Вслед за информационными атаками на лагерь противников строительства мусоросжигательного завода в Диоксиново потянулись провокаторы. В ночь на 13 декабря активисты зафиксировали наплыв в палаточный городок подозрительных людей, ранее там не замеченных.
Двоих из этих мужчин заснял на видео противник мусоросжигания Артур Гараев, убежденный по ряду признаков, что беседовал с сотрудниками Центра "Э". Неизвестные наведались в лагерь ночью, просидев до этого целый час в машине, и сразу же предложили заняться делом — начать таскать камни со щебёночной дороги, которую уже успела построить подрядная организация. Ранее в беседе с корреспондентом экоактивистка Вера Керпель не исключила, что в лагерь начнут подсылать провокаторов, но заверила, что все активисты — люди мирные, законопослушные и на провокации не поддадутся.
О провокациях заговорили днём 10 декабря, когда провластные телеграм-каналы начали распространять видео, на котором один мужчина обещает другому деньги, если тот устроит мордобой во время зачистки лагеря силовиками.
В пятницу, 13 декабря, в телеграм-канале экоактивистов "Усы Галимовой" появилась информация, что участники постановочного видео (двое мужчин в кадре и девушка, снимавшая ролик на смартфон) опознаны и являются сотрудниками Центра "Э", мелькавшими до этого на протестных митингах. Всю троицу видели возле Диоксиново вечером 9 декабря.
"МЫ УЖЕ — ПРОЖЖЕННЫЕ ЛАГЕРНИКИ"
— Я так понял, вы и записали на камеру смартфона разговор с двумя провокаторами. Расскажите, пожалуйста, это когда было?
— Это было сегодня ночью. Я приехал в лагерь в двенадцать вечера, и примерно в час ночи у нас состоялся этот разговор. Подошли два человека. Они сначала сидели в своей Mitsubishi, внедорожнике. Мы сразу заподозрили, что это какие-то посторонние люди, потому что обычно те, кто приезжает в лагерь, тусуются около костра, общаются... А эти сидели в машине и чего-то ждали. Только через час они соизволили выйти к нам.
Ну и как-то попытались влиться в наш разговор, начали свою тему проталкивать. Сразу начали разговор с того, что спросили: "Есть ли у вас ведро?" — "Зачем вам ведро?" — "Ну вот у нас есть такая идея, сделать флешмоб, чтобы каждый участник лагеря вынес с уже отсыпанной дороги по одному камешку. И выложил в соцсети, что, вот, мы по одному камешку выносим".
На что мы справедливо заметили, что это незаконно, потому что тот же щебень принадлежит кому-то, и за это уже заплачены государственные деньги. Ни много ни мало сорок миллионов рублей дорога стоит.
На что они начали нам оппонировать: максимум штраф получите, ничего страшного нет.
Но мы уже — прожженные лагерники. Поняли, что это провокаторы, но решили их сразу не отшивать, решили поговорить с ними на эту тему.
Я решил это всё записать, понимая, что против нас идёт информационная война, и нам тоже нужны какие-то джокеры в рукаве...
Также они пытались нас переубедить, что мусоросжигание это нормально, и что в Европе чуть ли не 60 процентов отходов сжигается, и типа перерабатывать всё нереально.
На что я заметил, что я на личном примере у себя дома от 95 процентов неперерабатываемого мусора отказался. У меня остается органика 4,5 килограмма в месяц, которую я успешно утилизирую у себя на даче в виде компоста, у меня есть пластик, который я распределяю по сортам и в "Меге" раз в месяц сдаю, и у меня есть еще определенное количество грязной, жирной бумаги, которую нельзя переработать и которую я вынужден утаскивать на свалку — но это очень маленькая часть отходов, пять процентов, и это бумага, которая разлагается. Это не отходы, которые лежат столетиями.
Они с нами общались на эту тему часа два, потом уехали.
— А вы не интересовались случайно у них, если они такие фанаты мусоросжигания, зачем они в лагерь-то к вам приехали?
— Нет. Мы не интересовались. По одной простой причине. Мы стараемся быть толерантными к людям, которые еще не до конца прониклись идеей раздельного сбора. В лагере у нас идет просветительская деятельность. Мы стараемся аргументированно убеждать. Говорим, что Евросоюз в 2017 году отказался от субсидирования МСЗ. Мы используем это как аргумент того, что МСЗ — неэффективны, от них отказываются и что весь мир стремится к раздельному сбору. А Китай запретил недавно одноразовый пластик...
Мы стараемся со всеми общаться. Но в определенный момент диалог заходит... Либо человек задумывается, говорит: да, действительно, я подумаю. А есть тролли подготовленные, которые пытаются нас вывести из себя тем, что стоят на своей позиции мёртво, и в этом момент мы перестаем их переубеждать и просто в игнор уходим, потому что это неэффективно.
