Уголовное дело за 1679 рублей 79 копеек

Дело "похитителя шоколадок", 20-летнего выпускника детдома Игоря Шамина стало одним из наиболее обсуждаемых в Самаре за последние несколько лет. Начавшееся изначально с мелкого хищения, наказание по которому предусматривает кодекс об административных правонарушениях, оно неожиданно было пересмотрено и превратилось в уголовное — грабеж. Параллельно с судебным процессом в дело вмешался следственный комитет РФ — после того, как Шамин заявил о побоях со стороны полицейских.

Завтра, 30 октября, в Октябрьском районном суде Самары продолжат рассмотрение одного из уголовных дел в отношении выпускника детского дома Игоря Шамина. Его обвиняют в краже велосипеда и угоне автомобиля ВАЗ-21099. Параллельно с этим защита Шамина подала апелляцию в Самарский областной суд по делу о «грабеже» шоколадок. Гособвинитель поддержал апелляцию и отметил, что квалификация преступления должна быть пересмотрена.

Двадцатилетнего Игоря Шамина едва ли можно назвать ни в чем не повинной жертвой. По крайней мере в контексте всей его жизни. Судимость по статье 228 УК РФ — незаконное хранение наркотиков — стала первой в жизни детдомовца. Когда началось расследование дела, ему только исполнилось 18 лет. Как признается сам Шамин, употреблять запрещенные вещества он начал с 12 лет.

Руководитель общественной организации "Домик детства" Антон Рубин рассказывает, что тогда, в 2011-2012 годах, в детском доме №1 Самары (в настоящее время — "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. Б.П. Фролова") наркотические вещества фактически находились в свободном доступе: по ночам подъезжали машины, подавали условный сигнал, после чего детдомовцы выходили и закупались. "Задачей" старших было вовлечение младших воспитанников, а основным способом получения денег было воровство.

В 14 лет Шамин употребил наркотики вместе с еще двумя воспитанниками прямо в детском доме. После он проснется и увидит, что лежащие рядом с ним друзья мертвы.

После получения судимости Игорь Шамин пришел за помощью в общественную организацию "Домик детства" и стал участником постинтернатого сопровождения воспитанников детских домов. Во время своего годового нахождения в "Домике детства" Шамин научился многому: от элементарных бытовых вещей — стирки, уборки, готовки — до настоящей профессии. Он выучился на пекаря и рассказывал, как он хотел бы стать поваром. Тогда, после получения судимости, он состоял на учете в наркологическом диспансере и регулярно посещал его.

Однако, как это часто бывает у людей, ранее употреблявших наркотики, спустя год у него случился срыв. Весной 2019-го он ушел и вернулся к тому, от чего все это время пытался избавиться.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ЗА 1679 РУБЛЕЙ 79 КОПЕЕК

26 марта 2019 года Игорь Шамин зашел в один из сетевых продуктовых магазинов Самары и вынес упаковку шоколада. На видео с камеры наблюдения, которое впоследствии приобщили к делу, видно, как парень выходит из магазина неспешным шагом. За ним бежит охранник и кидается на него, после чего они вылетают в дверь. Все происходившее после этого камеры не фиксировали. Ущерб магазину позже оценят в 1679 рублей 79 копеек.

4 апреля отдел полиции №2 УМВД России по Самаре отказывает в возбуждении уголовного дела. "Таким образом, из материала проверки следует, что в действиях Шамина И.В. не усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст.158 УК РФ, но формально усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.27 КоАП РФ" — значится в документе за подписью руководителя подразделения, полковника Дмитрия Ворожейкина.

На этом все могло закончиться, и Игорь Шамин понес бы наказание, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях. Ведь сумма хищения, совершенного детдомовцем, не предусматривает уголовной ответственности. Однако заместитель прокурора Промышленного района Сергей Маряхин не согласился с полицейскими и 9 апреля отменил постановление об отказе в возбуждении дела как "незаконное и необоснованное". В действиях Шамина, несмотря на главное доказательство — видеозапись, — он усмотрел грабеж.

