Сломанные туалеты, каша на воде и невыносимые условия

Ирина Климентова работала старшей медсестрой отделения №7 саратовской областной психиатрической больницы имени Святой Софии. Самому медучреждению она отдала 15 лет свой жизни, пока в начале 2019 года ее не уволили. Как считает сама Климентова, причиной стал конфликт с и.о. завещающей отделения Жанной Алешиной. Последняя официально вступила в должность сразу после того, как Климентову уволили. "Idel.Реалии" поговорили с бывшей работницей психиатрической больницы о ее работе, увольнении, борьбе против руководства медучреждения и условиях в нем.

Ирина Климентова пришла на работу в психиатрическую больницу имени Святой Софии в 2004 году на место палатной медсестры. Через четыре года она стала и.о. старшей медсестры, а еще через год получила эту должность.

Все время женщина не переставала учиться и повышать квалификацию. В 2013 году она получила высшее образование по специальности "Сестринское дело", а в 2014 году прошла интернатура по специальности. Летом 2018 года Климентова завершила обучение в аспирантуре и получила квалификацию "Исследователь. Преподаватель-исследователь". Училась медсестра одновременно с работой в психбольнице и даже успевала писать научные статьи по теме.

Ирина Климентова

Все, как рассказывает Климентова, была хорошо до осени 2017 года. Тогда умерла заведующая отделением, которая управляла им 35 лет. Сотрудники называли ее талантливым врачем и прекрасным руководителем.

Для Климентовой психиатрическая больница стала первым место работы, пришла она туда в 19 лет. "За все время работы меня награждали грамотами и поощрениями за хорошую работу, никаких нареканий не было", — рассказывает она.

Жанна Алешина пришла на работу в психбольницу примерно семь лет назад еще интерном, а потом осталась. Климентова не помнит, что у них раньше были конфликты, напротив, она ей помогала.

— Конфликтов не было ни с кем, весь персонал там работает давно, еще даже до меня работали. Конфликт с Алешиной, начался когда ее поставили и.о. завотдела, — вспоминает Клименова. — Так как Алешина весьма посредственный врач, ничем не примечательна, ей не нужны были подчиненные грамотнее и образованнее ее. Но при этом у Алешиной, совершенно непомерные амбиции. Она забрала себе сразу же мою обязанность по начислению зарплаты, тем самым обезличила меня как руководителя.

Про психиатрическую больницу Саратова в местных СМИ можно найти достаточно много информации о нарушениях со стороны персонала и ужасающих рассказов тех, кому пришлось там лечиться. Но Климентова утверждает, что в их отделении такого никогда не происходило, до прихода в должность Алешиной.

— Далее, она разрешила санитаркам не исполнять свои обязанности самим, а привлекать к этому пациентов, что практикуется в больнице, но никогда не происходило у нас в отделении. Я конечно же была против. Таким образом, она затеяла игру, по типу "добрый / злой полицейский", она была той, кто все разрешал персоналу, я — той, кто требовал исполнения своих обязанностей от них в рамках их должностной инструкции. Требовала писать на меня доносы, тем кто исполнял, добавляла к зарплате большую сумму стимулирующих выплат. Тем, кто отказывался, начинала так же травить, и вынуждать увольняться. Уволила двух медсестер, которые отказались писать лживые докладные на меня, — рассказывает Климентова.

Она утверждает, что мешала Алешиной длительно держать в стационаре больных, которых, как она предполагает, помещали туда за материальное вознаграждение от родственников.

ЧТО ЗА БОЛЬНИЦА?

Впервые на федеральном уровне о нарушениях со стороны сотрудников саратовской областной психиатрической больницы имени Святой Софии стало известно из публикации главного редактора издания "Свободные" Елены Ивановой. Она оказалась в больнице по собственной инициативе осенью 2018 года.

"Страх, агрессия, унижение — движущая сила 13-го отделения. Здесь "Мастера и Маргариту" считают пакостной книгой, ожидают приезда "врагов России из ОБСЕ", а пациента могут ударить кулаком в живот. Испытано на собственном здоровье", — написала она в самом начале своей публикации под названием "Почему нужно выбирать между "писюном" и головой? Как лечат в Саратовской областной психиатрической больнице Святой Софии".

