Новая трактовка истории от православных активистов: Грозный не хотел кровопролития

Взятие Казани было "защитой и обороной", "днем объединения народов", а Ивана Грозного стоит благодарить за труды и просвещение, которые он принёс Казанскому ханству и другим землям будущей Российской Империи. Об этом рассказали корреспонденту "Idel.Реалии" рядовые участники субботнего молебна по павшим при взятии Казани воинам.

Богослужение на Казанке 12 октября собрало скромное количество участников (по оценкам корреспондента "Idel.Реалии", около 30 человек, треть из которых составляли священнослужители) — зато идеологическая подготовка собравшихся не вызывала серьезных сомнений. Последние развеялись, когда корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с несколькими рядовыми участниками богослужения.

Хотя все они говорили о важности поминовения погибших при взятии Казани, уже к середине интервью стало казаться, что главный повод для того, чтобы собраться на берегу Казанки 12 октября, эти люди видят в другом.

"ВЕРА У НИХ ТАКАЯ ГОРЯЧАЯ, ТАКАЯ ГЛУБОКАЯ..."

Впервые за сто лет: архиерейское богослужение у храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани

— Меня зовут Наталья, раба божья Наталья, — говорит первая и участниц, к которой я обращаюсь, Наталья Боровик:

— Конечно, для нас этот день много значит. Потому что в результате освобождения Казани, освобождения тех пленных воинов... Даже не воинов — тех русских людей пленных, которые были здесь, в жесточайших условиях содержались — в ямах, в мучениях... Их было огромное количество этих пленных! Они были освобождены. И для нас, как для православных, очень важно то, что здесь началось распространение православия в казанском крае. Очень много татар принимали веру православную. Причем не насильственно, как об этом где-то говорят, неправда! Была проповедь такая и жизнью своей наши святители показали, что вера христова она действительно истинная вера.

Наталья Боровик уверяет, что в храм Николая Чудотворца, который она посещает, и сейчас приходит очень много крещенных татар.

— Вера у них такая горячая, такая, знаете, глубокая — как говорится, не по наследству и вопреки в общем-то своим родственникам они сделали такой выбор... И мы очень рады, что Казань наша, наш Казанский край он — православный. Казань — православная. Была, есть и будет, что бы здесь ни было.

Но, конечно, добавляет она обязательную в таких случаях фразу, православные здесь ни с кем не враждуют, находятся в дружбе с теми, кто исповедует другую веру.

Тогда стоит ли спустя столетия отмечать дату, которую настолько по-разному оценивают русские и татары, интересуюсь я, ведь это может быть чревато раздорами.

— Мы не эту дату отмечаем, — возвращается к официальной повестке Наталья. — Мы сегодня молились во всех храмах, а сейчас здесь — о павших воинах при взятии Казани. Почему бы нам за них не помолиться? Мусульмане молятся за своих. Никто же не запрещает этого. Никто ведь по этому поводу никакого неудовольствия не испытывает, не высказывает. А поминать павших и умерших — наше святое дело. Мы пришли сюда, потому что здесь это событие происходило. Здесь они погребены, эти косточки хранятся...

"ЭТО ДЕНЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ"

— Я сама — православная татарка, и знаю, что во время взятия Казани с Иваном Грозным были не только русские, но и татары, — говорит руководитель центра защиты материнства "Умиление" Элина Галиуллина, раздававшая участникам богослужения по его окончании пирожки с яблоками. — Я считаю, что сегодняшний день — день как раз объединения народов. Потому что с момента взятия Казани границы Святой Руси стали расширяться. Сегодня поминаются воины, павшие при взятии Казани, это не только, кстати говоря, русские воины. И я думаю, все должны объединяться — и русские, и татары, и православные, и мусульмане — и не нужно нам ничего делить. Нечего нам делить.

Нужно "проливать свет на те события и разбираться, что тогда случилось", уверена Элина. Но, видимо, всё зависит от угла, под которым этот свет подает на предмет изучения.

— Еще раз повторю: в войсках Ивана Грозного были в том числе и татары. И с той, и с другой стороны. Это не единственный пример, когда татары воевали и с той, и с другой стороны. Вопрос, за что воевали. Воевали, потому что были нападения на русский народ. Нельзя сказать, что был какой-то захват, какой-то корыстный, злонамеренный... Это была в каком-то смысле защита и оборона. Мне кажется, это как-то даже нелепо — сейчас кого-то обвинять в том, что было тогда, что случилось тогда. Это, наверное, всё не без божьей воли случилось. Благодаря этому Россия сейчас такая, какая она есть, — подытоживает Элина.

Your browser doesn’t support HTML5

Захват Казани в 1552-м. Что сегодня об этом думают казанцы?


И ГРОЗНЫЙ ТАКОЙ МОЛОДОЙ...

Мое внимание привлекает пожилой мужчина, беседующий с Натальей Боровик. Валериан, представляется он.

— Он пишет стихи, приехал сюда, на богослужение, из Марий Эл, — сообщает мне Наталья.

Валериан долго собирается с мыслями, когда я говорю, что хочу задать несколько вопросов; мне уже начинает казаться, что мы теряем время зря, но едва в беседе всплывает имя Ивана Грозного, мужчина оживляется.

Валериан и Наталья Боровик

— Без Грозного, который дал начало, не было бы империи российской. Той державы, того могущества, могучего государства, — заключает он.

— Двадцать два года всего было царю, когда происходило это событие! Двадцать два!.. Но он уже был глубоко религиозно воспитан, и образован — в военном отношении, во всех, — охотно подхватывает тему Наталья.

— Это — первый помазанник божий, — продолжает Валериан. — Именно империя, можно сказать, началась с него. Мы не можем не быть благодарны за его труды, за то просвещение, которое он дал.

Наталья: — Этому краю. Вообще — всему Казанскому ханству.

Валериан: — Не только казанскому.

Наталья: — И дальше тоже. Сибирское, да... А, кстати, он не хотел кровопролития. Когда наступил момент взятия, он же предлагал казанцам сдать город без кровопролития. Он говорил: "Мы не хотим кровопролития. Давайте сдавайтесь". Но казанцы упорно стояли: "Нет!" Они женщин вперед выставляли. Не было бы столько жертв, если бы... Мирно всё обошлось бы. Мы сегодня поминали усопших, погибших воинов при взятии Казани. Не сам момент исторический — конечно, очень важный для Казани — но именно павших воинов, наших предков. Это долг каждого народа — русского, татарского, еще какого-то — поминать своих...

Валериан: — Усопших.

Наталья: — Усопших, да, своего рода. Это дело никак нельзя отменять. В этом нет никакого раздора. Раздор никакой не вносится.

В тот же день в Казани прошел митинг, посвященный Дню памяти павших при захвате города войсками Ивана Грозного.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.