Мы своё время бережём. Мы не роботы повторять одно и то же по пятьсот раз. Если человек хочет узнать, он может это сделать, если нет — мы ему ничем помочь не можем.
— И, соответственно, тут как раз был случай троллинга? Они пытались вывести вас из себя эти два часа оставшиеся?
— Да, вывести из себя. Ну, может, наивно пытаясь нас переубедить. Но это не получилось.
"ЗАДАВАЛИ ТУПЫЕ, ГРУБЫЕ И ОЧЕНЬ НАВЯЗЧИВЫЕ ВОПРОСЫ"
Your browser doesn’t support HTML5
— Телеграм-канал "Усы Галимовой" сообщает, что провокаторы были сотрудниками Центра "Э". У вас есть в этом уверенность?
— Абсолютная уверенность есть. Я могу вам привести несколько примеров. Один из них самый такой вопиющий. Я стоял около костра. Делал вид, что общаюсь с одной группой. Я стоял спиной к эшникам. И вот один другому говорит: Ты сейчас начни разговор, а я тебя поддержу".
Эта реплика определенно значит, что они занимаются такой борьбой идеологической. Или пытаются нас вывести на какую-то провокацию. Они сообща и так неаккуратно очень выражаются. И очевидно что подготовлено всё это шоу. Это первое.
А второе, на самом деле, эшников всегда очень видно. Они всегда пытаются втереться в доверие. Всегда видно, когда человек пытается искусственно втереться в доверие. Обычный человек, который приезжает сюда, неравнодушный, он просто приходит: "Ребят, привет! Как дела?"
Они не наседают на нас, на уши не садятся. А эшники — они такие непрофессионалы, к счастью нашему, что они сразу на уши садятся. Сразу видно, что они навязчивые очень.
И плюс ко всему они между собой общаются навязчиво, громко, пытаясь нас заинтересовать разговором, чтобы мы вовлеклись в разговор, чтобы они втёрлись к нам в доверие, мы начали им доверять и на этой почве чтобы какие-то выудить из нас факты.
Но, самое главное, что они несколько раз задавали одни и те же вопросы. Есть ли у вас лидеры, есть ли у вас чат в ватсапе, инструмент коммуникации какой-то... То есть, такие навязчивые, очень конкретные вопросы, какие должны разведчики задавать. Они задавали такие тупые, грубые и очень навязчивые вопросы... Ну это просто было очень явно!
— Про чат я даже расслышал в кусочке видео, который вы выложили. Но это всё косвенные признаки, корочки ведь они не показывали? И где-то до этого, как эшников, вы лично их не видели?
— Я лично не видел, но теоретически можно всё это выяснить. У нас есть те, кто встречался с ними.
— Кстати, 9 декабря, как пишут другие активисты, было снято видео, якобы компрометирующее лагерь. Нашлись те, кто разглядел людей, крутившихся недалеко от Диоксиново, и в одном из них опознали сотрудника Центра "Э"...
— Да. Кстати, голоса можно сравнить.
— А вы сами не сравнивали?
— Пока что не успел. Еще есть номера машины и марка.
"ИХ ПРЯМО НАПЛЫВ БЫЛ"
— А что за диалоги они между собой вели, которые теоретически могли привлечь ваше внимание?
— Они как раз между собой разговаривали на тему, что вот нельзя до конца весь мусор разделить и переработать. Как будто такие близкие друзья, просто дискуссию ведут. А мы — типа пассивные слушатели, которые в какой-то момент должны были на это отреагировать...
Но самое интересное, прошлой ночью в нашем лагере было около семи эшников. Эти были два самых активных. Еще были три женщины. И еще двое мужчин. Их прямо наплыв был. Мы примерно представляем, сколько людей должно дежурить ночью. Планировалось одно число, а пришло совсем другое. В два раза больше. Это первое.
А второе — они так же навязчиво вели между собой разговоры на разные темы. Пытались такие светские беседы вести, чтобы мы не заподозрили ничего. Но они так же все сгруппировано, организованно уезжали. Три женщины одновременно уехали. Потом двое мужчин, якобы они рыбаки...
Эти два человека, которые у меня на видео, обращались к одной женщине. Якобы её зовут Валентина. И на видео два эшника, которые засветились, обращаются к Валентине. Вот мы, Валентина, до этого с вами общались... Они разыгрывали такой спектакль, якобы они недавно познакомились.
— И это всё — те люди, которые до этого на дежурства не приезжали и нигде вас не поддерживали до этого?
— Нет.
— А вы сами регулярно ездите в лагерь?
—Да.
— И вот с другими постоянными членами вы тоже обсудили это и они тоже никого из этих людей не узнали?
— Да.
— А сколько всего людей было в лагере той ночью?
— Тринадцать человек.
— Это вместе с эшниками?
— Да. В ночь, когда диалоги состоялись было 13 человек, из них семь эшников. И нас шестеро. Поэтому мы были начеку всю ночь.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.