Публицист Харун Сидоров написал колонку о новых проектах православных татар. "Idel.Реалии" публикуют мнение эксперта. 27 января в Москве в Храме Апостола Фомы прошла конференция православных татар, где обсужден ряд вопросов — от поправок к российской Конституции до христианского просветительства народов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тридцать процентов татар — православные, а Татарстан — не исламский регион"Считаю нужным развернуто прокомментировать новость об очередных инициативах проекта православных татар.
Критика в их адрес со стороны русских мусульман может восприниматься как проявление двойных стандартов, так как, если мы добиваемся права на существование для русских мусульман, по той же логике мы должны признавать и право на существование православных татар.
Поэтому конкретно наши требования заключаются не в том, чтобы свободы самоорганизации не было у православных татар, а в том, чтобы она была и у русских мусульман
И тут сразу надо сказать, что наша критика в адрес православных татар заключается не в самом факте их существования, а в том, что в условиях фактической гегемонии в стране РПЦ, власти, силовики в одно и то же время дают зеленый свет православным татарам и включают красный, в лучшем случае желтый для русских мусульман.
Поэтому конкретно наши требования заключаются не в том, чтобы свободы самоорганизации не было у православных татар, а в том, чтобы она была и у русских мусульман.
Далее, что касается уже не формального, а фактического отношения к этому явлению, то тут надо разделять две составляющие: религиозную и национальную.
С религиозной точки зрения каждого мусульманина переход человека с мусульманским бэкграундом в другую религию огорчает так же, как каждого православного огорчает переход в другую религию человека с православным бэкграундом. Но если мы живем в светском пространстве с едиными для всех правилами игры, подразумевающими свободу вероисповедания, что поделаешь. Значит, нужно думать о том, как чужому религиозному миссионерству противопоставлять более эффективное свое — иначе никак.
Если РПЦ готова костьми лечь, чтобы не признать автокефальную Украинскую церковь, то говорить об автокефальных церквях нерусских народов в России вообще смешно
А вот с национальной точки зрения все гораздо сложнее. Несмотря на отрицательное отношение у многих татар к факту существования сообщества кряшен или крещенных татар, каковыми их считают татары, реалистический мейнстрим татарского национализма, по моим наблюдениям, сегодня заключается в том, что лучше их признать как специфических татар, чем выталкивать за пределы этноса.
И тут, конечно, есть отличие между историческими кряшенами (многие из которых татарами как раз быть не хотят) и новыми православными татарами. И разница эта заключается в ориентации последних не только на религиозный, но и на национальный прозелитизм.
Чтобы было понятнее, суть в том, что православные татары продвигают среди татар не татарское православие, а "русский мир", в котором их пытаются растворить, подготавливая последующую русификацию.
Ведь никто из них, верных чад РПЦ, не предлагает создать автокефальную Татарскую православную церковь — если РПЦ готова костьми лечь, чтобы не признать автокефальную Украинскую церковь, то говорить об автокефальных церквях нерусских народов в России вообще смешно.
Поэтому православные татары зовут татар не в татарское православие, а фактически в русское, с принятием в нем всего комплекса имперских идеологем, ведущих к утрате татарской идентичности в любом виде, даже если вывести за скобки ее религиозный аспект.
Если говорить о симметричности, к примеру, когда мы еще общались на эти темы с кремлевским куратором исламской политики Алексеем Гришиным, он мне не раз говорил: "Вот распустили бы вы свой НОРМ (Национальная организация русских мусульман) и влились бы в ДУМЕР (Духовное управление мусульман европейской части России), у меня было бы на одну папочку меньше".
То есть, грубо говоря, это русские мусульмане изначально провозгласили свою "автокефалию" в то время, как Кремль пытался нас загнать под "татарские" ДУМы. А православные татары в отличие от нас ни о какой автокефалии не думают и несут своему народу не православие как мировую религию, способную закрепиться в нем, а православие как религию "русского мира".
Так что, если уж говорить о симметрии, чтобы прагматичные татарские националисты перестали воспринимать православных татар как троянского коня "русского мира", они должны оторваться от него и от РПЦ в том числе, по украинскому примеру или по примеру Турецкой православной церкви, взяв курс на свою независимую татарскую церковь.
Но останется ли что-то от православных татар, если они откажутся от покровительства РПЦ, и будут делать ставку на свой народ, как это делают русские мусульмане?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.