Елена Иванова в ней рассказала о том, как оказалась в больнице, о своих первых и последующих впечатлениях и о том, как пыталась вырваться оттуда. "Первое, что меня особенно сильно испугало в 13-м отделении Саратовской областной психиатрической больницы, — это туалет. Общий для мужчин и женщин. Он же курилка. Два очка на высоком пьедестале. Дверь не закрывается в целях безопасности", — писала она.

Журналист рассказывала, что: когда завотделением Эвелина Плято проводит обход, все замирает. "Иногда она ласкова, чаще хлопает дверьми, кричит, не терпит возражений. "Здесь невозможно работать, — жаловалась мне одна сотрудница, — здесь сплошной яд, здесь ни к кому нельзя поворачиваться спиной. Все готовы сдать друг друга, чтобы сохранить работу", — писала Иванова.

Рассказывала она и о том, как в отделении жили по несколько месяцев парни из воинской части. "Они лежали подолгу, по два-три месяца. Не знаю, какие договоренности у Плято и воинской части, но парни драили туалет, проводили генеральную уборку, а по свободе действий находились в каком-то привилегированном положении. Часть из них сбилась в кучу и устраивала что-то вроде дедовщины", — писала журналист.

В итоге она смогла покинуть стены больницы немного раньше, но после конфликта с заведующей. В следующие несколько дней она пыталась попасть к последней на прием, чтобы забрать рецепт на лекарства. В один из дней из-за нескольких фотографий пустого туалета, сделанных сопровождающей ее коллегой, санитарка выставила их за дверь и ударила Иванову в живот. Главврач больницы Александр Паращенко, к которому с жалобой в итоге пришла журналистка, признал, что в его медучреждении есть недостатки, но поделать ничего не может.

"Признает, что да, пациентов моют, действительно, один раз в неделю, потому что больнице не хватает воды. То, что санитарки-хамки, так это во всех больницах. То, что один туалет и для мужчин, и для женщин, — это реальность", — пишет Иванова.

Чуть позже, в марте уже этого года, "Свободные" опубликовали еще один рассказ пациентки этой больницы. Она рассказала о "двух самых ужасных неделях своей жизни": "вентиляция — отсутствует; канализация — условна; питание состоит из водяных каш, водяных супов и хлеба, мясо, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, яйца отсутствуют от слова "совсем"; туалет — стульчаки отломаны, слив сломан; используется труд пациентов; нехватка питьевой воды; отсутствие прогулок; хамское отношение санитарок к пациентам; разделение пациентов на "платных" и "бесплатных".

"А теперь расскажу трэш. Во втором отделении есть комната, которую персонал называет "инсулинка". Там стоят панцирные кровати с клеенчатыми матрасами без постельного белья. На этих кроватях, а на некоторых по два человека, сидят-лежат пожилые, истощенные женщины без одежды. Голые. Писают-какают под себя. Смрад стоит невыносимый. Когда я находилась в отделении, то насчитала пять таких бабушек. Вы бы видели, как они истощены — как на фото из Освенцима, такие тонкие ручки-ножки, как палочки!" — написала женщина в своем рассказе о работе 2-го отделения больницы.

Ирина Климентова в беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" заявляет, что все, что указано в публикациях "Свободных" — "чистая правда".

СУД КЛИМЕНТОВОЙ

30 января 2019 года администрация больницы издает приказ, где Ирине Климентовой объявляют выговор "за недостаточный контроль за работой младшего и среднего персонала, за неоднократное, систематическое и грубое нарушение в учете медикаментов". Основание для этого послужило акт служебной проверки от 14 декабря 2018 года по поводу конфликтной ситуации в 7-м отделении ГУЗ. Климентова и ее адвокат указывали, что в приказе нет никакой информации о том, что были допущены нарушения в работе с персоналом и что ее нарушения были "систематические и грубые".

В начале февраля ей объявили выговор за получение, учет и хранение медпрепоратов. В больнице указали, что при получении лекарственных препаратов в аптеке при медучреждении допускались отступления от правил получения. Климентова считает, что ее оговорили провизор и санитарки, которых допрашивали при проведении служебного расследования. Она указывает, что это было сделано под давлением администрации.

