Это символично

Весной 2017 года марийские общественники и герольдмейстер Измаил Ефимов обратились к недавно приехавшему в республику новому губернатору Александру Евстифееву с просьбой восстановить официальное использование символики республики, утвержденной около десяти лет назад. Это единственно легитимные символы Марий Эл, написали общественники. С тех пор ничего не изменилось. Почему продолжают использоваться неверные с точки зрения геральдики, враждебные истории и менталитету марийского народа официальные знаки, какова цена вопроса и когда может завершиться историямедведя с мечом и молотом на гербе Марий Эл — корреспондент "Idel.Реалии" задал вопросы автору герба и флага республики 2006 года. Подробнее — в интервью с Измаилом Ефимовым.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

— Когда заходит речь о замене символики, часто для аргументации в поддержку мнения о преждевременности и нежелательности такой смены вспоминают о цене вопроса. Какая она?

— Все связанные с изменением, заменой символики вопросы относятся к текущим повседневным расходам, они могут быть связаны с покупкой канцелярских и прочих принадлежностей делопроизводства. Это незначительные суммы. Есть, конечно, затраты на крупные объекты с символикой. Например, мозаика на фасаде Дома правительства (Изображение "старого" герба Марий Эл — Idel.Реалии). Насколько я знаю, за нее тогда выложили около шести миллионов рублей. Никаких других расходов в данном случае не предполагается. Я знаю эти вопросы по расходной части из многочисленных обсуждений на геральдическом совете. Никогда никто особо не отмечает, что принятие новой символики будет связано с крупными затратами. Если нельзя заменить ее сразу — вся процедура может идти год-два.

— Насколько принципиально вернуться к символике республики, принятой при вас?

— В 1992-1993 годах республика Марий Эл впервые обрела государственные символы — флаг, герб и гимн. В 2006 году мы закончили работу по формированию государственной символики: были необходимые исправления, дополнения, но преемственность при составлении изображения герба сохранялась. Кардинальные изменения могли бы произойти, если бы Марий Эл утратила свой государственный статус или сменила форму государственного устройства: присоединилась бы к Татарстану, например.


Когда мы в начале 2011 года в Геральдическом совете при главе Марий Эл получили личное распоряжение главы республики Леонида Маркелова, в нем было написано, "…в целях усовершенствования государственной символики республики". Фактически нужно было полностью заменить герб и флаг. Мне, как главному герольдмейстеру, представлялось, что в этих заданных условиях можно только усовершенствовать герб: к основному символу республики будут добавлены щитодержатель (звери, птицы по краям щита с солярным знаком) и девиз. Эта работа была поручена лично мне, главному герольдмейстеру Марий Эл. Я успел сделать несколько вариантов, но Маркелових все отверг. Потом, через некоторое время мне предложили эскиз, нарисованный, как я понял,самим Маркеловым. На нем был изображен медведь с мечом, с короной на голове и щитом. На щите была изображена икона Троеручицы. Похожий, несколько видоизмененный вариант в исполнении художника Андрея Санникова (без иконы и короны на голове медведя), впоследствии и был утвержден Государственным собранием республики.

Марийцы ещё в девятом веке отвергли медведя. Об этом писал в своем исследовании наш историк Олег Данилов. Марийцы изгнали медведя в "нижний мир", в отличие от удмуртов, мордвы и других финно-угорских народов они единственные, кто избавился от почитания медведя.

В Геральдическом совете России не могут понять логику принятия нашими властями такого решения. Замена символов, герба и флага Марий Эл, не была официально согласована на федеральном уровне, они не внесены в Государственный регистр Российской Федерации.

— Было достаточно обращений к Александру Евстифееву о том, что необходимо отказаться от использования герба, появившегося в 2011 году. Какое у вас сейчас представление: произойдет ли замена символики Марий Эл при Евстифееве?

— Вопрос надо ставить по-другому: произойдет ли восстановление символов республики, в соответствии с Конституцией республики Марий Эл, полученных с соблюдением всех законных процедур.

— Почему этого не происходит?

— На мое новое обращение в последний раз ответили обычной отпиской, это было перед выборами в нынешнем году. Авторы письма из администрации главы Марий Эл не хотят отменить свое прежнее решение об отказе поднимать этот вопрос: они отвечают мне, что приняли решение о символике законно и какие могут быть претензии? Мне интересно отметить, что в 2011 году при замене символики никто вопрос о законности не поднимал. Они молчали тогда. Этой отпиской на деле косвенно признается незаконность изменения символики в 2011г.

Измаил Ефимов

— Вы говорите о небольших финансовых затратах, но сколько за все это время выпущено флагов с гербом, адресных табличек — от министерств до администраций сельского поселения, заменено печатей, официальных бумаг…

— В 2017 году в хозяйственном управлении администрации я интересовался по этому вопросу. Тогда запасы флагов с новой символикой заканчивались. На первое время, если бы решение о восстановлении было принято сразу, можно было использовать флаги 2006 года, они еще сохранялись в хозуправлении. А изготовить печати, поменять рисунки гербов в компьютере(на сайтах, в официальных письмах министерств и правительства Марий Эл) — это все копеечные затраты. Несерьезно говорить об этом, когда официальные символы принимаются если не на века, то на долгосрочный исторический период.

— Но есть ещё и некая двойственность в восприятии государственных символов республики. Например, тот же самый герб на фасаде Дома правительства Марий Эл. Это дорогой герб, как вы сказали. И это — старый герб, принятый в 2006 году. Или — ведомственный герб МВД по Марий Эл — он размещен на фасаде главного здания министерства в Йошкар-Оле, на улице Комсомольской. И на нем тоже нет медведя, а основой послужила разработанная вами символика.

