27 января в Москве в Храме Апостола Фомы прошла конференция православных татар, где обсужден ряд вопросов — от поправок к российской Конституции до христианского просветительства народов. Предлагаем перевод репортажа Радио Азатлык, оригинал которого можете прочитать здесь.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
Входящего на территорию церкви с улицы Колобашкина встречает вывеска над дверью, на которой написано на татарском языке "Рәхим итегез" ("Добро пожаловать"— тат). Судя по объявлению на двери, вместо вечернего богослужения сегодня здесь проходят Рождественские чтения. В глубине между собой на татарском общаются прихожанки. Упоминают "изге китап" — так называют Библию, обращаются к друг другу татарскими именами — Альфия, Наиля. С одной стороны трибуны — икона "Съезда татарских святых", с другой на стульях расставлены таблички с христианскими изречениями на татарском языке.
Назначенная на шесть вечера конференция прошла в формате круглого стола. Тема заседания — "Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России". Председатель круглого стола — архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Каллистрат Романенко) исполнял также роль модератора. И хотя организаторы предупреждали, что времени для подготовки было мало, к шести вечера зал церкви уже был полон.
Собрание началось с малого богослужения, которое посвятили основателю православной татарской общины, ушедшему из жизни в 2009 году Даниилу Сысоеву. Среди обычных псалмов звучат выражения на татарском. Стоит отметить, что именно отец Даниил стал организатором первой конференции православных татар в 2006 году.
Организаторы сообщают, что несколько ранее заявленных в программе священнослужителей приехать не смогли. За столом для президиума, рассчитанном на пять человек, расположились трое — самый статусный отец Каллистрат, слева от него — председатель татарстанского отделения партии "Родина", ректор Казанского института региональной политики Евгений Бородин, справа — профессор Московского государственного университета лингвистики, член бюро Всемирного русского народного собора, позиционирующий себя специалистом по исламу Роман Силантьев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Муфтий Татарстана о поправках в преамбулу Конституции РФ: "Тему традиционной семьи пора усилить"В своем приветственном слове Силантьев обратил внимание на "позитивные" явления, которые наблюдаются в последнее время в обществе — избрание нового правительства, предложение внести изменения в Конституцию. Он призвал внести вклад в будущие изменения также и от имени православных: "Надо внести предложения заместителя председателя Всемирного русского народного собора Константина Малофеева: добавить в преамбулу Конституции слово "Господь Бог", зафиксировать значение "семья — союз мужчины и женщины", перечислил он.
Выступивший следом Бородин не скрывал радости от того, что несущая в себе смысл "центр татар — Казань, основная религия — ислам" Стратегия развития татарского народа до сих пор не принята.
— Кто ее автор? ВКТ (Всемирный конгресс татар). Вы знаете, какая это радикальная, сепаратистская организация! Они не считаются с татарами в других регионах, странах, поэтому когда они стали презентовать стратегию в других регионах, они не нашли никакой поддержки! — заметил Бородин.
Досталось также и Татарской национально-культурной автономии, которая не разрешила провести прошлогоднюю конференцию в Татарском культурном центре:
— Что они там делают? Из 32 местных автономий только шесть входят в эту автономию!
По словам открывшего круглый стол архиепископа Каллистрата, в своем приходе он богослужения проводит и на алтайском языке. Вообще, вопрос крещения человека татарским именем, создания возможности совершать богослужение на родном языке затрагивался участниками круглого стола в ходе всего мероприятия. Эти темы поднимались на конференциях за последние два года, но ситуация остается без изменений. Например, на февральской конференции в 2018 году представитель национально-культурной автономии татар Москвы и Московского татарского культурного центра Анвар Хусаинов обозначил свое отношение к практике крещения детей татарскими именами и успел даже дать благословение от имени татар-мусульман.
Вопрос крещения национальными именами первым поднял архиепископ Каллистрат. Он напомнил, что имена христианских святых тоже не пришли в русский язык без изменений, что они переводятся по их смыслу и предложил — если принявший христианство народный герой носит национальное имя, его имя тоже надо вносить в ряд святых и при крещении разрешить крестить этим именем.
Выступление иеромонаха Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского Матвея Козлова было посвящено особенностям христианизации местных народов во времена Синода. Отец Матвей напомнил, какую последовательную и основательную политику вел "император Петр" в деле христианизации местных народов.
— В то время, в отличии от нынешнего, государство было в тесной связи с религией, — отметил он.
И хотя не отрицал возможность насильственного крещения, Матвей Козлов высказал версию о том, что смена религии в большинстве своем происходила при помощи налоговых льгот и других "бонусов". По мнению священнослужителя, движение христианизации иноверцев постигла неудача из-за политики равного отношения к религиям, которой придерживалась императрица Елизавета. Именно из-за этого "новые христиане" массово стали возвращаться в свою религию.
— Политика государства в этом направлении должна быть последовательной. Если первое поколение христиан переходили из-за материальных ценностей, то их второе-третье поколение пришли бы в религию с истинной верой, превратились бы в наших людей, — сокрушался священник.