В ночь на 18 апреля Шамина задерживают полицейские — по другому делу, о возбуждении которого он не знал. Выпускнику детского дома вменяют кражу велосипеда и угон автомобиля ВАЗ-21099.

Протокол о задержании, вопреки нормам уголовно-процессуального кодекса РФ, составят лишь вечером 19 апреля, причем, согласно документам, уже после проведения опознания (с разницей около часа). Как видно по фото из материалов дела, уже на опознании у задержанного уже были заметные следы побоев на лице.

ПОБОИ

Как рассказывает сам Игорь Шамин, в течение расследования вышеупомянутого дела он устно сообщал следователю, что находящиеся в материалах следствия признательные показания были получены незаконным путем. Что оперативники, осуществлявшие задержание, избивали его, требуя подписать явку с повинной. Однако следователь никак не реагировал.

Только 27 августа подследственный обратится с заявлением о побоях к руководителю СУ СК РФ по Самарской области Валерию Самодайкину. В нем Шамин расскажет о том, что после задержания в ночь с 17 на 18 апреля трое сотрудников полиции в служебном кабинете Октябрьского РОВД завели его руки за спину, надели на него наручники и били его резиновой дубинкой, руками и ногами. Били по лицу, по ребрам, по животу.

Из-за ранее совершенных нарушений закона и в силу судимости несколько самарских блогеров до сих пор обвиняют Шамина в том, что он наговаривает на полицейских и заявляют, что никто его не бил. Что побои у него были еще до задержания.

Все, о чем заявил подсудимый в Следственный комитет, можно было бы принять за попытку защиты повлиять на ход дела. Однако у адвоката Шамина есть ответ на запрос из следственного изолятора (есть в распоряжении "Idel.Реалии"), который указывает, что Шамина действительно могли избить. Дело в том, что 20 апреля, при поступлении в СИЗО №1 в книге регистрации сообщений о преступлениях "у Шамина Игоря Максимовича […] выявлены телесные повреждения, а именно кровоподтеки желтого цвета в области правого плеча, спины, кровоподтеки багрово-синего цвета в области правого и левого уха, множественные ссадины лица и головы, кровоподтеки синего цвета в области правого глаза". Собранные материалы направили в ОП №4 УМВД РФ по Самаре, где, предположительно, и был избит Шамин, для принятия процессуального решения.

После заявления Игоря Шамина о возможном преступлении полицейских глава следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил передать материалы проверки в центральный аппарат СК. Теперь уже сотрудники федерального ведомства проводят проверку в отношении полицейских, которые, возможно, совершили преступление. Ее результатов ждут и защитники детдомовца, и те, кто пристально наблюдает за ходом дела.

"ПОДЕЛЬНИК"

С самого начала в материалах дела о краже велосипеда и угоне автомобиля фигурирует знакомый воспитанника детского дома — Дмитрий Кривошеев. Во время расследования, как и Игорь Шамин, он обращается к следователям. Правда, не в следственный комитет РФ, а к руководителю СУ СК РФ по Самарской области Валерию Самодайкину.

Из слов "подельника" Игоря Шамина, Дмитрия Кривошеева, следует, что полицейские били и его. По этому поводу он написал заявление в следком, которое процитировал на своей странице в Facebook Антон Рубин.

"Один из сотрудников полиции приказал сесть на стул посреди комнаты. Когда я садился, один из них выбил ногой стул, и я упал на пол. Потом ко мне подошел мужчина и ударил меня кулаком по правому боку. Я, защищаясь, сполз со стула, этот же мужчина стал бить меня ногами, нанеся около 5 ударов. После этого он приказал мне сесть на стул, я сказал, что садиться не буду, он ответил, что убьет меня, если я не сяду на стул и не буду его слушаться. Второй мужчина подбежал ко мне и ударил кулаком в область щеки. Сказал, чтобы я все рассказывал. Я спросил, что мне рассказывать, он ответил, что я и Шамин Игорь украли автомобиль ВАЗ-21099, и мне нужно в этом сознаться".