18 февраля ее увольняют по статье "за неоднократное неисполнение без уважительных причин служебных обязанностей".

Ирина Климентова обратилась в суд с иском о признании приказов о дисциплинарной ответственности, увольнении незаконными, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда (200 тысяч рублей).

Климентова в иске указывает, что, например, на момент проверки от 11 февраля 2019 года к ней пришли в тот момент, когда она занималась оформлением стеллажных карт. Она не могла оформить их раньше, так как заведующая Алешина запретила ей пользоваться рабочим принтером из-за уже происходившей конфликтной ситуации в отделении. Климентовой пришлось накануне распечатать документы самой дома, поэтому в момент проверки она и занималась оформлением документов. Но ей не дали возможности их заполнить и оформили их отсутствие как нарушение.

Интересно, что увольнение Климентовой, предпосылки к которому начались еще в декабре 2018 года, началось с коллективной жалобы, написанной коллективом 7-го отделения больницы на имя главврача ГУЗ Паращенко.

В ней указывалось "на дискриминацию, неисполнение своих должностных обязанностей, грубого, хамского, неуважительного отношения к подчиненным и вышестоящему руководству старшей сестры Климентовой, а именно на оскорбление в грубой нецензурной форме в присутствие персонала и пациентов врачей Алешину и Цыбулину за сделанные ей замечания за невыполнение ею должностных обязанностей, на грубое обращение с подчиненными, несвоевременный приход на работу в установленное время, не выполнения своих обязанностей, которы за нее вынуждены выполнять подчиненные, на незаконные требования ходить в магазины, буфет, аптеки, убирать за ней шкурки от семечек, мыть за ней посуду, что приводит к невозможности исполнять свои должностные обязанности подчиненными, на насмешки, унижения и оскорбления в случае отказа исполнять указанные требования, дезорганизации в работе отделения, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и, как следствие, хамское обращение с подчиненными, неуместный внешний вид, отсутствие элементарных навыков общения и этики".

Климентова же уверена, что ее коллег вынудили написать такую жалобу, а все, что там перечислено — ложь.

— Некоторые признались тогда еще, что их заставили. Дали выбор: писать на меня доносы или заявление на увольнение. Остальные признались в этом же только сейчас. Они мне звонят, ждут моего восстановления, говорят работать невозможно: "прости, возвращайся скорее". После суда, уволилось сразу две медсестры, которые давали лживые показания в суде (Молочко и Ехвая), а врач Геворкян (писала на меня лживый донос, который суд отменил) перевелась в другое отделение, а в 7-ом отделении только совмещает, — рассказывает Климентова.

Женщина уверена, что ее увольнение стало условием того, что Алешину сделают официально заведующей отделением.

— Этот конфликт надоел всей больнице, и как она же сама рассказывала, а мне передал персонал, ей администрация поставила условие: уволишь Климентову, назначат на должность. И сразу после моего увольнения, ее назначают завотделом, без приставки и.о.! Хотя, если у завотделом увольняют старшую медсестру по статье, как минимум он должен получить дисциплинарные взыскания, но она получила вместо этого новую должность. И через несколько месяцев, после этого, Алешина сразу купила новое авто, представительского класса! То к чему она стремилась, но в чем я мешала ей, — рассказывает Климентова.

В конце лета Кировский районный суд Саратова рассмотрел иск бывшей старшей сестры к больнице Святой Софии. Он удовлетворил его, но частично — признал незаконным отказ главного врача в части применения дисциплинарного взыскания в виде выговора за неоднократное, систематическое и грубое нарушение в учете медикаментов. Убрали и из решения об увольнении пункт о нарушении ведения архива истории болезни. В остальной части — отказали.

Отметим, что в это время Ирина Климентова стала региональным лидером "Альянса врачей" в Саратове.

Несколько дней назад Климентовой отказали в апелляции на решение суда. Она уверила, что подаст кассационную жалобу, а после обратится в Верховный суд РФ и ЕСПЧ.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.