В последние месяцы в татарском общественном поле прогремела дискуссия между двумя известными историками — Дамиром Исхаковым и Альфридом Бустановым. Если вкратце, Бустанов предложил отказаться от концепций национального строительства, связанных с советским проектом и перейти к новой парадигме "постнации". Исхаков обрушился на него с критикой. Для тех, кто не следил — обзор историка и публициста Камиля Галеева.
Разговор получился, мягко говоря, накаленным, участники успели бросить в адрес друг друга немало обвинений, возможно не всегда справедливых.
Обозначу свою позицию в этой дискуссии. Один норвежский экономист как-то выразился насчет теории Маркса следующим образом: анализ прекрасный, но практические рекомендации сомнительны. Таково и мое отношение к концепции Бустанова: анализ блестящий, но практические рекомендации — не слишком убедительны.
Почему я назвал анализ Бустанова блестящим? Потому что он сумел ухватить то, что так редко принимают во внимание идеологи, да, честно говоря, и многие историки — "цветущую сложность" татарской идентичности и интеллектуальной жизни, причем не только дореволюционной. Действительно, одновременно на одной и той же территории сосуществовали совершенно разные идентичности, которые, в общем и целом, можно обозначить как "татарские". "Татарская" идентичность исторически была многослойной и гибридной, а не монолитной.
Нельзя не согласиться с Бустановым и в том, что советизация означала для татар цивилизационную катастрофу и тотальный даунгрейд. Во второй раз после 1552 г. городская татарская культура была уничтожена физически вместе со своими носителями. В качестве нормы и образца была принята культура деревенская, причем речь не о традиционной татарской деревне по состоянию на 1917 г., а о деревне кастрированной, "с убитым имамом и его разграбленной библиотекой".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Историк Дамир Исхаков: разделение татар на группы — на пользу имперской политикеКороче говоря, советское татарское общество — это общество обезглавленное, и в городской, и в деревенской его части. Одним из самых печальных результатов этого стала ускоренная ассимиляция наиболее образованных слоев татар — они просто не находят татарской интеллектуальной среды, в которую могли бы вписаться и вписываются в итоге в русскую. А не находят потому, что эту среду в полном составе закатали в асфальт в 1920-1930-е годы.
Тем не менее, когда речь заходит о практических рекомендациях и планах на будущее, аргументы Исхакова представляются более весомыми.
Во-первых, Бустанов выдвигает совершенно необоснованный тезис об отмирании наций в современную эпоху и необходимости перехода к "постнациям". В условиях, когда митинги за независимость в Шотландии и Каталонии собирают сотни тысяч участников этот тезис выглядит довольно слабо. В современной Европе мы наблюдаем ослабление старых, имперских идентичностей, таких как "британская" или "испанская" и одновременно громадное усиление идентичностей региональных, вроде шотландской или каталонской.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарстан и Каталония: Такие разные и одинаковыеПринципиально важным моментом является то, что эти усиливающиеся идентичности "малочисленных" народов имеют территориальную привязку. Важность этого факта нельзя переоценить. Мне представляется чудовищно опасной и даже убийственной иллюзией представление о якобы блестящих перспективах татарской "нации" или даже "постнации" без своей республики.
Ведь что мы видим на практике? За пределами республики основная масса татар все больше ассимилируется — с каждым новым поколением. Этому способствует и система образования, ориентированная исключительно на использование русского языка, и смешанные браки и, давайте начистоту, отсутствие ощущения, что земля, на которой они живут в полной мере им принадлежит (не будем забывать, что о татарских общинах за пределами Татарстана, даже в Поволжье регулярно говорят как о "диаспорах").
Противостоять этому давлению могут считанные проценты нонконформистов. Но стратегия, ориентированная исключительно на нонконформистов ущербна и в длительной перспективе провальна.
Татары очень многое потеряли в годы Советской власти. Потеряли собственную интеллектуальную элиту, что секулярную, что религиозную. Потеряли, в огромной степени, старую культуру. Некоторой компенсацией за наши утраты послужила собственная государственность — Республика Татарстан. Единственное место на земле, где среднестатистические татары-конформисты (а не единицы пассионариев) могут быть социально успешны, оставаясь при этом в перспективе татарами. И отказываться от этого приобретения ради каких-то невнятных перспектив "постнации" было бы нелепостью.
Нельзя повторять ошибку русских националистов, носящихся со своими линейными схемами преемственности как с писаной торбой
Другое дело, что концепцию татарской идентичности, действительно стоит переосмыслить. Нельзя повторять ошибку русских националистов, носящихся со своими линейными схемами преемственности как с писаной торбой.
Во-первых, нам надо осознать, что татарский народ включает в себя не только тюркский, но и финно-угорский субстрат. Среди наших предков есть и булгаро-огуры, и кипчаки, и огузы, и марийцы, и удмурты, и мордва. Так что вся дурная бесконечность споров между "булгаристами" и "татаристами" — это пустая трата времени и чернил. Не смущает же англичан, что среди их предков есть и кельты, и римляне, и англосаксы с ютами, и викинги, и наконец норманны? Наоборот, они всячески подчеркивают сложность и многослойность своей идентичности, в чем можно убедиться за полчаса, пролистав любой британский учебник истории. Так же и нам следует принять эту сложность и многослойность.
Во-вторых, и нынешнюю татарскую государственность следует позиционировать не как сугубо татарский этностейт — здесь я абсолютно согласен с Бустановым в том, что такая формулировка провальна — а шире — скорее как тюрко-финский симбиоз, опирающийся на давние традиции сотрудничества. И дело тут не только в прагматических соображениях, но и в нашем долге благодарности перед историческими союзниками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Удмуртский язык: условия для сохранения лучше в Татарстане, чем в УдмуртииВ период между двумя последними переписями, численность марийцев снизилась во всех регионах РФ за исключением Татарстана (и даже в Марий Эл). Мне кажется, этот факт подчеркивает значимость Республики не для одних только татар, но и для всех коренных народов Поволжья — даже в нынешнем печальном состоянии он представляет собой наш общий Ноев Ковчег.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Башкортостан — и татарская республикаВ-третих, территориальная привязка татарской идентичности вовсе не должна означать замыкание в собственных границах и автаркию. Это было бы непростительной ошибкой. Можно вспомнить немало случаев, когда диаспоры и общины, живущие за пределами родной страны, оказывали колоссальное влияние на ход ее истории. И речь здесь не только о демографической или финансовой подпитке со стороны диаспор, но и о ее интеллектуальном (и медийном) ресурсе, который в некоторой ситуации может оказаться незаменимым.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.