Парень сказал, что не крал автомобиль, на что полицейский ответил, что если тот не возьмет кражу на себя, то на него и Шамина повесят кражи иномарки и аккумуляторов по всему району. "В кабинет вернулся третий сотрудник и сказал второму, что нужно срочно писать явку с повинной, потому что скоро уже привезут Шамина. Первый и второй сотрудники полиции сказали, что если я не буду писать, меня убьют". После Кривошеева били по ребрам руками.

Вместе с опубликованными показаниями общественник Антон Рубин написал следующее:

— Сегодня [18 октября] очередное заседание суда по краже автомобиля и велосипеда. Выше — показания "подельника", вместе с которым Игорь взял на себя эти две кражи плюс к шоколадкам. Так или примерно так у нас и происходит расследование преступлений. Так или примерно так сотрудники полиции получают звания, должности и ордена. Так или примерно так люди становятся преступниками, садятся в тюрьму, получают клеймо зека и ярлык изгоя общества, не имея возможности найти работу, устроить семейную жизнь и вернуться в социум полноправным его членом. Сегодня продолжение суда по этим двум эпизодам с "чистосердечным" признанием. А вам хорошего дня. Не встретили человека в форме — значит день хороший.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОКАЗАНИЯХ

Пока Игорь Шамин находился в СИЗО №1, параллельно шел судебный процесс по обвинению в "грабеже". Единственным свидетелем по делу оставался все тот же охранник, задержавший Игоря Шамина.

После вмешательства прокуратуры и переквалификации дела из административного в уголовное свидетель неожиданно поменял показания, вторая версия которых становится главным и едва ли не единственным доказательством того, что кража шоколада была открытой, и, соответственно, уже считается грабежом.

В ранних показаниях Заулдинов В.В. лаконично сообщает, что он увидел по камерам, как неизвестный ему человек взял упаковку шоколада, и, не оплатив товар на кассе, направился к выходу. Далее охранник выбегает из магазина и задерживает Игоря Шамина возле входа. Товар парень успел скинуть еще в магазине.

Позже в материалах дела Заулдинова цитируют следующим образом: "Он увидел, что подсудимый взял со стеллажа коробку с шоколадом и пошел к выходу мимо кассы. Он [охранник] крикнул ему, чтобы он остановился, но Шамин вместо того, чтобы остановиться, спрятал коробку под одежду и побежал к входной двери. На выходе он догнал Шамина, на улице повалил его на землю и задержал. Коробка с шоколадом выпала у Шамина из одежды, и он забрал ее".

ПРОЦЕСС

В результате переквалификации дела в уголовное Промышленный районный суд назначил Игорю Шамину наказание в виде лишения свободы на срок 2 года и 7 месяцев. Отметим, что из них само по себе наказание за "грабеж" — три месяца. Остальное детдомовцу присудили в связи с испытательным сроком по делу о хранении наркотиков, который на момент кражи еще не закончился.

Расследование по делу о краже велосипеда и автомобиля ВАЗ-21099 продолжается.

После того, как Игорь Шамин отказался от услуг государственного защитника, детдомовца защищает адвокат Роман Зуев. Параллельно с этим в защиту Игоря Шамина выступает общественник Антон Рубин. А позже на его сторону встали два депутата Госдумы, единоросс Александр Хинштейн и коммунист Сергей Шаргунов. Около ста тысяч человек подписали петицию в поддержку подсудимого.

Антон Рубин, который несколько лет знаком с Игорем Шаминым и занимается его постинтернатной адаптацией, неоднократно акцентировал внимание, что детдомовец не "белый и пушистый", и единственное, на чем настаивают защитники — это справедливая оценка кражи шоколада. Не "грабеж", а мелкое хищение на сумму, не предусматривающую уголовную ответственность. Также Рубин и Зуев требуют привлечь к ответственности полицейских, избивавших Шамина, в соответствии с законом.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.