— На фасаде здания МВД по Марий Эл эмблема выполнена на основе законного герба республики. В процессе утверждения этой эмблемы они жестко ориентировались на законные процедуры. Насколько я знаю, вопросы утверждения эмблем других региональных управлений федеральных ведомств — службы судебных приставов, налоговой службы, утверждались на местном уровне. Я уже не был герольдмейстером, к этим вопросам не имел отношения. Но думаю, что в этих ведомствах тоже должны держать по этому поводу ответ перед федеральными структурами.

— В публичном пространстве эта дискуссия, или, вернее, эти попытки обратить внимание новых чиновников, присланных в Марий Эл на то, что вообще-то госсимволика республики, под которой они ходят — обладает весьма сомнительной легитимностью, ограничивается письмами, просьбами нескольких активных общественников и ходатайствами нескольких организаций. Вам не кажется, что если бы такое требование было более широким, исходило от простых жителей республики, чиновники бы действовали по-другому? Или здесь просто важны какие-то демонстративные акции: например, татарский активист из Йошкар-Олы Рамай Юлдаш время от времени оказывается в составе делегации Марий Эл на международных форумах. Он демонстрирует свою принадлежность к республике, держа "старый" флаг Марий Эл, образца середины 2000-х.

— По моему личному опыту по геральдизации республики Марий Эл, которой я занимаюсь 14 лет, с 1997 года, у меня сложилось впечатление, что все всем безразлично. В районах, может быть, не совсем так. Там больше местного патриотизма. А ведь геральдика — это часть патриотического воспитания. Я, когда начинал работу над госсимволикой, обращался к нашим марийским художникам, к ученым-историкам, приходил в организацию "Марий Ушем", в редакции газет. Обсуждал с ними проекты, как правило, безрезультативно.

— Вы говорите о геральдических несоответствиях, отсутствии преемственности между символикой Марий Эл, которую разрабатывали вы, и той, что была утверждена в 2011 году с подачи Леонида Маркелова. Но ведь это довольно символично: не соответствующие духу народа мари, всех жителей республики, являющиеся официальными флаг и герб — они устраивают местных инеместных чиновников, которых прислали сюда руководить населением, улучшать его жизнь, может быть…

— Во-первых, любая символика — по определению, не является символикой государственных и иных административных структур, это символика, принадлежащая народу. Все в соответствии с Конституцией — она ведь тоже не принадлежит каким-то административным структурам. Ее народ принимает. Потому и в российском законе о символах утверждается, что это конституционный закон.

— Весной-осенью 2017 года СМИ республики довольно активно освещали тему "устаревшей новой" символики Марий Эл.

— Да, они все активно обращались, и я давал интервью. У меня, как члена постоянной комиссии Геральдического совета при Президенте России, было согласование Государственного герольдмейстера Российской Федерации. Я выступал с его ведома. Как и сейчас тоже.

— Насколько важно, чтобы было принято решение по госсимволике к 2020 году, 100-летию автономии Марийского края?

— Это принципиально. Это было бы свидетельством какого-то уровня самосознания марийского народа. И что мы не только можем создавать не очень удачные имитации европейских городов.

— Во властных структурах Марий Эл у вас есть союзники, которые бы понимали, что ваше предложение — единственно верное с точки зрения законности, что оно необходимо?

— Я переговорил по телефону с некоторыми руководителями из администрации главы Марий Эл и Государственного собрания республики. На словах, они все за идею восстановления государственных символов (против только в государственно-правовом управлении администрации — они отвечают за разработку законопроектов о госсимволике), но на деле пока я не вижу никакой поддержки.

— А Марий Эл — единственный такой регион, где легитимность госсимволов находится под вопросом?

— Таких кардинальных и глупых изменений в геральдике современной России, как у нас в Марий Эл, нигде не было. Мы вошли в историю российской геральдики как уникальный пример административного произвола.

О ГЕРБЕ МАРИЙ ЭЛ

  • В советский период у Марийской АССР был герб, основой которого являлся герб РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). Отличие заключалось лишь в добавленных надписях названий республики на русском и марийском и лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на марийском языке.​
  • В 1993 году у республики Марий Эл появился новый герб: на геральдическом щите, похожем по форме на щит с предыдущего герба Марийской АССР был изображен национальный орнамент — древний символ плодородия. Изменилась цветовая гамма госсимволики — красный цвет уступил место светло-желтому (охристому). В обрамлении щита к колосьям добавились дубовые листья и хвойные ветви. Венки были перевиты трехцветной лентой, составленной из полос государственного флага Марий Эл: узкие лазоревая (вверху) и алая (внизу) ленты и более широкая белая — посередине.​
  • В 2006 году была официально утверждена новая версия государственного герба республики: исчезли колосья и листья, а также надписи. Все эти элементы не соответствовали статусу символики республики. Этот последний вариант герба был внесен в Государственный геральдический реестр Российской Федерации в 2009 году.​
  • В июне 2011 года вступил в силу новый закон Марий Эл о государственном гербе. Герб и флаг республики сменились кардинально. Герб представляет из себя щит, на котором изображен восстающий медведь. В правой лапе он держит меч в ножнах и молот. В левой — щит с изображением марийского креста — геральдического символа из версии герба 2006 года.
  • Герб Марий Эл "с медведем" не внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

ОБ ИЗМАИЛЕ ЕФИМОВЕ

Измаилу Ефимову 73 года. Он уроженец Горномарийского района Марий Эл. Заслуженный художник Российской Федерации и республики Марий Эл, главный герольдмейстер при главе Марий Эл. Автор государственной символики республики.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.