татарского, а количество русского уменьшили. В Татарстане русского изучали меньше, чем в других регионах. Затем стал перекос в другую сторону — как сейчас. Для тех, кто выбирает русской как родной получается: русский язык плюс родной русский язык, который никому не нужен, русского и так много. А те, кто выбирает татарский, приносит в ущерб другие предметы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Казани в школе "СОлНЦе" покажут спектакль на татарском, русском и английском к Международному дню родного языкаМы хотели, чтобы все дети изучали государственный русский и государственный татарский
Мы не хотели, чтобы был какой-то перекос. Мы хотели, чтобы все дети изучали государственный русский и государственный татарский. Можно обсуждать количество часов, оно может быть и не большим, просто потому что потом на математику не хватит. Но я считаю, что не изучать в Татарстане татарский язык — это неправильно. Мне не удалось это формально доказать в суде, потому что вы сами знаете, как они у нас работают, но есть другой вариант, который мы и приняли. Он не такой удобный, но законный и возможный.
— У вас сейчас с вашим вариантом учебной программы никаких проблем нет?
— Наверняка будут. Потому что некоторые работники прокуратуры считают нужным бежать впереди паровоза и выслуживаться, делая то, что от них прямо не требуют. Вполне возможно, что прокуратура снова будет себя так вести.
Уроки татарского перестали быть обязательными в школах Татарстана с ноября 2017 года. Тогда Госсовет республики единогласно проголосовал за добровольный статус государственного языка РТ. Теперь, чтобы изучать татарский, родители школьников должны писать заявления. Подробнее смотрите в видеоэксплейнере.
Your browser doesn’t support HTML5
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.