Имитация диалога, затеянная Кабмином Татарстана в преддверии итоговой пресс-конференции Владимира Путина, оказалась бесполезной тратой времени прежде всего для самих республиканских чиновников. Во время общения президента РФ с масс-медиа страны очередь до Татарстана попросту не дошла. Да и коснулся бы вообще вопрос ситуации со строительством МСЗ и разгоном лагеря его противников, так и осталось невыясненным. Зато жители Осиново, десятками прибывшие с утра пораньше на площадь Свободы, явно успели получить глоток свежего воздуха.
Последний раз столь вольно себя народ на площади Свободы чувствовал, пожалуй, весной 2017-го — когда разгневанные вкладчики рухнувшего ТФБ осадили Кабмин и добились таки встречи с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым. В этот раз "осада" здания тоже была, и тоже завершилась со схожим итогом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зачем Кабмину РТ срочно понадобилась встреча с противниками МСЗНапомним, что накануне, 18 декабря, чиновники, исполняя соответствующее поручение Рустама Минниханова, в авральном порядке инициировали встречу с активистами, выступающими против строительства МСЗ в Осиново. Список решили ограничить пятью представителями общественности, причем в первоначальный вариант не включили даже Веру Керпель, которая, собственно, и подала 6 декабря в администрацию президента РТ очередное обращение, призывающее к встрече. Остались за пределами списка и юристы инициативной группы, зато в него были включены люди, имеющие к теме лишь опосредованное отношение.
"МИННИХАНОВ! ВЫЙДИ К НАРОДУ!"
Утром, до входа в Кабмин, активисты огласили свои требования: часть людей в списке заменить на тех, чьё присутствие на встрече они считают более целесообразным; список расширить до восьми фамилий; и, самое главное, не препятствовать видеозаписи, которую будут вести противники мусоросжигания во время встречи.
После небольшого тайм-аута — народ всё это время подпирал на крыльце, полиция заметно волновалась — главный переговорщик со стороны Кабмина РТ вице-премьер Рустам Нигматуллин согласился. Активисты, отобранные для общения, проследовали внутрь, а народ — три десятка человек, главным образом, жители Осиново — остался ожидать итогов встречи на крыльце.
Пыл людей ничуть не охладил даже ледяной дождь — козырёк крыльца протекал и от обильных капель не спасал.
— Смотрите, даже тут не могут сделать, как надо, а нас уверяют, что на заводе всё будет безупречно! — рассмеялся кто-то из присутствующих.
Часть активистов решила потратить время с пользой и разошлась по всей площади Свободы с плакатами, встав в одиночные пикеты.
Самые резкие по отношению к власти плакаты, что характерно, были развернуты именно у Кабмина.
"Позор власти, которая отправила 500 ОМОНовцев против 10 бабушек", — гласил один из них.
"Минниханов! Выйди к народу!" — лаконично требовал другой.
"Требуем снять все обвинения и аресты с активистов Диоксиново!", — этот плакат был развернут у общественной приёмной Дмитрия Медведева и по совместительству депутатского центра "Единой России". Другие плакаты были развёрнуты напротив ратуши, театра оперы и балета и даже на остановках. Словом, площадь Свободы всё больше напоминала саму себя в те относительно свободные времена, когда оппозиция и просто недовольные властью татарстанцы еще имели возможность получить её в своё распоряжение для проведения акций протеста.
Полиция, отвыкшая от подобного разгула демократии, продолжала волноваться, если не сказать напрягаться. На площади появились несколько полицейских авто с включенными проблесковыми маячками, за углом Кабмина активисты заметили автозак…
Your browser doesn’t support HTML5
"Я — ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ"
Сами люди на улице демонстрировали ледяное спокойствие.
— Я пенсионерка, мне бояться нечего, — объяснила корреспонденту "Idel.Реалии" женщина с плакатом "Минниханов! Выйди к народу!" в руках. — Я могу стоять и доказывать — да хоть Минниханов бы вышел, я б ему тоже доказала. Это надо быть тупыми, чтобы не понять: этот мусоросжигательный завод ну никак нельзя строить! Чиновник, который за границей купил, в офшорах, недвижимость, ему нечего бояться. Будет страдать народ, мы…
Не боятся и те, по кому уже проехалась репрессивная машина. Причем — только что. Среди осиновцев, собравшихся на площади, нашлись и те, кого непосредственно вязал ОМОН у палаточного лагеря утром 16 декабря.