Выступивший после Козлова отец Надир (нижегородский татарин) считает: если бы литургии совершались на татарском, церкви, где собираются татары, назывались "татарскими церквями", то это послужило бы увеличению числа переходящих в церковь и тех татар, которые до этого стеснялись прийти.
— В мусульманских мечетях ничего татарского не найти — молитвы на арабском, проповеди на русском. Мы должны перейти на татарский, татарский человек не должен стесняться переходить в православную религию, — сказал он. На что возразил Силантьев, добавив, что "в мечетях проповеди на татарском есть".
Когда отец Надир начал рассказывать, что исторический способ материального привлечения в религию является сомнительным ("Человек должен прийти в нашу религию не в поиске каких-то льгот, а искренне"), почему-то его микрофон стал выключаться, а слово было сразу передано архиепископу Каллистрату. Он торопливо поправил предыдущего оратора
— Тут нельзя придерживаться только одной точки зрения. Конечно же, были и те, кто сам приходил в религию, отказывался от льгот и становился христианином из-за истинной веры, — добавил он.
Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры "Союз православных татар", председатель татарской национально-культурной автономии района Теплый Стан Юго-Западного автономного округа столицы Динара Бухарова в своем выступлении заметила, что восточные народы православие воспринимают как чужую религию и перешедшего в христианство члена семьи считают предателем.
— В то же время для христианина его братья из другой религии остаются их возлюбленными близкими, — заметила Бухарова. По ее словам, неправильно считать человека мусульманином только по этническому признаку. — Тридцать процентов татар — православные. За счет православных татар в Татарстане число христиан больше, чем мусульман. Поэтому Татарстан не может считаться исламским регионом. Такое же наблюдается по всей России и на территории бывшего Советского Союза, — заявила она без ссылок на какие-либо переписи или исследования.
Она также отметила, что татарская культура основана на древнем христианстве, то есть татары — народ, хоть немного сохранивший христианство, корни тюркских народов, относящихся к семье алтайских языков, исходят к древнему христианству.
— В России проживает по средним оценкам не более 13 миллионов мусульман, но по озвученным официальными лицами цифрам — 20 миллионов, а недавно прозвучала цифра 30 миллионов. В реальности, в "мусульмане" записывают целые народы только лишь по национальному признаку, что совершенно не соответствует действительности. Характерный пример с татарами — вторым государствообразующим двухконфессиональным народом России. Около 30% татар исповедует православное Христианство, а это около 2 миллионов человек. За счёт фактора православных татар в Республике Татарстан православных христиан по численности больше, чем мусульман. Таким образом, республика не является исламским регионом, — рассказала Бухарова.
Пришедший с небольшим опозданием отец Максим вновь вернулся к теме крещения традиционными татарскими именами. К слову, у него уже есть такой опыт и в православии нет однозначного запрета на крещение пришедших в религию других народов собственными национальными именами, например, болгарская, сербская церковь это разрешает, и в последнем протоколе Синода есть примечание о национальных именах.
Каллистрат тут же предложил отцу Максиму вместе с руководителем православной татарской общины Москвы Динарой Бухаровой собрать такие имена и составить из них список. Стоит отметить, что отец Максим оказался человеком, радеющим за единство татар, но, по его мнению, объединяться только вокруг религии сейчас неактуально — большинство тех, кто считается православными, и большинство мусульман холодно относятся к религии.
— В основу концепции объединения надо брать другую идею, православие, ислам, или, к примеру, такие идеологии, как коммунизм сейчас не подходят для цели единения, — считает он. Одним из путей решения проблемы он видит тот же татарский язык.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Әй, Ходай, ярлыка!" РПЦ делает ставку на татар в своей миссии в евразийском интеграционном процессеСын исламского просветителя Валиахмета Садура Давид-Ахмет Садур — теолог, христианский миссионер. Он выступил об организации миссии среди российских мигрантов на опыте миссии среди татар. По словам Садура, если сейчас мусульмане мигранты в Россию приезжают для работы, то через десяток лет могут уже приехать для завоевания — среди них сильно влияние радикального ислама. Они очень активны и быстро объединяются в общины.
Выступивший на круглом столе магистр теологии Андрей Дамер-Степанов привел слова теолога Иоанна Златоуста: "Варвары — украшение церкви".
— Другими словами, в нынешние времена православные узбеки, православные киргизы, и конечно, православные татары в церкви являются украшением церкви, — пояснил он. — 80 процентов респондентов в проведенных в России исследованиях считают мигрантов источником криминала. Каждый десятый против переезда мигрантов. Русский человек с недоверием относится к таким народам. Есть случаи, когда московские имамы приходили к православным храмам и призывали к исламу. Должны ли мы бояться таких вещей? В священном писании сказано, что Бог нам присылает чужие народы в то время, когда наша вера слабеет, грехи умножаются, — сказал он, и напомнил, что в свое время приход татаро-монгол тоже воспринимался как кара господня.
После благословения Каллистрата все были приглашены за стол, заставленный в том числе традиционными татарскими блюдами — чак-чак, казылык. Были исполнены напевы с пожеланиями "Многая лета" и в адрес накрывшей стол Наили, и Наиля, угостившего всех горячими перемячами.
Оригинал публикации: Радио Азатлык
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.