Your browser doesn’t support HTML5
— Было страшно. Как вот в советское время фильмы мы смотрели про фашистов, взяли нас под белы рученьки — и в автобус. Мужу руку заломили — хотя он даже не сопротивлялся, — вспоминает Татьяна Воробьева. — Трёх бабушек, нас, везли в автобусе десять ОМОНовцев! Десять тысяч рублей я должна заплатить со своей небольшой пенсии, а муж — десять тысяч пятьсот. Мало того, что ему руки скручивали — обвинили еще в сопротивлении!.. Если бы так не обидели, не унизили на суде, я бы наверное просто махнула рукой, а сейчас просто… До такой степени унизили, а я не хочу. Я — человек свободный!
И таких свободных людей на площади оказалось большинство.
ОКРЫЛЁННЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК
Первыми, завершив встречу, к выходу поспешили чиновники.
— Чего достигли в результате, к чему пришли? — спросил корреспондент у и.о. главы Зеленодольского района Михаила Афанасьева, который только что заявил, что доволен итогами встречи.
— Там будет протокол, и об этом будет сказано… Тем более велась прямая трансляция, — ушел от ответа чиновник.
Журналисты с общественниками тем временем уже обступили Ильсура Метшина. Мэр Казани в который раз заверял (он делает это с 5 апреля 2018 года), что обязательно купит участок в Осиново, но на это требуется время. Мол, подбор участка дело ответственное. Зная о дворце градоначальника на холме над озером Средний Кабан столь ответственному подходу можно, конечно, только позавидовать.
Вот и многодетная мать Алёна Лучникова, которую тоже 16 декабря повязал ОМОН, а суд обязал выплатить штраф в 10500 рублей, предложила мэру свой участок — хоть за деньги, а хоть бы и в обмен на его жилплощадь. Жаль, что градоначальник к тому времени уже упорхал.
Your browser doesn’t support HTML5
Метшин, кстати, убегал со встречи вполне окрыленный, успев крикнуть на бегу, что мусоросжигательный завод в Осиново обязательно построят — в этом у него никаких сомнений нет.
Куда менее окрыленным выглядел после встречи замруководителя исполкома Казани по вопросам ЖКХ и благоустройства Искандер Гиниятуллин — хотя осиновская тема, казалось бы, не касается его вовсе. Чиновник отчего-то надолго притормозил в стеклянном предбаннике, из которого полиция продолжала нести наблюдение за крыльцом: вид большого скопления людей, сгрудившихся у выхода, кажется, действовал на него удручающее. Г-н Гиниятуллин даже попробовал ткнуться в соседнюю дверь, у которой не наблюдалось такого скопления активистов, но она, конечно же, оказалась закрыта. Спустя минут пять он, наконец, выскочил и пулей пронёсся мимо толпы — хотя большинство осиновцев, пожалуй, не узнало бы его, даже если бы он шел походкой голливудской звезды по красной ковровой дорожке.
Следом потянулись сами активисты.
"НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАЛИ, ЧТО И К ЛУЧШЕМУ"
— Мы ушли недовольными, потому что ни на один наш вопрос — почему началось незаконное строительство дороги, почему ОМОН туда приехал — не было дано ни одного ответа, — заявила журналистам Елена Изотова. — Инвестор, кстати, приехал. И у нас с ними получился горячий разговор, потому что на вопрос "когда вы выдадите нам документацию" он так и не смог ответить. Приблизительно даже!
(Напомним, выдать инициативной группе проектную документацию будущего мусоросжигательного завода инвестора обязал уже даже суд, но компания по-прежнему находить причины не показывать документы. Вот, например, самая свежая из них.)
Вера Керпель спускалась по ступенькам крыльца с букетом красных гвоздик. Рассказала, что ей подарили цветы только что кто-то из осиновских жителей — "сказал, что мы революционерки". А уж корреспондент "Idel.Реалии" подумал было, что галантность проявил кто-то из чиновников. Но нет: реверансов в отношении "революционерки" Веры, получившей за Диоксиново штраф в 10 тыс. руб., и её товарищей власть привычно не допустила.
— Что-нибудь существенное вам пообещали? — поинтересовался корреспондент «Idel.Реалии».
— Нет, не обещали. Может, это и к лучшему — потому что обещания обычно бывают пустыми, — рассмеялась Вера Керпель.— Из интересного что мы услышали? Инвестор сказал, что сейчас они якобы готовят проектную документацию, чтобы нам передать. Получается, у них документации нет, раз они её ещё готовят?
— Либо они оттуда что-то вырезают...
— Либо так, — согласилась Вера. — Мы всё ещё ждём встречу с Рустамом Нургалиевичем, ждём её уже скоро три года как, и очень надеемся, что она в довольно обозримой перспективе состоится.
(О том, какое впечатление произвела на него встреча с подчиненными Минниханова, рассказывает здесь в своей колонке наш колумнист Искандер Ясавеев, наблюдавший это событие в прямой трансляции, которую вели активисты.)
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.